Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 15 (7126) 23 - 29 апреля 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ОбществоТолько три процента россиян любят бунтоватьПредмет изучения - глас народа Беседу вела Татьяна ПЕТРЕНКО Все-таки нашим предкам было проще: никто не "доставал" дедушку вопросом, нравится ли ему царь, а бабушку - не возражает ли она против новой шляпки из Парижа. Времена изменились. И общественное мнение - наше с вами - интересует всех: от политиков до модельеров. Услышать, а главное, понять "глас народа", - особое искусство, точнее, наука. Александр Ослон - один из признанных специалистов в этой области. Его фонд "Общественное мнение" - среди организаций, с помощью которых Президент и его администрация узнают, что, собственно, думает по тому или иному поводу вверенное ему население.
- Александр Анатольевич, ваши исследования, кроме вполне понятного прикладного значения, носят и общегуманитарный характер. Это своего рода социокультурная моментальная фотография общества, хотя вряд ли вы ставите такую цель... - Работая с администрацией Президента, мы стремимся совмещать потребности заказчика и собственное любопытство. Например, что означает для россиян понятие "долг"? 35 процентов понимают его как честный и добросовестный труд, отстаивание своих прав - 23 процента, самостоятельную заботу о себе, своей семье, не дожидаясь помощи со стороны, - 21 процент, участие в мирных акциях протеста поддерживают 8 процентов, а бунт и массовые беспорядки увлекают лишь 3 процента, при этом не падают духом и надеются на лучшее 24 процента. Но есть исследования, которые мы проводим самостоятельно, например, восемь крупных разработок под названием "Монитор". Скажем, мы изучали отношение людей к кинематографу. Этот опрос подтвердил известный факт: россияне почти не ходят в кино. 83 процента вообще не посещают, а 6 процентов бывают несколько раз в год. Самыми распространенными ответами на вопрос, при каких условиях вы стали бы чаще ходить в кино, были: снижение цен на билеты, расширение репертуара, оборудование кинотеатров современной техникой. Предлагали также устроить в них другие виды отдыха, организовать хорошую рекламу и выступление кинокритиков с рассказами о фильмах перед сеансами.
- А вы изучаете обычные житейские пристрастия и вкусы? - Такие исследования быстро и весело начинаются и быстро заканчиваются. Серьезные и веселые темы стоят одинаково дорого. На развлекаловку денег всегда жалко, но у нас все же были опросы: Какое у вас сегодня настроение? Приходилось ли вам носить валенки? Есть ли на вашем подоконнике рассада? Как вы относитесь к праздникам? Список популярности открывает Новый год - его отмечали 93 процента, затем идет 8 Марта - 84 процента, Рождество - 69 процентов, 23 февраля - 63 процента, Старый новый год - 58 процентов, Масленица - 49 процентов. Самая распространенная форма празднования - застолье в кругу семьи. Среди напитков, побывавших на новогоднем столе, были шампанское, водка, чай, соки, воды, а вот наливка - редкий гость. Может быть, наши современницы забыли рецепт, а может быть, нет времени на ее приготовление, да и желания. Проводили мы опрос из серии "Уровень жизни": сколько в семье телевизоров? Большинство семей в России имеют один телевизор, причем в сельской местности их больше. В каждой третьей - по два, в каждой десятой - по три и более. Только отечественные телевизоры есть у 64 процентов, только зарубежные - у 18 процентов, остальные имеют и отечественные, и зарубежные. Почти треть семей пользуются телевизорами, не имеющими пульта для дистанционного переключения каналов. Число сельских жителей, недовольных качеством приема телевизионного сигнала, в два раза больше, чем москвичей. По экологии задавали вопрос - каким воздухом мы дышим? Каждый третий москвич - 30 процентов - ничего не знает о качестве воздуха в своем микрорайоне, 23 процента думают, что он чистый, однако 47 процентов считают, что он в той или иной степени вреден для здоровья. 52 процента считают свой микрорайон очень зеленым, 43 процента полагают, что зелени хватает и лишь 5 процентов сетуют на то, что зелени практически нет. Больше всего жителей беспокоят газы, именно они загрязняют воздух и ухудшают экологию.
- Мы всегда считались самыми читающими людьми... - Что касается газет, то мужчин в наибольшей степени привлекают "Спорт-экспресс" - 79 процентов, "За рулем" - 67 процентов. Женщины предпочитают журнал "Лиза" - 90 процентов, "Семь дней" - 63 процента. Мужчины выбирают издания, освещающие прежде всего спорт, экономику, политику. Женщины - журналы, знакомящие с зарубежной светской хроникой и теленовостями. На вопрос - какие книги вы читали за последние три месяца? - мы получили такие ответы: 31 процент - не читали вовсе, и столько же - читали детективы, триллеры, приключения, фантастику. Далее шли романы о любви - 15 процентов, современная художественная литература - 13 процентов, классическая - 12 процентов, историческая - 11 процентов и лишь всего 4 процента любят поэзию.
- Александр Анатольевич, любой человек, далекий от социологии, не может не задаваться вопросом, а насколько точны ваши данные? - Приведу пример: вам нужно определить длину дощечки. Конечно, вы можете измерить с точностью до микрона, но вы обычно берете для этой цели линейку и округляете сантиметры. Инструмент, который используем мы, грубый, он не может учесть всех тонкостей. Выборочный метод изначально несет в себе ошибку, которую мы учитываем в процентном отношении. Есть группа людей, не охваченных нами: больные, бездомные, заключенные, командировочные, иногородние. Претензии на то, что результаты - не есть мнение всех россиян, вполне обоснованы. Наши данные являются базовыми для ОРТ. Именно на их основе они строят свою программную сетку. Мы проводили опросы по кино. Фильмы на домашних экранах - 45 процентов смотрят ежедневно, 41 процент - не реже 3-4 раз в неделю, только 2 процента не смотрят вообще. Частый телепросмотр является нормой для подавляющего большинства. Отечественные фильмы получают более высокий рейтинг, чем зарубежные. Однако мужчины и люди моложе 30 лет все же любят зарубежные фильмы. На вопрос "Почему?" на первом месте - интереснее, потом - высокое техническое качество, красочность, зрелищность, спецэффекты, умение снимать такие жанры, как фантастика, боевики, детективы, "ужастики", мюзиклы. Кстати, ОРТ покупает данные и других фирм, потому что все познается в сравнении.
- Были ли ситуации, когда вы ошибались? - То есть наши исследования показывают одно, а в жизни - другое? Это очень неприятная ситуация, а люди не любят помнить неприятное, поэтому я и не припоминаю таких случаев. Также в рубрике:
|