Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 48 (7305) 20 - 26 декабря 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

ЭЙМУНТАС НЯКРОШЮС: "Всегда найдется тот, кто займет твое место"

Беседу вела Светлана ХОХРЯКОВА
Фото Дмитрия МАТВЕЕВА


Э.Някрошюс

Эймунтас НЯКРОШЮС приезжал в Москву буквально на два дня, чтобы получить театральную премию им.К.С.Станиславского "За выдающийся вклад в развитие мирового театрального искусства". И почему-то казался чужим на этом празднике жизни. М.Захаров, вручая премию, сказал, что Някрошюс, вероятно, имеет некую таинственную связь в космосом. Он действительно не такой, как другие. Может быть, гений?

    

- Эймунтас, можете ли вы охарактеризовать нынешнюю театральную ситуацию? Или вы вовсе не задумываетесь об этом?

- Ситуация нормальная, не лучше и не хуже, чем прежде. Ничего катастрофического не происходит. Когда театр на горе - его все видят, когда он оттуда сходит, его место занимают другие. Так и должно быть. В этом движение, жизнь. Ныне доминирует режиссерский театр, причем и в Европе, и в Америке. Актеры в связи с этим становятся проводниками режиссерских амбиций. Мне все это не очень нравится. Но в центре внимания театра всегда будет человек, его душа и психология. Театр - все-таки не передовое искусство, чтобы что-то декларировать и прокладывать путь. Он скорее повторяет найденное другими искусствами.

    

- Как вам кажется, так ли уж сильно изменилось сознание тех, кто приходит в театр сегодня? Ваши коллеги утверждают, что мозги у молодых актеров устроены иначе, не так, как, скажем, в 60-е?

- С этим согласиться не могу. Есть прекрасные молодые люди как с актерской, так и с человеческой точки зрения. А вот режиссеры дают им мало возможностей раскрыться, стремятся выявить себя, реализовать свои собственные замыслы. Актеры при таких обстоятельствах становятся марионетками. Вы сказали, что мозги у них как-то не так повернуты, я так не считаю. Мне нравится современная молодежь. У нее совсем новое мышление и иное образование. Времена меняются, и людям свойственно говорить о том, что их поколение было куда лучше нынешнего. У меня два сына. Я знаю их друзей. Да и в театре постоянно приходится сталкиваться не только с молодыми актерами, но и с техническим персоналом. Что я вам могу сказать? Это прекрасно образованные люди. Я, честно говоря, даже завидую этому поколению. У него больше возможностей узнать что-то новое, попутешествовать.

    

- Считается, что актеры стали прагматичнее, что они искусство воспринимают не как акт искусства, но больше, как бизнес, способ зарабатывания денег.

- Да раньше то же самое было. Актеры думали о том, как побольше заработать, чтобы прокормить семью, детей. Просто при старой системе класс художников был привилегированным. Мы отдыхали в домах творчества, ездили в командировки. Но времена изменились. Человек, и художник в том числе, должен думать и заботиться о себе сам.

    

- А вы сильно изменились?

- Думаю, что не очень-то я и изменился в некоторых своих взглядах на мир. Как думал в молодости о ряде вещей, так и теперь думаю. Все-таки идеализм нужен в любом возрасте, вернее, не идеализм даже, а энтузиазм. Идеализм всегда уживался с прагматизмом, только об этом прежде не говорили.

    

- Ваш театр "Мено Фортас" существует как база, на основе которой вы собираете каждый раз новую команду на определенный проект. Проще или сложнее работать по этой схеме?

- Театр существует на контрактной основе. Спектакль прокатывается в течение 3-4 лет. "Гамлета" сыграли около 150 раз в разных странах. "Отелло" - более 60. По той системе, по которой мы теперь существуем, работать проще. Пустых репетиций не бывает. Человек подписывает контракт, в соответствии с которым он, к примеру, может работать с 9 часов и до 11. Дальше у него запланирована запись на радио или телевидении, съемки в кино. Мы рассматриваем график актера и назначаем удобные по времени репетиции, скажем, в ранние часы, либо отказываемся от них дня на два. Все с учетом того, чтобы люди могли работать в других местах. При такой системе, как у нас, актер зарабатывает в несколько раз больше. Служа в Молодежном театре, я в какой-то момент почувствовал, что зашел в тупик. Теперь такого ощущения нет. Но, возможно, очень скоро и воскликну: "Все! Тупик. Начинаю новое дело".

Когда я работал в стационарном театре и у меня не было соответствующего настроения, я не репетировал. Теперь на это не имею права. Если я позвал людей, то не могу провести плохую репетицию. Мне не положено это. На меня возложена большая ответственность, и я не могу жаловаться на то, что государство денег не дает или дает мало, настолько мало, что спектакль выйти не может. Нет больше ширмы, которой можно прикрываться и оправдывать собственное бездействие и неумение работать.

    

- Значит, сама идея театра-дома умерла?

