Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 15 (7126) 23 - 29 апреля 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Вокруг ТВ

Россия - родина героев. Без галстука

Ольга СОЛОДОВА
Александр ХОРТ


Отчего это дорогие россияне так любят всевозможные "мыльные оперы"? Не оттого ли, что это современные сказки - с красивой жизнью, роскошными нарядами и дворцами, проблемами, о существовании которых большая часть населения и не подозревает? Неудачи доморощенных попыток создать нечто эквивалентное мексиканско- бразильским образцам главным образом кроются в поведении персонажей. Слишком явно играют они в "другую" жизнь, им не знакомую. Между тем есть у нас герои, которых и выдумывать не надо - только приди к ним в гости. Ирина Зайцева, создавая свою программу "Герой дня без галстука", восполнила отсутствие полноценной светской хроники канала НТВ. Каждую субботу на полчаса можно оторваться от уборочно-кухонной рутины и заглянуть в настоящую сказку.

Это где-то за морем-океаном политиков отбирают по категориям "компетентность", "профессионализм". В России оценки иные и сводятся к двум суждениям - "видный мужчина" и "говорит хорошо". А если учесть, что власть наши соотечественники никогда не воспринимают как нечто к ним относящееся, то любое появление политперсонажа на голубом экране именно вне его кабинета (там-то он все непонятными делами занят) дает пищу для обсуждений. Оказавшиеся на политическом Олимпе граждане, их вкусы, привязанности, окружающая их роскошь, - все это если и вызывает какое-либо чувство, то исключительно глубокого изумления. Право, нельзя же завидовать Ивану-дураку за выпавшие на его долю дворцы и богатства. Сказка, небыль.

Наши "герои дня" в этом качестве остаются пожизненно - раз попав в политическую обойму, они навсегда обеспечивают себе внимание публики. Не столь важно, в 1991 или в 1993 году закончился их отрезок правления - нельзя предсказать, не возникнут ли они у руля вновь и не поведут ли куда-то. И потому героем без галстука политический персонаж может быть всегда. И зачастую едва ли не любопытнее подглядеть за каким-нибудь отставником - как-то он справляется с нынешним положением. Или даже, потакая рудиментарному для современного человека чувству средневековой жестокости, позлорадствовать, если не справляется.

В документальном сериале-сказке Ирины Зайцевой есть все, чтобы потешить подобную любознательность, есть свои положительные и отрицательные герои, свои правила. Если год назад Борис Немцов, будучи на посту нижегородского губернатора, еще мог беседовать в отсутствие супруги, то сейчас, пусть и.о., но - первого вице-премьера, предстает в образе семьянина и любящего отца. При этом, не меняя амплуа любимца женской аудитории. Для сильного пола можно побывать в гостях у генералов - Громова или Руцкого. О политическом спектре, представленном в программах Зайцевой, говорить нет необходимости - на все вкусы. Каждый телезритель найдет свою симпатию.

Подобно любой другой "мыльной опере", "Герой дня без галстука" не углубляется в сценарные изыски. Потому что этого не надо. Задачи стоят другие. С определенным набором сюжетных ходов-вопросов Ирина Зайцева выступает в роли провоцирующего фактора. Эти вопросы похожи на своеобразную проверку человеческих реакций. Одно дело - увидеть за столом постоянно тянущегося за орешками Анатолия Чубайса: да его, бедного, не кормят! Другое - лицезреть настороженного и односложного Сергея Степашина. Этот документальный сериал предполагает и продолжение, развитие. Любопытно было бы проследить метаморфозы, которые непременно произойдут с претендентом на кресло премьер-министра Сергеем Кириенко. Пока что его жилище слишком бросается в глаза казенной мебелью, а речь на удивление правильна и корректна.

