Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 14 (7271) 12-18 апреля 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Новое поколениеЮРИЙ ГНЕДОВСКИЙ: "Наша архитектура стареет"Беседу вела Анна МАРТОВИЦКАЯ Архитектура всегда заметно выделялась среди остальных искусств. Материальное, объемное воплощение замысла творца придавало ей совершенно особое социальное звучание и делало чрезвычайно популярной среди одаренных молодых людей. Но сегодня мы столкнулись с парадоксом: в России идет самый настоящий строительный бум, а престиж профессии архитектора неуклонно падает. Об этом мы сегодня беседуем с председателем Союза архитекторов России Юрием ГНЕДОВСКИМ. - При САР существует специальная комиссия по работе с молодыми архитекторами, есть члены президиума, ответственные за разработку молодежной политики. Кроме того, союз ежегодно проводит фестиваль "Золотое сечение", на который свои работы предоставляют все желающие проектировщики, в том числе и начинающие, и студенты, и даже учащиеся архитектурных школ. Но это формальная сторона дела. Понятно, что одними комиссиями жив не будешь. Действительность, с которой нам приходится иметь дело, неутешительна. Все архитектурные организации России стремительно стареют. Естественная убыль членов творческих союзов значительно превышает прирост. Только в прошлом году САР потерял 117 членов. - Могу предположить, что в наше меркантильное время молодые архитекторы, собираясь вступать в союз, первым делом интересуются: чем он может быть для них полезен. Что отвечает САР на это?- Молодежь действительно не видит никакой пользы от вступления в союз. Начинающие архитекторы, как и все остальные молодые люди, хотят хорошо зарабатывать. А для этого вот уже десять лет не требуется ни почетного звания члена САР, ни его рекомендации. Хорошо известно, что высокие заработки в архитектуре сегодня связаны с проектированием частных загородных домов и интерьеров квартир. А создание "бюджетных" или городских объектов - занятие престижное, но малоприбыльное. Получается парадоксальная ситуация: молодым город с его "большой" архитектурой не нужен и городу начинающие проектировщики не нужны. САР намерен уже в мае этого года учредить ассоциацию "Архитектура. Дизайн. Бизнес". Мы предполагаем, что именно ассоциация станет местом встречи архитектора и заказчика, положит начало развитию института заказа архитектурных объектов. Ведь Россия именно сейчас переживает время, чрезвычайно располагающее к расцвету архитектуры: в стране накапливается капитал, все больше корпораций и частных лиц стремятся подчеркнуть свой авторитет за счет архитектуры. - В некоторых словарях до сих пор пишут, что "архитектура - это художественное сопровождение строительства". Не кажется ли вам, что "государственный рейтинг" архитектуры слишком низок, для того чтобы вот так просто взять и вернуть профессии проектировщика былой престиж?- Я не хотел бы так думать, хотя в том, что вы говорите, есть своя горькая правда. Пожалуй, лишь в эпоху Сталина архитектура ценилась по достоинству. Диктатор понимал, что именно зодчество формирует образ страны. Увековечивая себя, власть заботилась и о тех, чьими руками это делала. С приходом к власти Хрущева началась полоса низвержения архитектуры с пьедестала высокого искусства. Во главу угла было поставлено строительство - типовое, до ужаса скучное. Эта ситуация продолжается по сей день. Самое же неприятное, что и строительство в России оценивается ниже, чем во всех остальных странах. Это тоже отражается на благосостоянии архитекторов, доход которых напрямую зависит от стоимости реализации проекта. Кроме того, и процент, положенный автору проекта, в России ниже, чем во всем цивилизованном мире. В Ирландии, например, архитектор получает до 7,1 процента всей суммы, а в России - максимум 2,5. Я привожу сухие цифры, чтобы наглядно доказать, почему в нашу профессию идет все меньше молодых. Если в начале 50-х годов конкурс в архитектурные вузы составлял 7 - 9 человек на место, то сегодня он упал до 1,7 - 2 человек на место. А по общему количеству зодчих мы безнадежно отстаем от всех европейских стран. Сравните: в России на 10 тысяч населения приходится всего 13 архитекторов, тогда как в Германии их около ста. - Наверно, молодых людей отпугивает и отсутствие системы распределения. Ведь одно дело получить искусствоведческое образование и устроиться секретарем-референтом, и совсем другое - выйти в большую жизнь, не умея ничего, кроме как проектировать дома.- К сожалению, в России бесперебойно работать сегодня могут лишь архитекторы первого, "официального" ряда. В отрасли отсутствует реальная конкуренция. САР неоднократно пытался внедрить практику проведения конкурсов на лучшие проекты с тем, чтобы именно победители получали заказы на строительство. Увы, конкурсы у нас выигрывают одни, а проектируют совсем другие. - А как обстоит дело с градостроительством? Востребовано ли сегодня искусство планирования городов?- Эта область архитектуры в последние годы была окончательно заброшена. И если в Москве градостроители еще нужны, например, разрабатывается Генплан развития столицы, принимаются новые нормативные документы - то в провинции они совсем перевелись. Поэтому и в вузах среди студентов градостроительство считается самым неперспективным направлением. Иногда мне кажется, что стратегия развития города в России утрачена навсегда. - И тем не менее каждый год в разных городах России открываются новые архитектурные факультеты.- Создание местных архитектурных школ - процесс очень важный и нужный, но только после того как произойдет насыщение профессии высококвалифицированными специалистами. Поэтому лучше бы МАРХИ выделили здание под общежитие, и в институте снова могли бы учиться иногородние студенты. Также в рубрике:
|