Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 14 (7271) 12-18 апреля 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Новое поколение

ЮРИЙ ГНЕДОВСКИЙ: "Наша архитектура стареет"

Беседу вела Анна МАРТОВИЦКАЯ


Архитектура всегда заметно выделялась среди остальных искусств. Материальное, объемное воплощение замысла творца придавало ей совершенно особое социальное звучание и делало чрезвычайно популярной среди одаренных молодых людей. Но сегодня мы столкнулись с парадоксом: в России идет самый настоящий строительный бум, а престиж профессии архитектора неуклонно падает. Об этом мы сегодня беседуем с председателем Союза архитекторов России Юрием ГНЕДОВСКИМ.

- При САР существует специальная комиссия по работе с молодыми архитекторами, есть члены президиума, ответственные за разработку молодежной политики. Кроме того, союз ежегодно проводит фестиваль "Золотое сечение", на который свои работы предоставляют все желающие проектировщики, в том числе и начинающие, и студенты, и даже учащиеся архитектурных школ. Но это формальная сторона дела. Понятно, что одними комиссиями жив не будешь. Действительность, с которой нам приходится иметь дело, неутешительна. Все архитектурные организации России стремительно стареют. Естественная убыль членов творческих союзов значительно превышает прирост. Только в прошлом году САР потерял 117 членов.

- Могу предположить, что в наше меркантильное время молодые архитекторы, собираясь вступать в союз, первым делом интересуются: чем он может быть для них полезен. Что отвечает САР на это?

- Молодежь действительно не видит никакой пользы от вступления в союз. Начинающие архитекторы, как и все остальные молодые люди, хотят хорошо зарабатывать. А для этого вот уже десять лет не требуется ни почетного звания члена САР, ни его рекомендации. Хорошо известно, что высокие заработки в архитектуре сегодня связаны с проектированием частных загородных домов и интерьеров квартир. А создание "бюджетных" или городских объектов - занятие престижное, но малоприбыльное. Получается парадоксальная ситуация: молодым город с его "большой" архитектурой не нужен и городу начинающие проектировщики не нужны.

САР намерен уже в мае этого года учредить ассоциацию "Архитектура. Дизайн. Бизнес". Мы предполагаем, что именно ассоциация станет местом встречи архитектора и заказчика, положит начало развитию института заказа архитектурных объектов. Ведь Россия именно сейчас переживает время, чрезвычайно располагающее к расцвету архитектуры: в стране накапливается капитал, все больше корпораций и частных лиц стремятся подчеркнуть свой авторитет за счет архитектуры.

- В некоторых словарях до сих пор пишут, что "архитектура - это художественное сопровождение строительства". Не кажется ли вам, что "государственный рейтинг" архитектуры слишком низок, для того чтобы вот так просто взять и вернуть профессии проектировщика былой престиж?

- Я не хотел бы так думать, хотя в том, что вы говорите, есть своя горькая правда. Пожалуй, лишь в эпоху Сталина архитектура ценилась по достоинству. Диктатор понимал, что именно зодчество формирует образ страны. Увековечивая себя, власть заботилась и о тех, чьими руками это делала. С приходом к власти Хрущева началась полоса низвержения архитектуры с пьедестала высокого искусства. Во главу угла было поставлено строительство - типовое, до ужаса скучное. Эта ситуация продолжается по сей день.

Самое же неприятное, что и строительство в России оценивается ниже, чем во всех остальных странах. Это тоже отражается на благосостоянии архитекторов, доход которых напрямую зависит от стоимости реализации проекта. Кроме того, и процент, положенный автору проекта, в России ниже, чем во всем цивилизованном мире. В Ирландии, например, архитектор получает до 7,1 процента всей суммы, а в России - максимум 2,5. Я привожу сухие цифры, чтобы наглядно доказать, почему в нашу профессию идет все меньше молодых. Если в начале 50-х годов конкурс в архитектурные вузы составлял 7 - 9 человек на место, то сегодня он упал до 1,7 - 2 человек на место. А по общему количеству зодчих мы безнадежно отстаем от всех европейских стран. Сравните: в России на 10 тысяч населения приходится всего 13 архитекторов, тогда как в Германии их около ста.

- Наверно, молодых людей отпугивает и отсутствие системы распределения. Ведь одно дело получить искусствоведческое образование и устроиться секретарем-референтом, и совсем другое - выйти в большую жизнь, не умея ничего, кроме как проектировать дома.

- К сожалению, в России бесперебойно работать сегодня могут лишь архитекторы первого, "официального" ряда. В отрасли отсутствует реальная конкуренция. САР неоднократно пытался внедрить практику проведения конкурсов на лучшие проекты с тем, чтобы именно победители получали заказы на строительство. Увы, конкурсы у нас выигрывают одни, а проектируют совсем другие.

- А как обстоит дело с градостроительством? Востребовано ли сегодня искусство планирования городов?

- Эта область архитектуры в последние годы была окончательно заброшена. И если в Москве градостроители еще нужны, например, разрабатывается Генплан развития столицы, принимаются новые нормативные документы - то в провинции они совсем перевелись. Поэтому и в вузах среди студентов градостроительство считается самым неперспективным направлением. Иногда мне кажется, что стратегия развития города в России утрачена навсегда.

- И тем не менее каждый год в разных городах России открываются новые архитектурные факультеты.

- Создание местных архитектурных школ - процесс очень важный и нужный, но только после того как произойдет насыщение профессии высококвалифицированными специалистами. Поэтому лучше бы МАРХИ выделили здание под общежитие, и в институте снова могли бы учиться иногородние студенты.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;