Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 14 (7271) 12-18 апреля 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраВорота в прошлоеНоминанты на Госпремию 2000 в ГТГ Сергей ПОПОВ
Выставка номинантов на Государственную премию 2000 года в залах Третьяковской галереи, как всегда, неизбежно самый хаотический и сумбурный проект года. Количество номинантов на Госпремию от изобразительного искусства в этом году рекордно до неприличия. Их шестнадцать (для сравнения - по пять - семь номинаций в разделах "Литература", "Архитектура", "Музыка", "Кино", три - в "Дизайне"). С одной стороны, это лишний повод порадоваться, как же много у нас художников. С другой стороны, чрезвычайная пестрота подобранной "команды" заставляет подозревать что-то неладное. Комитет по Госпремиям явно осторожничает, действуя по принципу "не забыть бы кого". В последние годы актуальна стала фотография - давай сюда двух фотографов; былой славы "суровостильцы" празднуют семидесятилетия - можно кого-нибудь и из их кругов; и про графиков бы тоже не забыть - и про кино, и про скульптуру, и Палех, и стекло - всех, всех сюда... Хорошо, хоть отделена искусствоведческая часть - теперь теоретики номинируются не каждый в своем разделе ("Искусство", "Театр", "Литература", "Кино"), но в особо созданном - "Просветительская деятельность". Академии и союзы количеством пытаются восполнить качество. Этого-то как раз и не происходит, так как номинируют по большей части не по делам, а по старой памяти или, например, из соображений "политкорректной" поддержки регионов (где, к сведению союза, все-таки есть и хорошие художники). Глядя на представителей разного рода "артначальства", дивишься - какой нынче год на дворе? Какое, простите, тысячелетие? На память приходят разные даты, кроме - уж точно - 2001 года. На стенах зала старые опусы. Новыми стали лишь сюжеты. Так, цикл "Прощание с деревней" (который, исходя из бессменной цветовой гаммы этого автора, правильнее было бы поименовать "Люди в черном") Игоря Обросова, лауреата Госпремии 1989 года, в ином несколько виде уже выдвигался на Госпремию года три назад. Премии не получил. Но Обросов не растерялся: приклеил стилизованные под американские ужастики лица деревенских жителей из папье-маше поверх старых пейзажей - и вновь претендует на титул героя государства! Братья Ткачевы, лауреаты Государственной премии 1978 года, предпочли с тех пор оставаться верными своей угрюмой манере в надеже, что она будет оценена вновь и вновь - и оказались безмерно правы! Их новый цикл "Песнь о России" подозрительно смахивает по названию на циклы других номинантов недавних лет - "Тихая моя Родина", "Москва, я думал о тебе..." - из чего так и напрашивается вывод, что название определяет едва ли не больше, чем сама живопись... Прочие "члены" представляют провинцию. Вообще-то последнего слова я стараюсь избегать, но здесь иначе не скажешь - это именно провинциальное искусство во всей своей пластической убогости и посконной идейности. Скульптор Юрий Гришко, автор подавляющего большинства "бронзовых персон" на улицах города Липецка, - художник, для которого советская эпоха и не прерывалась, благо, заказы в городе металлургов, как и десятилетия назад, не иссякают. Пейзажист Полотнов - и.о. живописи Валентина Сидорова, председателя Российского союза художников, тому как-то неудобно каждый год... Игорь Орлов с серией "Земля моя. Связь времен" эту связь прослеживает, помещая в пейзаж какую-нибудь детальку из Рублева или Венецианова. Наконец, произведения Р. Федорова выделяются своим низким качеством исполнения даже на фоне остальных "шедевров" союза. Особенно потрясает портрет Пушкина ("В тиши уединения") - поразительно найденным сходством с мордой собачонки, примостившейся у ног поэта. Благодатными исключениями выглядят разве что крепкий раздел декоративного искусства (мастера "Палеха" и В. Муратов) да петербуржец Г.П.Егошин, очень схожий по стилистике "сезаннизма" с москвичом Михаилом Ивановым, чья посмертная ретроспектива открылась в Третьяковской галерее. В целом же впечатление, что в России нечего сказать художникам более молодого поколения. А на самом деле им просто не дают ничего сказать. Чрезвычайно представительным является раздел фотографии, где показаны смешанные "фототекстовые" репортажи Юрия Роста и работы Игоря Пальмина: особняки стиля модерн и превосходная портретная галерея лучших художников истекшего полстолетия. Посредственная живопись союзовских номинантов по соседству не выдерживает никакого сравнения - фотоискусство бьет наотмашь, без промаха. Любой фотоэтюд Роста, сопровожденный кратким очерком, - это, без преувеличения, целая эпоха, как и сами люди, которых он снимал: Фаина Раневская, например, или Алексей Лосев. Архитектурные фотографии Пальмина выставлялись недавно на его персональной экспозиции в Музее Щусева. Фотопортреты художников уже много лет воспринимаются почти канонизированной иконографией нонконформистов - в этом качестве, кстати, они демонстрировались на эпохальной выставке "Другое искусство" в Третьяковской галерее. Интересны и номинации графиков - Михаила Ромадина, одну Госпремию не так давно, правда, уже получившего, и Сергея Алимова - "шемякиноподобного" мультипликационного интерпретатора русской классики (Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Булгакова), чьи гротески вполне адекватны литературным фантасмагориям. Ромадин, постоянно работавший как художник кино, известен своими приемами кадрирования пейзажа, циклами изображений вида с разных точек зрения. В этот раз на Российскую премию он представил в основном парижские виды, вдобавок все подписанные по-французски "Romadine". Интересен цикл "ХХ век" Александра Ситникова, кардинально поменявшегося за последние годы. Стилистика его стала жесткой и конструктивной, цвет - локальным, без полутонов, словно подчеркивающий контрастность изображаемого столетия. Но кандидаты наибольшей весомости - бывшие нонконформисты, нынешние классики беспредметного искусства Юрий Злотников с сериями "Космос" и "Неоконструктивизм" и Олег Кудряшов с растянувшимся на годы проектом "Динамические композиции". Бурная, с выходами в трехмерность графика Кудряшова и летящие в белом пространстве "сигналы" Злотникова балансируют на грани абстракции и фигуратива. Некоторым выставленным "сигнальным системам" Злотникова, от которых фактически начинается отсчет нонконформистского искусства, уж почти 50 лет. Тем не менее актуальность их очевидна, в особенности после завершения работой Злотникова экспозиционного ряда всей истории русского искусства в залах Третьяковки. Ценно, что отмечены и его кураторские проекты. Небольшие офорты Кудряшова 70-х убедительно воспринимаются рядом с его новейшей мега-графикой, другая часть которой недавно была показана в галерее "Улица О.Г.И.". Другим сильным акцентом выставки является раздел дизайна, в особенности плакаты модного нынче А. Логвина, создавшего, наверное, самую знаменитую иллюстрацию к анекдоту - слова "Жизнь удалась", намазанные черной икрой поверх икры красной. Впечатляет техническим масштабом инсталляция "КамАЗа", выдвинувшего на премию разработчиков дизайна спортивной модели машины. Для создания адекватного ощущения победы водителей машины в ралли "Париж - Дакар" в стеклянном боксе смонтировали даже "кусочек пустыни". В третьей номинации здесь прикладной неомодерн Галкина, работающего в Санкт-Петербурге. Театр, кино, архитектура, просветительская деятельность представлены в экспозиции в основном фотографиями. Также в рубрике:
|