Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 33 (7290) 30 августа - 5 сентября 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияПисать учебник разрешается всемНо получается это у немногих С ОБРАЗОВАНИЕМНаталья КОВАЛЕВА 27 августа Президент Владимир Путин встречался с министрами. И высказал пожелание обратить особое внимание на вопрос содержания учебной литературы. Этим действительно никто долгое время не занимался, а надо бы. Поэтому в ближайшее время Министерство образования планирует усилить общественно-государственную экспертизу школьных и вузовских учебников. Такое предложение было высказано в связи с некоторой неразберихой, возникшей после объявления вариативности образования. Так, если в 1992 году издавалось 139 наименований учебников, а в 1995-м - 191, то к 2000 году это число возросло до 1192 наименований. Например, сегодня выпускается и рекомендовано для работы 20 различных учебников по истории для средней школы и более 20 - для высшей. Они не просто написаны с разных позиций, но часто противоречат друг другу. Поэтому в Министерстве образования возникла идея, кстати говоря, далеко не новая: выбрать 2 - 3 учебника, которые будут рекомендованы государством, а остальные оставить в качестве факультативной литературы. По сути дела, речь снова заходит о федеральном заказе. Как нам стало известно, противники этого начинания уже готовят ответные шаги. А пока любая рукопись может превратиться в учебник. Много лет учебники у нас выпускались одним-единственным издательством - "Просвещение". И все они преследовали одну цель, высказанную еще Лениным: "Обогатить память знаниями всех тех богатств, которые выработало человечество". Это помогло вырастить не одно поколение профессионалов. Но в погоне за знаниями забывали о человеке. Воспитанием советские учебники практически не занимались. - Скажем, в курсе ботаники детям рассказывали о пестиках и тычинках, но забывали о том, что ребенок должен прежде всего любить природу, красоту цветов, шум леса. Поэтому после уроков дети шли в лес и там рвали, топтали, ломали, - рассказывает автор книги "Школьный учебник" академик РАО Дмитрий Дмитриевич Зуев, возглавлявший в 1970 - 80-х годах издательство "Просвещение". - А мы продолжали писать книжки, которые учат лишь фактам. О гуманной педагогике все-таки вспомнили и стали пытаться поставить воспитание во главу угла школьного процесса. Больше всего это отразилось, разумеется, на предметах гуманитарного профиля. И первое, что сделали, например, литераторы, - убрали из программы ленинскую тему. В современных учебниках и хрестоматиях по литературе уже не изучают ни "Ленина и печника" Александра Твардовского, ни "Думы о Ленине" Михаила Исаковского, ни собственно ленинских статей. Их заменила поэзия Серебряного века, так называемая возвращенная литература, литература русского зарубежья. Сегодня существует несколько методик преподавания, однако учебники пишут и издают в основном те же авторы, что и прежде. Оно и понятно: наибольшее доверие Министерства образования и сегодня вызывают рукописи, основанные на методиках, уже прошедших апробацию в школе. А написать такую книгу под силу только опытному автору. Например, при изучении литературы существует несколько вариативных систем. Первая и наиболее рекомендуемая - по программе Тамары Федоровны Курдюмовой. Ее учебник для 5-го класса издательство "Просвещение" выпускает с начала 90-х годов. Как, впрочем, и учебник литературы для 8-го класса профессора Геннадия Беленького. Другой его учебник для 8-го же класса выдержал 18 изданий еще до 1989 года. Но несколько лет назад произошла практически революция: появились альтернативные учебники, выпускаемые издательством "Дрофа". Это серия "В мире литературы" (с 5-го по 9-й классы) А.Г. Кутузова, учебники для углубленного изучения литературы под редакцией М.Б. Ладыгина, сотрудника Московского института повышения квалификации работников образования (МИПКРО). - Не каждый учитель, даже очень хорошо знающий предмет, сможет написать учебник, - говорит Людмила Тюрина, начальник отдела обеспечения учебной литературой Министерства образования РФ. - Нужно знать возрастные особенности детей, важны и последовательность подачи материала, и оформление. Так что многое зависит и от редактора, и от издателя. В тексте должны быть логические абзацы, красочные иллюстрации, правильно подобранный шрифт. А раз так, то рукописные варианты в Министерстве просто не рассматриваются. И, значит, автору в первую очередь следует идти в издательство. - Это раньше тяжело было: если в "Просвещении" книгу не взяли, то все, больше деваться некуда, - вспоминает академик Зуев. - Зато теперь издательств довольно много: если не примут в "Дрофе", иди в "Вентана Граф", потом в "Вита Пресс" и так далее. Да, конкуренция - великое дело. Но молодых писателей в сфере учебной литературы не любит никто. Заместитель директора издательства "Дрофа" Владимир Шаталин рассказал нам, что и они предпочитают работать с уже известными авторами, хотя в любом случае предстоит кропотливая работа по выстраиванию материала. - У нас сильные редакторы, во многом благодаря им из рукописи и получается учебник. Ведь даже самый маститый автор не всегда может правильно распорядиться материалом. Поэтому на подготовку одного учебника обычно уходит 2 - 3 года. Вообще редактор школьного учебника - профессия редкая. В советское время таких специалистов можно