Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 32 (7289) 23-29 августа 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноДеньги остались в семье УльяновыхИтоги IX фестиваля российского кино "Окно в Европу"-2001 Анастасия МАШКОВА
В этом году фестиваль в Выборге начался на фоне событий печальных. Но несмотря на столь грустное начало, фестиваль решено было проводить. Получилось, что состоялся он под знаком неотменимых перемен и смены поколений. Хотя повод задуматься над будущим фестиваля, да и всего кинематографа был уж слишком категоричен. Тем не менее до сих пор те, кто стоял у руля феста, работали хорошо и многое сделали для своих преемников. Прежде всего - спасибо им.
Выборжане - благодаря родному фестивалю - воспитали собственную аудиторию кинозрителей и кинолюбителей, которые к фесту относятся трепетно. Активно участвуют не только в праздничной, торжественной части кинопраздника, не обделены концертами и выступлениями популярных артистов, но и с энтузиазмом смотрят фильмы, составляющие его конкурсную и внеконкурсную программы. В этом году фестиваль, начинавшийся как "Выборгская киноинициатива", как экспериментальное поле для продвижения новых идей, решил поставить свой "Выборгский счет", зрительский опрос, что ведется по итогам просмотров, на серьезную профессиональную основу. Двадцать шесть игровых картин фестивальной программы были оценены участниками зрительского жюри, войти в которое было проще простого. Перед началом каждого сеанса в кинотеатре "Выборг-палас" (кстати, переоборудованном и впервые принявшем зрителей в этом новом, практически "евростандартном" качестве) все желающие получали анкету, в которую следовало вписать свою оценку фильма по десятибалльной системе. Милые сотрудницы агентства "Информкино" даже выдавали карандаши, чтобы сделать выбор выборжан максимально комфортным. Это действительно серьезная и полезная работа, поскольку отдельно подсчитывались голоса зрителей, отдельно - представителей кинематографического цеха, то есть участников и гостей фестиваля.
В результате аудитория кинотеатра "Выбор-палас" стала не только главной просмотровой точкой "Окна в Европу", но и некой импровизированной смотровой площадкой на отечественную киноаудиторию. Итоги оказались достаточно своеобразны. Первая пятерка, то есть фильмы, занявшие по итогам голосования с пятого по первое места, была отмечена дипломами фестиваля. Картины эти хорошо известны нашим постоянным читателям. На пятом месте - "Рождественская мистерия". Удивительно, что эта картина петербуржцев Андрея Кравчука и Юрия Фетинга, современная рождественская сказка для детей и взрослых, не поднялась в рейтинге еще выше: часть натурных съемок прошла в Выборге, все местные достопримечательности, культовые мостовые и любимые "старые стены" преподнесены на пятерку, хотя и подгримированы, по традиции, под теплые южные края. На четвертом месте - боевик крепкого мастера Игоря Талпы "Двенадцатая осень". Опять-таки ладное коммерческое кино, политически корректное. Актер Руслан Наурбиев, народный артист Ингушетии, сыгравший в этом фильме роль кавказского мачо (в хорошем смысле слова), был удостоен спецприза от мужской части жюри и принял из рук Алексея Петренко бутылку с элегантным мужским напитком, а также конверт с компакт-диском именитого коллеги. На третьем месте - "Ландыш серебристый" Тиграна Кеосаяна. На втором - "Таежный роман" Александра Митты, киноверсия сериала "Граница". На первом - "Приходи на меня посмотреть" Олега Янковского и Михаила Аграновича. Итак, да здравствует мелодрама? А еще совсем недавно на "круглом столе" фестиваля "Виват кино России!" критики всерьез обсуждали вопрос: а не перекормят ли продюсеры нашего зрителя душеспасительным и душещипательным жанром, эдаким "розовым неореализмом" мелодрамы? И выясняется, что с анкетой и карандашиком в руках зрители голосуют за родное, удобное и привычное, как домашние тапочки... Но опыт посещений отдельно взятого кинотеатра в отдельно взятом провинциальном городе несколько корректирует картинку совпадения-несовпадения ожиданий творцов и описателей кинопроцесса. Зрители в кинотеатр буквально ломились. Шли на все, с аншлагами - на многое. Целой толпой на мелодраму "Подари мне лунный свет" - совместный продукт продюсерской стратегии кинокомпании "НТВ-ПРОФИТ" и дуэта Данилов - Астрахан (как известно, автор сценария и режиссер отказались подписаться под итоговым вариантом, так что в прямом