Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 33 (7290) 30 августа - 5 сентября 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТВ + РадиоШоу у камина...Выживет ли телеканал "Культура" Андрей СТЕПАНОВ Скандал вокруг НТВ уже поутих, но последствия еще далеко не закончились. У НТВ тяжелая аура - аура легионеров, уничтожающих все на своем пути. Когда-то, в 1996 году после избрания Бориса Ельцина Президентом России на второй срок, НТВ, по сути дела, уничтожило "Российские университеты" - единственный в стране просветительский телеканал. Раскол НТВ образца 2000 года (уход его генерального директора Олега Добродеева на пост председателя ВГТРК) привел к резкому изменению вольнолюбивого коллектива "Вестей", замене его на "солдат идеологического фронта", выровненных под стандарты "независимого" телевидения. Разборки на НТВ образца 2001 года, уход Евгения Киселева на ТВ-6 привели к вытеснению с классического российского коммерческого канала целой плеяды журналистов и менеджеров телевидения. И вот теперь волна вытеснения покатилась дальше. Энергичные, но обиженные Александр Пономарев и его верные соратники с ТВ-6 появились в ВГТРК и взялись за телеканал "Культура". Уход на "Культуру" для них что-то вроде ссылки - канал не рейтинговый, не хлебный. Они не привыкли к логике спокойного повествования, стиля "у камина", судя по их предыдущему опыту, им ближе утробно-смеховая логика шоу Бенни Хилла и трупно-кровавая логика "Дорожного патруля". Принцип "рассмеши и напугай"! Нынешний костяк аудитории "Культуры" - люди с высшим образованием, а таковых среди взрослого населения России лишь 15 процентов. Откуда же здесь быть рейтингу? Теперь приходится гадать, что же станет с уникальным культурно-просветительским телеканалом. Как никогда ранее нависла угроза приватизации единственного далекого от пошлости национального канала, представляющего российскую культуру в современном телевизионном ландшафте. Ходят разговоры, что в кулуарах правительства готовится новый виток реформы электронных СМИ. Смысл прост: заставить все телеканалы и радиостанции, в том числе государственные, зарабатывать деньги самостоятельно. Тогда прощай безрекламный телеканал "Культура" - странное дитя раскаявшегося Ельцина и имевших на него влияние отечественных интеллигентов. Где они теперь? Где попечительский совет, который контролировал администрацию "Культуры" в течение нескольких лет? Где творческая общественность, которая смогла отстоять идею канала? Давайте немного пофантазируем. В один прекрасный день мы включим телевизор и настроим его на канал "Культура", желая насладиться прелестью, скажем, "Тоски" в Ла Скала. Святослав Бэлза расскажет нам историю создания и содержание оперы. После вступительного слова музыковеда нас наградят новыми вариантами прокладок, антиперспиранта и пива. От них - к увертюре. По прошествии 15 минут или раньше, после какой-нибудь блестяще исполненной арии, любители оперного искусства смогут созерцать новый рекламный блок. Глупо повизгивая, выпрыгнут мультяки "M&M's". Между ног туповатого парня, окруженного друзьями-дебилами и проститутками, замычит красный бык. Раздастся воспетый Виктором Пелевиным суперкрик "Bay!", и можно будет снова наслаждаться "Тоской". Впрочем, уже был, правда, недолгий, но вороватый рекламный опыт еще в начале деятельности канала "Культура". Тихой сапой прокралась тогда реклама. Ее было сравнительно немного. Она размещалась только между программами, никогда не перебивая их. Она была интеллигентна, даже по-своему изысканна - поэтические ролики, в которых известные актеры читали стихи Осипа Мандельштама, Даниила Хармса и других поэтов. Но, по сути дела, это была реклама банка "Славия". Можно было упиваться чудными строками - "Сусальным золотом горят" или "Я шел зимою вдоль болота", но нельзя было избавиться от ощущения назойливости. И когда в сто тридцать первый раз слуху являлись в одних и тех же интонациях "странные дощечки и непонятные крючки" и даже "всегда смеющийся хрусталь", почему-то хотелось переключить телевизор на другую программу. При всем глубоком, как говорится... Команда, пришедшая с ТВ-6, имеет большой опыт налаживания телесети. Не исключено, что он пригодится и на "Культуре". Новое руководство навряд ли осмелится пускать рекламу сразу по всей территории страны. Скорее всего, реклама на "Культуре" будет, по традиции, красться тихой сапой и начнется в регионах. Помню, как-то в Сочи, на отдыхе, мне приходилось созерцать на фоне какого-то душещипательного сюжета бегущую строку: "Продается корова. Обращаться по адресу...". Нечто подобное может произойти и с "Культурой". Например, фильм Бунюэля с бегущей строкой о купле-продаже козлов и баранов. Очевидно: либо одно, либо другое. Как говорят, нельзя быть немножечко беременной... Но есть и еще одна беда. Войдя в рекламную логику погони за рейтингом, канал "Культура" неизбежно будет смещать свое программное наполнение в сторону шоу. Прежде всего потеснят детские передачи. Затем все то, вблизи чего реклама не воспринимается. И в итоге мы получим до боли знакомый салат из кассовых фильмов и сериалов, развлекательных программ и информации (см. ОРТ, РТР, НТВ, ТВ-6, ТВЦ и др.). Культуры там либо вовсе не останется, либо она сместится в "популярные жанры" и "массовый репертуар". Получится что-то вроде телевизионного массовика-затейника с шарадами и аттракционами. Читатель не верит? Примеров море. Ограничимся самым распространенным - каналом ОРТ. Недавно ОРТ изгнал из своего эфира гордость отечественного ТВ - передачу "Спокойной ночи, малыши!". Поступок вопиющий! Причина та же самая: реклама! Именно в 20.45 пресловутый рекламный эффект достигает максимума, поскольку здесь располагается ежедневный максимум аудитории. Реклама здесь стоит больших денег. Счет идет на многие тысячи долларов. Все последовательные рекламисты в России ненавидят детское ТВ, ибо оно, по их мнению, не дает им "зарабатывать". Поэтому-то детское ТВ - вымирающий жанр. Дух наживы всегда был присущ OPT. Из-за рекламы была в 1995 году изгнана программа Солженицына - она, дескать, не набирала нужную аудиторию. Да и рекламу как-то неудобно помещать рядом с Александром Исаевичем. Имеем ли мы, зрители, право хотя бы на один некоммерциализированный канал? Имеем ли мы гордость, достоинство, элементарный вкус и чувство меры? Или государство уже не в состоянии выделить деньги на культурно-просветительское телевидение? К слову или нет, но почему-то вспомнилась доктрина информационной безопасности Российской Федерации. В ней говорится, что одной из основных угроз безопасности является "девальвация духовных ценностей", пропаганда образцов массовой культуры, основанных, в частности, "на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе". Хотелось бы услышать от чиновников ответы на такие вопросы. Предусмотрено ли бюджетное финансирование телеканала "Культура" в 2002 году? Если да, то в каком объеме? Намереваются ли новые кураторы обойтись без рекламы на "Культуре"? Не сведется ли волна модернизации канала к погоне за рейтингом, а значит - к уходу в попсу? Также в рубрике:
|