было найти только в том же "Просвещении". Сегодня они есть и в других издательствах тоже, но пришли из того же "Просвещения". Так что доверять им, видимо, можно. После всех мучений с изданием драгоценного хранителя знаний остается самое главное - получить заветное министерское добро: гриф на учебник. Положение о грифе появилось еще в царской России в 1803 году как свидетельство соответствия книги учебной программе. Сейчас их существует два вида. Гриф "Допущено" ставится, если издание новое, а "Рекомендовано" получают учебники, которые уже прошли апробацию в регионах. Действуют грифы в течение 5 лет, затем их необходимо подтверждать. Однако вердикт "Рукопись одобрить и рекомендовать присвоить гриф" с первого раза выносится Федеральным экспертным советом довольно редко. Экспертиза рукописи проводится всесторонне и очень тщательно: будущий учебник анализируют и с научной, и с методической, и практической точек зрения. В каждой из 31 секции совета (по всем школьным предметам, а также секция коррекционной педагогики, игрушки и еще некоторые другие) работают не менее 15 человек - учителя и преподаватели, ученые, а также представители Академии образования. Все они рассматривают и оценивают будущий учебник. - Правда, рецензии пишут трое - пятеро из них, - сообщила нам Надежда Габрусева, заместитель начальника Управления учебного книгоиздания, библиотек и медиатек Минобразования. - Причем среди них обязательно должны быть представитель науки, практик и методист. На заседании, где решается судьба книги, присутствуют авторы, издатели и члены секции, и проходит оно примерно по тому же сценарию, что и защита диплома или диссертации. Решений по поводу предложенной рукописи может быть три: принять, отклонить, доработать. Если замечаний немного, то после их устранения рукопись представляется на рассмотрение рабочей комиссии. Если же доработка требуется серьезная, то придется проходить всю процедуру на экспертном совете. Быть автором учебника в высшей степени престижно, и тем не менее берутся за такую работу далеко не все. - Учителя чаще пишут дидактические материалы, пособия, - говорит Надежда Габрусева. - Чтобы писать учебники, нужны другие умения. За последние полгода экспертный совет отклонил десятую часть поданных рукописей. Основные недостатки отвергнутых - масса фактических ошибок, их несоответствие Концепции образования. В некоторых не было обязательного минимума содержания образовательных программ. Конечно, не только ориентация на гуманистические ценности важна при написании учебников. Самые разные специалисты единодушно утверждают: многие учебники страдают многословием и сухостью изложения. А нужно давать не только простую последовательность событий, но связывать их с контекстом культуры изучаемого времени. Кроме того, учебник должен быть написан так, чтобы школьники могли заниматься по нему самостоятельно. - Главное - не садитесь писать учебник с "грязными руками", - советует Дмитрий Дмитриевич Зуев. - Ребенка надо любить и обращаться к нему с открытой душой и верой в его способности. Госсовет задумался о школахПовысить доступность, качество и эффективность российского образования - такие цели поставлены в программе, представленной на заседании Госсовета 28 - 29 августа. Министр образования РФ Владимир Филиппов отметил, что вопрос, вынесенный на Госсовет, касается, скорее, развития, а не реформирования образования. Тем более что Президент буквально накануне напомнил, что советская система образования была достаточно эффективной. Однако недостатки тоже очевидны. В то время как одни выпускники не могут найти работу, другие - не хотят работать по специальности. Кроме того, не для всех детей, особенно из малообеспеченных семей и из регионов, образование сегодня доступно. Собственно, для того чтобы изменить ситуацию, и проводится эксперимент по введению единого государственного экзамена. Что касается качества образования, то расцвет репетиторства говорит о многом. Поэтому теперь иностранный язык и информатику собираются преподавать со второго класса. А чтобы подготовить выпускников к вступительным экзаменам, дать школьникам углубленные знания по предметам, которые им необходимы, предполагается введение старшей профильной школы (11-й, 12-й классы), которая будет финансироваться государством. В высшем образовании планку качества зачастую снижают негосударственные вузы. Поэтому Владимир Филиппов уже несколько раз говорил о том, что частные учебные заведения (как, впрочем, и филиалы государственных вузов) должны иметь и собственный преподавательский состав, в том числе и с учеными степенями, и собственные здания. Если этого не будет, нужно их закрывать, потому что тогда, считает министр, студенты качественного образования не получат. Самое сложное направление - повышение экономической эффективности образования. Здесь обсуждаются и введение именных финансовых обязательств, и государственный заказ на подготовку специалистов, и перевод образовательных учреждений в ведение субъектов Федерации. Сегодня школа финансируется муниципальными органами власти, а у тех порой нет средств не то что на ремонт школ (в Курской области в этом году на 45 школ было выделено около 90 тысяч рублей), но даже на зарплату учителям. Ее, кстати, обещают повысить в два раза уже через три-четыре месяца. Но введение системы надбавок, в том числе и молодым преподавателям, еще обсуждается. Также в рубрике:
|