Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 26 (7283) 12-18 июля 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираВозвращение в БерлинРоссийские художники в европейском контексте Александра ТУРГАН
Русскому изобразительному искусству сильно не повезло в XX веке. Так свободно и дерзко заговорив в начале столетия, оно вынуждено было потом долгие годы выживать внутри тоталитарной государственной системы. Но огражденные от всего мира колючей проволокой, русские художники сумели отстоять свое право говорить правду языком цвета и линий. Явление "нонконформизма" - феномена советской тоталитарной эпохи, объединявшее художественные течения, не прогнувшиеся под прессом идеологического диктата, было известно западным собирателям еще до горбачевской перестройки. С ее приходом огромный интерес Запада к России возрос настолько, что летом 1988 года в Москве был проведен знаменитый аукцион "Сотби", посвященный русскому искусству. Казалось, мы достигли долгожданного успеха. Но этот праздник длился недолго. Немногим больше года современное русское искусство вызывало всеобщий мировой восторг и прекрасно продавалось. Кризис на рубеже 80-х и 90-х годов повлек за собой обвал мирового художественного рынка и падение интереса ко всему, что не представляло собой надежный и уже апробированный временем товар, каким стал классический русский авангард начала века. Актуальное искусство, как зона особого риска, вообще перестало волновать покупателей и находить спрос. Современное искусство России, о котором и так было известно немного, пострадало от экономического обвала больше всех. Но в последнее время неблагоприятная ситуация для наших художников и бывшего восточного блока начала несколько изменяться к лучшему.
Десять лет спустя после падения берлинской стены в западноевропейском обществе созрела необходимость понять, как существуют в условиях наступившей свободы молодые художники Берлина, Праги, Москвы, Варшавы, Таллина и Еревана. Грандиозный художественный проект "После стены", как и крупнейшая международная художественная ярмарка современного искусства "Артфорум", самым впечатляющим образом продемонстрировал близость художественных приемов и тем актуального искусства всей Европы. Надо отметить, что, не отрицая своих исторических корней, художники бывшего соцлагеря намного больше преуспели по пути сближения с западноевропейской культурой, чем страны, которые они представляли в Берлине. 140 художников, в том числе и из России, долее всех пребывавшей в объятиях тоталитаризма, представили в проекте "После стены" свои размышления о новом миропорядке и свое понимание так сладостно звучавшего когда-то слова "свобода". На этой выставке дороги бывших "соцбратьев" пересекались в теме болезненного преодоления последствий тоталитаризма. Боль, с которой говорит об этом современное искусство Восточной Европы, еще одна на всех. Активный поиск собственного понимания истории разительно отличал художников Восточной Европы от их молодых западных коллег, отрабатывающих привычными способами давно апробированные приемы и темы. Концепт художественного проекта "После стены" был создан Музеем современного искусства Стокгольма, который с энциклопедической широтой отважился вывести искусство Восточной и Центральной Европы на международную авансцену. Эта выставка не показывала другую Европу, она концентрировала свое внимание на индивидуальной позиции художника и лишь опосредованно затрагивала национальный культурный контекст и социальное окружение авторов. Россия поразила Берлин своим радикализмом, разрушающим табуизированные темы. Ее жестокие игры с метаморфозами символов, гомоэротизм брутального, новая художественность соцреализма и обескураживающая ирония определенно притягивали берлинскую публику и вызвали неподдельный интерес специалистов и прессы. Художники конца XX века вывели привычную для зрителя двухмерную картину за пределы стены - в пространство. К сожалению, плоский газетный лист не способен передать все многообразие приемов создателей нового художественного языка. Фотография не способна жить по законам движения и лишь отражает его присутствие в кадре. Искусство перформанса, разыгрываемое на глазах у зрителя, мгновенно умирает, застыв в квадрате снимка. И потому акцию Олега Кулика, известного всей Европе русского радикала, можно только попытаться передать вербально. Телесность, мужское "ню" означает для Кулика полное высвобождение. Его перформанс на открытии выставки в здании Гамбургского вокзала вызвал бурную реакцию зала. На этот раз акция Олега Кулика представляла собой напряженный диалог между художником и его внутренним "я", запертым в экран телевизора. Обыгрывая свою фамилию, виртуозный акционист превратил себя при помощи кисти-клюва на голове в некую птицу и, обнажившись полностью для смертельного поединка со своим alter ego, под звуки тягостной мелодии писал поверх своего экранного отражения кровавый портрет творческого опустошения. Опустошения, освободиться от которого можно, лишь уничтожив самого себя, что художник и сделал, разбив "клювом" экран телевизора. Группа AES (Т.