Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7270) 5 - 11 апреля 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеНеобычное лекарство от сезонных депрессийДни исландского кино в России КИНОАнастасия МАШКОВА
Кинематографический пейзаж Исландии (260 тысяч жителей, самое большое количество писателей, нобелиантов и обладательниц титула "Мисс мира" на душу населения) определяет режиссер Фридрик Тор Фридрикссон. Он - абсолютный лидер национальной школы, с чьим именем за рубежом и связывают понятие "кино Исландии". И практически вся российская ретроспектива состояла из фильмов Фридрикссона: "Ангелы Вселенной" (2000), "Дети природы" (1991), "Белые киты" (1987), "Холодная лихорадка" (1995), "Остров Дьявола" (1996). Фридрик Тор Фридрикссон, безусловно, принадлежит к той ветви европейского кино, что пошла от вечного странника Вима Вендерса. Но географические координаты вносят свои поправки в путь следования и подражания маэстро. Герои вендерсовских роуд-муви - "Алисы в городах", "Ложного движения" и, в особенности, "С течением времени" - отправлялись в путешествия, дабы осознать их тщетность: невозможно убежать от себя с помощью пространственной перемены мест. Героям исландского режиссера, собственно, и перемещаться некуда, их среда обитания и так край Европы, самый край. Путешествие в никуда совершает молодой исландец в фильме "Остров Дьявола", съездивший в Америку, понабравшийся заморских штучек, но почему-то вернувшийся назад и спившийся, так же, как и все доходяги из родного поселка. Но несгибаемый дед, основатель рода, тянет семью, питаемую "американской мечтой" и вынужденную по бедности ютиться на оставленной американцами военной базе НАТО. Не получилось с дочкой, со старшим внуком. Погиб младший внук, главная отрада, мальчик, "научившийся летать", как мечтал в детстве, и разбившийся на самолете в опасных исландских взгорьях. А дед и бабка, считающая себя колдуньей, уже обнаруживают задатки будущего оперного певца в затюканном правнуке-хромоножке и готовы тянуть в "большую жизнь" и его. Самое отчаянное путешествие в фильмах Фридрикссона, пожалуй, совершают семидесятилетние с лишком пенсионеры, эдакие Бонни и Клайд, укравшие джип и сбежавшие из соответствующего их возрасту учреждения в места своего детства ("Дети природы"). Стелла, она же "исландская Бонни", вдохновительница отчаянного побега, собирается умереть на родной земле и уйти в родную землю, к своим близким и любимым. Последнее путешествие "к своим", похоже, для настоящего исландца вопрос принципиальный: духи и привидения обитают в фильмах Фридрикссона так же вольготно и зримо, как персонажи из плоти и крови. Привидения появляются в фильмах просто и буднично: бабуля изгнала из внучонка дух "зеленого змия", а он возьми и вернись. Или: у бестолкового японца опять сломалась машина в ледяной пустыне. Пришел дух в виде девочки, дунул-крикнул, и машина встала на колеса. Холод собачий, а обнаженная красавица машет ручкой с прибрежной скалы: "А это местное привидение", - комментирует паромщик. Режиссер, что удивительно, не стыдится каждый раз выдавать зрителю сувенирный исландский набор: привидения, гейзеры и серные источники и, конечно, пуловеры, исландские пуловеры, кто ж их не признает. Охота и рыбалка, ядреная местная водка с каким-то экзотическим числом градусов. Точно так же режиссер, не смущаясь, в лоб выстраивает цитаты, определяя свою кинематографическую идентичность для интеллигентного европейского зрителя. Вот цитата из "Сталкера". Вот в патетическом финале "Детей природы" старику на могиле возлюбленной былых дней является ангел. То есть актер Бруно Ганц, сыгравший ангела в фильме Вендерса "Небо над Берлином". Фридрикссон явно ощущает себя персонально ответственным за медленное, но верное продвижение своего родного кино в хотя бы фестивальные залы мира. Дом, семья, родина - ключевые темы в творчестве лидера национальной школы. И, как ни странно, они также отыгрываются в фильме дебютанта Балтазара Кормакура "101 Рейкьявик". А вот это уже фильм, способный физически поднять температуру и избавить от гипотонии, горячее молодежное кино, раскованное, модное. Но уроки старшего коллеги (Кормакур - национальная кинозвезда, блестяще выступивший у Фридрикссона в "Острове Дьявола" и последнем, на сей раз беспредельно мрачном и блистательном фридрикссоновском фильме "Ангелы ада") не прошли бесследно. Фильм про типичного молодого горожанина Клинура, что до тридцати лет не живет, а так, тусуется. Вокруг тусуются ровесники, причем глагол "тусоваться" можно понимать по-всякому: совместное распитие, секс, крепкая мужская дружба, платоническая любовь, дурацкий общий бизнес, все что угодно. Живет у мамы и на пособие. Потом в дом к парню (то есть к маме) вселяется экзотическая испанка Лола - знаковое появление знаменитой испанки Виктории Абриль - и все идет на перекосяк. Горячие тусовки странно действуют и на иностранцев: Лола отдается Клинуру, хотя после "незабываемой" ночи сообщает, что приехала строить совместную семью с его матерью. Нерожденному младенцу (вполне традиционное последствие угарного времяпрепровождения во время короткой вылазки "нетрадиционной" мамы из дома) Клинур, выходит, будет и отцом, и братом, и, как он вычисляет,.. бабушкой. Но потом все устраивается вполне естественно и у Клинура с мамой и Лолой, и у других его приятелей. Кстати, этот фильм куплен и для отечественного кинотеатрального проката. Также в рубрике:
|