смысле - итог совместного творчества). Фильм этот стал, увы, одной из последних киноработ Николая Еременко. И на фирменное костюмное кино "от Светланы Дружининой" - вторую часть многосерийного цикла "Тайны дворцовых переворотов" "Завещание императрицы" шли стройными рядами, и на "Завещание императора", первую часть цикла, что уже была показана в Выборге в прошлом году. Штурмовали зал во время премьеры "Апреля" Константина Мурзенко, эдакого молодежного "экстрима". И "Даун-хаус", что был вне конкурса, тоже смотрели. И был полный зал на одиннадцатичасовом показе фильма Владимира Наумова "Часы без стрелок". Был "лом" на внеконкурсном "Нежном возрасте" и на "Тельце", ставшем фаворитом жюри. Даже на один из самых шокирующих фильмов всего-всего отечественного кинематографа "Место на Земле" Артура Аристакисяна пришла толпа юных выборжан, видимо, привлеченных не менее шокирующей аннотацией. На пресс-конференции не один и даже не два корреспондента спросили постановщика: "А не боитесь, что юное поколение воспримет ваш фильм буквально и начнет вести асоциальный образ жизни по хипповским коммунам?". Режиссер ответствовал с непередаваемой интонацией: "Да разве ж мое кино увидят...". Насколько я понимаю интенцию создателя, он снимает кино не для буквально зрителя, но для "внутреннего зрителя" в каждом человеке. Однако опыт доказывает, что зритель, натурально с билетом и стаканом "колы", в зале присутствовал. Хотя бы на фестивале. Может быть, прав был Хичкок, утверждая, что зритель сначала платит за билет, а потом думает? В любом случае будем ждать итогов новых фестивалей. Жюри игрового конкурса решило отдать пальму первенства картине "Телец". Фильм Сокурова ожидаемо получил Гран-при и приз за лучшую роль, который в этом году имеет весомое денежное подкрепление. Леонид Мозговой и Мария Кузнецова разделили этот приз, равно как и денежную премию. "Мы решили, что деньги должны остаться в семье Ульяновых!" - пошутил председатель жюри Гарри Бардин. Премию Гильдии киноведов и кинокритиков России получили они же, за выдающийся актерский дуэт. Эти награды - из разряда "комментарии излишни". Любопытно другое решение жюри. В Выборге давно обсуждают идею профессиональных призов, в следующем году эта идея получит воплощение как спецприз имени Саввы Кулиша "За высокий профессионализм". Но уже в этом году два специальных приза жюри были вручены именно за профессиональные достижения создателей двух очень непохожих картин. За музыкальное решение были отмечены фильм "Апрель" и его композитор Данила Калашник. Спецприз за изобразительное решение получил "Конец века" режиссера Константина Лопушанского (операторы Николай Покопцев, Евгений Гуревич, художники-постановщики Валерий Юркевич, Владимир Южаков). Неизвестно, чье кино останется в истории как некий знак эпохи - то ли картина Лопушанского с красноречивым вторым названием "Хроники смутного времени", с ее депрессивным надрывом, или не менее надрывная, но веселая, абсолютно "пофигистская" история одной бандитской разборки дебютанта К.Мурзенко. Налицо некий симптом: отдельные "блестки" никак не хотят складываться в общий успех картины, как бы этот фильм ни маркировался: авторское кино, коммерческий проект, лента от создателей культового фильма... Ну и так далее. А как бы хотелось просто сказать: "Вот это кино мне нравится!". Но сложно у нас с таким безусловным успехом, лично я очень завидую выборжанам, способным оценить кино по десятибалльной системе. А жюри анимационного и неигрового конкурса отдало на сей раз предпочтение проектам зрительским. Гран-при получил фильм-сказка "Евстафейка-волк" Е.Ужиновой, входящий в детский анимационный альманах "Мультипотам". В неигровом конкурсе первенствовал фильм одного из самых интересных молодых неигровиков Сергея Лозницы "Поселение". И одновременно лента Владимира Коновалова "Больше, чем футбол" - трогательная и несколько старомодная картина, воскрешающая те времена, когда не только по всяческим идеологическим "нагрузкам", но и по эффекту взаимного единения зрителя и зрелища футбол был больше, чем футбол. Участники знаменитой спортивной эпопеи, серии матчей, сыгранных командой "Динамо" в Великобритании в 1945 году, а также Валентин Гафт, Марлен Хуциев и Валерия Бескова вспоминают, "как это было": война, юность и футбол. В следующем году "Окно в Европу" будет фестивалем десятым. Это серьезный юбилей, к которому в Выборге готовятся и который ждут. Также в рубрике:
|