Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 13 (7270) 5 - 11 апреля 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Необычное лекарство от сезонных депрессий

Дни исландского кино в России

КИНО

Анастасия МАШКОВА


Такова Исландия на экране

Кинематографический пейзаж Исландии (260 тысяч жителей, самое большое количество писателей, нобелиантов и обладательниц титула "Мисс мира" на душу населения) определяет режиссер Фридрик Тор Фридрикссон. Он - абсолютный лидер национальной школы, с чьим именем за рубежом и связывают понятие "кино Исландии". И практически вся российская ретроспектива состояла из фильмов Фридрикссона: "Ангелы Вселенной" (2000), "Дети природы" (1991), "Белые киты" (1987), "Холодная лихорадка" (1995), "Остров Дьявола" (1996).

Фридрик Тор Фридрикссон, безусловно, принадлежит к той ветви европейского кино, что пошла от вечного странника Вима Вендерса. Но географические координаты вносят свои поправки в путь следования и подражания маэстро. Герои вендерсовских роуд-муви - "Алисы в городах", "Ложного движения" и, в особенности, "С течением времени" - отправлялись в путешествия, дабы осознать их тщетность: невозможно убежать от себя с помощью пространственной перемены мест. Героям исландского режиссера, собственно, и перемещаться некуда, их среда обитания и так край Европы, самый край. Путешествие в никуда совершает молодой исландец в фильме "Остров Дьявола", съездивший в Америку, понабравшийся заморских штучек, но почему-то вернувшийся назад и спившийся, так же, как и все доходяги из родного поселка. Но несгибаемый дед, основатель рода, тянет семью, питаемую "американской мечтой" и вынужденную по бедности ютиться на оставленной американцами военной базе НАТО. Не получилось с дочкой, со старшим внуком. Погиб младший внук, главная отрада, мальчик, "научившийся летать", как мечтал в детстве, и разбившийся на самолете в опасных исландских взгорьях. А дед и бабка, считающая себя колдуньей, уже обнаруживают задатки будущего оперного певца в затюканном правнуке-хромоножке и готовы тянуть в "большую жизнь" и его. Самое отчаянное путешествие в фильмах Фридрикссона, пожалуй, совершают семидесятилетние с лишком пенсионеры, эдакие Бонни и Клайд, укравшие джип и сбежавшие из соответствующего их возрасту учреждения в места своего детства ("Дети природы"). Стелла, она же "исландская Бонни", вдохновительница отчаянного побега, собирается умереть на родной земле и уйти в родную землю, к своим близким и любимым. Последнее путешествие "к своим", похоже, для настоящего исландца вопрос принципиальный: духи и привидения обитают в фильмах Фридрикссона так же вольготно и зримо, как персонажи из плоти и крови. Привидения появляются в фильмах просто и буднично: бабуля изгнала из внучонка дух "зеленого змия", а он возьми и вернись. Или: у бестолкового японца опять сломалась машина в ледяной пустыне. Пришел дух в виде девочки, дунул-крикнул, и машина встала на колеса. Холод собачий, а обнаженная красавица машет ручкой с прибрежной скалы: "А это местное привидение", - комментирует паромщик.

Режиссер, что удивительно, не стыдится каждый раз выдавать зрителю сувенирный исландский набор: привидения, гейзеры и серные источники и, конечно, пуловеры, исландские пуловеры, кто ж их не признает. Охота и рыбалка, ядреная местная водка с каким-то экзотическим числом градусов. Точно так же режиссер, не смущаясь, в лоб выстраивает цитаты, определяя свою кинематографическую идентичность для интеллигентного европейского зрителя. Вот цитата из "Сталкера". Вот в патетическом финале "Детей природы" старику на могиле возлюбленной былых дней является ангел. То есть актер Бруно Ганц, сыгравший ангела в фильме Вендерса "Небо над Берлином". Фридрикссон явно ощущает себя персонально ответственным за медленное, но верное продвижение своего родного кино в хотя бы фестивальные залы мира.

Дом, семья, родина - ключевые темы в творчестве лидера национальной школы. И, как ни странно, они также отыгрываются в фильме дебютанта Балтазара Кормакура "101 Рейкьявик". А вот это уже фильм, способный физически поднять температуру и избавить от гипотонии, горячее молодежное кино, раскованное, модное. Но уроки старшего коллеги (Кормакур - национальная кинозвезда, блестяще выступивший у Фридрикссона в "Острове Дьявола" и последнем, на сей раз беспредельно мрачном и блистательном фридрикссоновском фильме "Ангелы ада") не прошли бесследно. Фильм про типичного молодого горожанина Клинура, что до тридцати лет не живет, а так, тусуется. Вокруг тусуются ровесники, причем глагол "тусоваться" можно понимать по-всякому: совместное распитие, секс, крепкая мужская дружба, платоническая любовь, дурацкий общий бизнес, все что угодно. Живет у мамы и на пособие. Потом в дом к парню (то есть к маме) вселяется экзотическая испанка Лола - знаковое появление знаменитой испанки Виктории Абриль - и все идет на перекосяк. Горячие тусовки странно действуют и на иностранцев: Лола отдается Клинуру, хотя после "незабываемой" ночи сообщает, что приехала строить совместную семью с его матерью. Нерожденному младенцу (вполне традиционное последствие угарного времяпрепровождения во время короткой вылазки "нетрадиционной" мамы из дома) Клинур, выходит, будет и отцом, и братом, и, как он вычисляет,.. бабушкой. Но потом все устраивается вполне естественно и у Клинура с мамой и Лолой, и у других его приятелей. Кстати, этот фильм куплен и для отечественного кинотеатрального проката.

Также в рубрике:

КИНО

ВЕРНИСАЖ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;