В "Санта-Барбаре" телезритель с мазохистским удовольствием разглядывает дверные ручки, фасоны абажуров и платьев, меню ресторанов и кольца на руках. Точно так же в "Герое дня без галстука" интересно разглядывать - в чем это пресс-секретарь Президента Сергей Ястржембский ходит на даче, как обставился курский губернатор Александр Руцкой, не окажется ли более обаятельным в домашней обстановке главный коммунист Геннадий Зюганов.

Помимо прочего, "Герой дня без галстука" - сериал не только развлекательный, но и рекламно-агитационный, а иногда даже познавательный. Во-первых, каждый такой "герой" подается с наиболее выгодной стороны - реклама. Во- вторых, каждый из них предстает в кругу семьи - пропаганда основной ячейки общества. В-третьих, встречи с руководителями российских регионов, скажем, с Русланом Аушевым или Минтимером Шаймиевым, проходят с рассказами о национальных обычаях. Столько компонентов - в одном флаконе.

Когда канал прикажет быть героем

Что можно подумать, если в программе тебе сообщают о предстоящей встрече с героем дня, пусть он даже и без галстука. Герой - всегда герой, хоть небритый, босиком, дома или на даче. В конце концов это безразлично, главное - побольше узнать о человеке, который, скажем, на прошедшей неделе или, по крайней мере, не очень давно был обычным героем дня - при полном параде, находился в центре внимания, совершил поступок, кого-то спас, что-то изобрел, кому-то помог... Когда же на экране вдруг видишь всяких отставных, бывших, "вышедших в тираж", когда из бабушкиных сундуков достают политических маргиналов, то вообще перестаешь что-либо соображать. Да полно - так ли нужно использовать прай-тайм, выигрышное для показа время, когда передачу может увидеть максимальное число телезрителей? Возможно, передача задумывалась как сатирическая - ведь слишком, мягко говоря, малопривлекательные фигуры представлены в ней. Однако сатирической она не получилась, да иначе никто не согласился бы сниматься в ней - сюсюкающей, приторно слащавой, до краев переполненной патокой. Патока сочится из каждого кадра, каждого слова, она течет, заполняет экран, и, кажется, телевизионный аппарат, того и жди, будет поражен диабетом.

Беседа практически каждый раз не клеится. Не клеится потому, что ведущая Ирина Зайцева не способна ее вести. Каждый раз она задает одни и те же вопросы: "Готовите ли вы?" и "Можете ли вы забить гвоздик?". Еще почему-то любит спрашивать, при каких обстоятельствах так называемый герой познакомился со своей женой. А выслушав ответ, может брякнуть что-нибудь типа: "Да, она вышла за него замуж и не прогадала(!)". Передача настолько закостенела, настолько остановилась в своем развитии, что проще пареной репы представить, как прошли бы встречи с Геростратом, Нероном, Сталиным... Вспоминается светловское:

Палач улыбается дома за чаем

и в жмурки с сынишкой играет охотно.

Конечно, можно из кожи вон лезть, чтобы утеплить образ очередного "героя". Ой, он такой хороший - и водочку-то он тяпнуть непрочь (в это, кстати, верится), и детишки-то у него образованные (так ведь за границей учатся), и ходит-то он в обычные магазины (кто-нибудь из вас их там встречал?), и машину-то он водить умеет (тоже велика премудрость). Но когда люди, ютящиеся в малогабаритных квартирках, а то и в коммуналках, живущие от получки до получки, слушают квазиискренние излияния очередного нахлебника, который, сидя в собственном дворце и глядя в объектив, как писал Ю.Алешковский, заплывшими от икры глазками, жалуется на свои скромные доходы, то у этих людей, едущих по утрам на работу в переполненных автобусах или тамбурах промерзших электричек, складывается вполне определенное мнение о таком захребетнике, успевшем нахапать за время своего "геройства" - будь здоров. Однако происходит подобный эффект не благодаря авторам передачи, а вопреки им. Или я не прав?

Также в рубрике:

ВОКРУГ ТВ

НАШ ЭПИСТОЛЯРИЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;