Алмазова, Л.Евцович, Е.Сивятский), всегда решительно ломающая привычные стереотипы восприятия, представила в Берлине проект "Подозреваемые" и "Ислам проект". Первый состоит из галереи девичьих портретов, среди которых находятся лица, подозреваемые в убийстве. "Ислам проект" изображает мир 2006 года глазами группы AES. На фоне памятников мировой культуры и известнейших мировых столиц авторы поместили мусульманские символы, или портреты людей, исповедующих ислам. Любопытно, что берлинская публика реагировала на это фото-шоу столь же неоднозначно, как и российская, - одни посчитали вообще эту акцию прочеченской, другие же, напротив, - античеченской. Фотороман О.Горловой "Тихий Дон 2" представлял собой некий фрагмент неосуществленного фильма. Этот абсурдистский комикс, составленный из цитат Гоголя, Шолохова, Тургенева, фольклора и сегодняшнего сленга, а также фотонаблюдений Горловой во время праздника урюпинских казаков, конечно, ближе нашему сознанию, чем сознанию европейца. Дисциплинированное мужское тело и культ телесного здоровья не лишены гомоэротического подтекста у Г.Гурьянова (стилист питерской богемы, рок-музыкант группы "Кино" в 90-е годы обратился к живописи). Его искусство содержит намеки на соцреализм и перекликается с тоталитарной европейской традицией в духе Лени Рифеншталь. Мелкая пластика Татьяны Антошиной, безусловно, коренным образом изменила традиционное назначение этого классического жанра. Ее маленькие пластические парафразы из фарфора и керамики играют роль исторических памятников Бренеру и Кулику - создателям радикального российского перформанса ("Прогулка", "Конверсия", "Ельцин, выходи на бой"). Многие наши художники, участвовавшие в проекте "После стены", были представлены и на берлинском "Артфоруме". Магия нового тысячелетия, безусловно, спровоцировала современное искусство заняться поиском новых тем и решений. В этом году в работе берлинского "Артфорума" уже приняло участие пять российских галерей. Дело это для нас дорогое и еще не окупающееся в силу сложившихся обстоятельств, и потому деятельность спонсоров, помогающих продвижению молодого российского искусства на Запад, необходимо всячески приветствовать. Кроме наших бесспорных лидеров - галерей "XL", "Айдан", "Реджина", очень интересно о себе заявила "Арка" из Владивостока. Она представила в Берлине две интересные фотосерии - кукольный триллер Михаила Павина (черно-белые ужастики), который контрастировал с забавно-нелепыми и призрачными моделями Светланы Маковецкой. Актуальное искусство России, как показали выставки минувшего сезона, постепенно возвращает к себе интерес и заставляет мир прислушаться к тому, чем Россия дышит сегодня. Международный берлинский "Артфорум", созданный с целью поддержать новейшее искусство, и проект "После стены" продемонстрировали зрителю интереснейший факт. Символы государственной власти наконец потеряли над человеком свою устрашающую гипнотическую силу, и наступил абсолютный закат идеологического искусства (как в Восточной, так и в Западной Европе). Видимо, в этом и есть главное достижение десяти лет свободы. Стремясь поддерживать все самое новое и рискованное, Берлин никогда не терял интереса к тому, что когда-то его поразило. Этот город умеет любить и помнить. И в особенности это относится к нашим "нонконформистам". Непризнанные советскими властями художники сумели оставить миру живой и теплый оттиск этого довольно жестокого времени, но многие из них так и не дожили до столь желанной свободы, проблемы и радости которой "вкушает" теперь новое поколение. Выставка "Художники, которые не лгут", проведенная Мариной Зандман - многолетним собирателем и пропагандистом нашего современного искусства на Западе, представила в Берлине срез русского экспрессионизма 50 - 70-х годов творчеством уже ушедших из жизни художников: Владимира Яковлева, Анатолия Зверева, Николая Грицюка, а также ныне здравствующего концептуального художника Владимира Наумца. Работы этих удивительных мастеров находятся в собраниях крупнейших музеев мира. Зверевская пленительная легкость линий в этой экспозиции абсолютно не страдала от концентрации живописной пластики Грицюка, как и яковлевское обезоруживающее язычество в виде цветов и портретов не разрушало религиозных поисков Наумца, преобразовавшего силу цвета в светоносное звучание символов. Их мастерство сегодня для всех неоспоримо, оно воздействует на человека напрямую, вне осознания восстанавливая в нем утраченную природную открытость к восприятию. Удивительный симбиоз различных культур и традиций представлял собой когда-то Берлин 20-х годов. В начале века он был меккой для литераторов, интеллектуалов и художников с Востока. Сыграв тогда огромную роль в жизни европейского искусства, Берлин и в XXI веке стремится утвердить себя центром не только политической, но и культурной жизни Европы, помогая своим соседям, пережившим тоталитаризм, наладить диалог со всем миром. Также в рубрике:
|