Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 15 (7126) 23 - 29 апреля 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираНераскрытые тайны Эль-Файюмаили О чем рассказывают древние портреты По материалам итальянской печати подготовила Галина СТОЛЫПИНА Немногие памятники древней живописи вызывают такое восхищение, как файюмские портреты, найденные в египетском оазисе Эль-Файюм в период с 1887 по 1920 г. Эти удивительные произведения древних мастеров, выполненные в I-III вв. н.э., как правило, украшали верхнюю часть, "голову" заключенных в саркофаг мумий. Сделанное в египетском оазисе открытие было подлинной сенсацией. Прекрасно сохранившиеся файюмские портреты показали всему миру, каких высот достигло искусство живописцев греко-римского периода жизни Египта. Многие считают, что с ними можно сравнить разве что произведения мастеров эпохи Возрождения. В Италии в течение нескольких недель проходила большая выставка файюмских портретов. Рассказывая об этом событии, итальянская пресса поведала малоизвестные факты из истории шедевров. Корнелио Полио был офицером римской армии в те времена, когда Египет попал под влияние Рима. За боевые заслуги воин получил внушительный участок плодородной земли в среднем течении Нила. Решив навсегда обосноваться на этой благословенной земле, Корнелио взял в жены египтянку. Через некоторое время она родила ему сына Сотера, который, войдя в пору зрелости, сделал блестящую политическую карьеру: стал высокопоставленным чиновником. Второй эпизод из египетской жизни того времени. В те времена на берегах Нила, как известно, было принято бальзамировать умерших и хоронить мумии в саркофагах. Специалисты по бальзамированию, знающие тонкости этой сложной профессии, были в чести. Они собрались, чтобы распределить между собой рынок, закрепив за каждым определенный участок. По поводу чего и было заключено соглашение - как и полагалось, на папирусе, в присутствии нотариуса. И еще один эпизод, уже связанный с жизнью низших слоев общества древней страны и отмеченный точной датой: случилось это 2 ноября 182 года н.э. В тот вечер маленький ребенок - сын супружеской пары рабов богатого хозяина - влез на подоконник довольно высокого строения, чтобы посмотреть на уличных танцовщиков. Не удержался, вывалился из окна... Трагическое событие запечатлено в документе, который хозяин рабов адресовал "стратегу" - местному губернатору. Всего три эпизода из жизни Египта тех времен, когда он был римской провинцией. Они рассказывают о будничных заботах людей, существовавших два тысячелетия назад. До нас рассказы о них, записанные на папирусах, дошли вместе с их портретами - самыми знаменитыми на весь мир произведениями живописного искусства I-III вв. н.э. Эти портреты, известные во всем мире как файюмские получили название по месту их находки - оазиса Эль-Файюм, где были впервые обнаружены итальянской археологической экспедицией. ...Шел первый век нашей эры. Клеопатра, последняя царица из рода Птолемеев, потерпев поражение от римлян в морской битве, поспешно вернулась в Египет и покончила с собой. Египет стал римской провинцией. Тяжкая судьба для гордого и независимого государства. Событие, которое не очень-то сильно отразилось на жизни большей части египтян, как считают многие историки, изучившие документы тех времен. Только по несколько увеличившимся налогам население почувствовало, что, как сказали бы сегодня, "сменилась команда". И это было плохо. Зато местные чиновники стали работать четче, их деятельность была под строгим контролем Египетского префекта - ему римский сенат отдал всю исполнительную власть, которую прежде осуществлял сам фараон. Тогда на берегах Нила возникает новая культура - удивительный сплав традиций разных народов, живших в те времена на этой благословенной земле: египтян, греков, римлян, выходцев из восточных земель. По мнению некоторых историков, Египет превращается в "Калифорнию Римской империи". Механизм "эмиграции" европейцев на берега Нила был прост. Еще в 332 г. до н.э., после египетского похода Александра Македонского, вдоль великой реки стали селиться греки. Кроме того, многие воины Александра Македонского получили здесь земельные наделы - в порядке платы за верную службу. На благодатных землях оседали также выходцы с территорий, принадлежащих теперь Ливии, Сирии, Израилю. Возникали смешанные браки между инородцами и египтянами. Римляне, как и греки, как правило, находились на высших ступенях социальной лестницы. Среди них были торговцы, ростовщики, известные лекари, атлеты, актеры и просто богатые землевладельцы. Скоро на берегах Нила возникло, как теперь сказали бы, некое космополитическое общество со своей самобытной культурой, как бы "переплавившей" самые разные традиции. Наивысшего расцвета эта культура достигла во II веке н.э. В изобразительном искусстве в это время наряду с памятниками, продолжавшими египетские традиции, появляются произведения, создававшиеся согласно нормам античного искусства. В Александрии возникает школа эллинистического искусства, которое отражало события реальной жизни. В социальной же иерархии страны важную роль играли священнослужители, охранявшие незыблемость культовых обрядов, особенно тех, что связаны с препровождением усопших в царство мертвых. Поэтому именно здесь тесно сплелись традиции разных культур: египетской, греческой, римской. Усопших, как и прежде, бальзамировали - конечно, речь идет о богатых и знатных гражданах. Пропитанные специальными растворами тела помещали в саркофаги, стены которых разрисовывали снаружи, изображения давали представление о том пути, который прошел покойный, прежде чем отправиться в царство мертвых. Однако вместо традиционной древнеегипетской заупокойной маски на лица мумий стали накладывать написанные восковыми красками портреты умерших. Их рассматривали как некую замену ушедшего в иной мир, и потому сами по себе файюмские портреты были священны - их воспринимали как своего рода магическую запись духа усопшего, материальное воплощение его души. Иногда портреты писали еще при жизни "модели" и помещали их в домах. Писали на жестком льняном холсте, дереве, папье-маше. Греческое искусство, особенно распространившееся в Египте, "требовало", чтобы художник не просто изображал предмет или человека, но и выражал эмоции, которые вызывал у него изображаемый объект. Поэтому портретисты из Эль-Файюма изображали умершего так, как если бы он был живым. Отсюда особый, проницательный взгляд - глаза вообще считались метафорическим "вместилищем" жизни. Любому, кто смотрит на файюмские портреты, кажется, будто они ведут с ним напряженный немой диалог. Когда художник считал, что только красками невозможно создать эффект "живого" зрачка, он прибегал к методу инкрустации - в зрачок вставляли кусочек стекла, который его "оживлял". Да, это были реалистические портреты, но до определенной степени. Все- таки художники Эль-Файюма наверняка приукрашивали свои модели. Да иначе и быть не могло - богатые, заключенные в искусно раскрашенные саркофаги, усопшие должны были выглядеть очень красиво. Поражает в файюмских портретах не только реалистичность живописи, но и умение художника обращаться с красками. Портреты, а также найденные рядом с мумиями мелкая пластика, драгоценности, одежда, предметы быта и культов и даже туалетные принадлежности, рассказали, в частности, о смешении народов и рас, имевшем место в тогдашнем Египте. На портретах - римляне, евреи, чернокожие, метисы. Поведали эти портреты о том, что богатые переселенцы обоего пола, владевшие окрестными землями, заключали браки между собой или же с представителями и представительницами местной египетской знати. Что была велика рождаемость - но и детская смертность тоже. Что очень часто молодые женщины умирали во время родов. Вообще на файюмских портретах изображены исключительно молодые лица, пожилых, тем более старых людей, увидеть практически невозможно. Это лишний раз доказывает, что в те времена люди умирали, едва достигнув 35 лет. Стариков в нашем понимании тогда, очевидно, не было. Зато около одной маленькой мумии найдены куклы - очевидно, отправляя в царство мертвых до времени усопшую дочь, родители положили рядом с ней любимые игрушки. С распространением христианства постепенно ушли в прошлое обычаи бальзамировать мертвых. О файюмских портретах надолго и крепко забыли. Но не о мумиях как таковых. И это касается одной малоизвестной главы в истории медицины. В течение нескольких веков в Европе считали, что лучшим средством для восстановления кроветока и лечения варикозного расширения вен является так называемый "порошок мумии". Его привозили купцы из Александрии, которые тайно скупали похищенные из древних захоронений мумии, растирали в порошок высохшие кости и отправляли это ужасное снадобье в Европу. За несколько веков александрийские купцы "переработали" в порошок тысячи мумий. А потом наладились потихоньку скупать в бедняцких больницах, а также в тюрьмах тела усопших, обрабатывали их специальными растворами, оставляли на испепеляющем солнце, пока они не высыхали, а затем перемалывали "в порошок мумии". Но поскольку все тайное когда-то становится явным, то слухи об этом все-таки дошли до Европы - одного из главных потребителей чудодейственного лекарства. Чтобы выяснить всю правду, касающуюся "лжемумий", в Египет отправился известный в те времена итальянский путешественник Пьетро Делла Валле. Шел декабрь 1615 года. Делла Валле специально привезли в такое место, где египтяне, как они говорили, производили раскопки, выискивая "настоящие" мумии "на экспорт" или для продажи приезжающим в Египет европейцам. В доказательство того, что мумии в Египте есть в избытке, ему их представили - да еще с прекрасными портретами, как бы "вдетыми" в бинты. Так впервые европеец увидел файюмский портрет, и произошло это в 1615 году. Делла Валле проявил живой интерес к "мумиям с портретами" и купил их немедленно. После многих приключений и долгих путешествий по разным странам возвратился на родину, и о своих приобретениях, в частности, о двух "мумиях с портретами", найденных в оазисе Эль-Файюм, путешественник рассказал в своих записках. Однако особого внимания на них не обратили. О своем соотечественнике, сделавшем более трех с половиной веков назад столь сенсационное открытие, итальянцы вспомнили сейчас. И не случайно. В Италии придается большое значение египетской культуре и всему, что с ней связано. В наши дни в долине Нила работают несколько экспедиций различных итальянских университетов. В частности, в оазисе Эль-Файюм - из Болоньи и Лечче. Кто знает, какими сенсационными открытиями обогатят они историю мировой культуры! Также в рубрике:
|