- Это очень красивые слова. Раньше театр называли храмом. Существовали и другие аллегории. Когда идет настоящая творческая жизнь, продуктивные репетиции, тогда и создаются дом и уют. Часто приход режиссера в новый театр начинается с ремонта кабинета, с обновления фасада. Но первое, что он должен сделать, - это выйти в центр сцены и сказать: "Отсюда все начинается". Я никогда не смешиваю понятия "дом" и "театр-дом". Мой дом - это семья. А театр - это работа. Я иду в театр на работу, а с работы возвращаюсь домой.

    

- С опытом интереса к профессии не утрачиваете?

- Иногда физически немного устаю. Гастроли очень изматывают. Но интерес пока не пропадает. Хотя когда-нибудь это все равно случится. Окажешься перед белым листом: пусто, ничего не знаешь и уже не хочешь, чтобы лист этот был заполнен. Придет такое время, и надо спокойно его встретить, дать другим возможность работать, а не стараться выжать успех из последних сил.

    

- "Я ухожу, - говорите вы, - устал, вместо меня будет такой-то". Кто ваш преемник?

- Всегда найдется тот, кто займет твое место. Не надо никакого продолжения. Один период закончится - начнется новый. Придет новый человек со своей стилистикой, со своими мыслями. Зачем эстафету передавать? Все равно она не передается.

    

- А для вас существенно обстоятельство: свой актер или не свой?

- Нет. Иногда и не надо знать актерской биографии, иметь заранее какое-то мнение, прислушиваться к суждениям других о том, сможет актер это сыграть или нет. Если берешь человека в работу, значит, ты ему доверяешь, и тогда у него есть возможность интересно раскрыться, даже если, работая в другом коллективе, он был практически списан.

    

- Разве неинтересно самому вырастить из юного человека актера для себя?

- Вполне хватает четырех лет обучения актера в театральном вузе. После пятилетней учебы в медицинском институте люди начинают самостоятельно делать операции. А архитекторы создают ответственные проекты. Можно, конечно, рассуждать о том, что актер после театральной школы должен и дальше развиваться, но он и развивается.

    

- Выбирая то или иное название, вы принимаете во внимание интересы публики?

- Обязательно. Я же не один в нашей компании. Деньги мы зарабатываем сами. И если зал заполнен лишь на 30 процентов, значит, актеры получат мизерные деньги.

    

- Можете назвать важных для себя сегодня авторов? Это Шекспир?

- Нет, нет. С Шекспиром пока покончено.

    

- А как же "Король Лир", которого вы собирались ставить?

- По инерции мог бы, наверное, его сделать. Но пусть пока подождет. Буду жив - поставлю через несколько лет. А сейчас устал от Шекспира. Есть у меня три-четыре названия, которые возможны, но пока я не определился в своем выборе.

    

- А как вы работаете с текстом? Что это за взаимоотношения?

- Читаешь и видишь. Или читаешь и не видишь.

    

- Сейчас время трагедии или какого-то иного жанра?

- Трагедии никто не хочет. Легче прожить, веселя других. Театр тоже идет по этому пути, делая все для того, чтобы зритель был доволен. Но нужен баланс. И режиссер должен его найти, сделав небольшой поклон в сторону публики.

    

- А вы могли бы работать в замкнутом пространстве, не для зрителя, а для себя, проводя некие лабораторные эксперименты?

- Можно закрыться в гостиничном номере и заниматься поиском, но театр все-таки предполагает "я показываю". Кто-то должен смотреть то, что мы делаем. Если несколько человек уходят с моего спектакля, недосмотрев его, - это удар для меня. Значит, что-то не так, что-то не получилось. Я реагирую на это.

    

- Насколько текущая художественная жизнь влияет на вас и на ваш выбор?

- Менее всего влияет театральная жизнь. Куда сильнее воздействие литературы, изобразительного искусства, музыки, даже радикальных форм перформанса, авангардной музыки. Стараюсь все это понять и не придерживаться консервативных взглядов.

    

- А много вы спектаклей видите?

- Нет. Стараюсь увидеть столько, сколько возможно, и посмотреть то, что надо. Иногда специально иду на совсем уж плохой спектакль. Смотрю, как играют, стараюсь понять, почему так играют. Сочувствую, конечно. Иногда ошибки - чужие и собственные - многое дают. Кроме того, надо знать, в каком мире ты существуешь, что делают твои коллеги. Я не призываю становиться театральными маньяками и каждый вечер проводить в зрительном зале. Надо ведь еще и самому работать, думать. Время надо беречь смолоду. Это я понял давно.

    

- Про литовских режиссеров часто говорят, что вышли они из Някрошюса. А из кого вышли вы?

- Пусть говорят, что угодно, но я этого не признаю. Не хочу никого учить, не хочу, чтобы мне кто-то подражал. Сам я сформировался в Москве. И как ни странно, этой базы мне хватает до сих пор.

    

- Можете сформулировать, что это такое - литовский характер?

- Есть, конечно, какие-то национальные черты: скрытность, работоспособность, темперамент, о котором иногда даже не подозревают, глядя со стороны, но он есть, возможно, несколько жидковатый. Мы находимся рядом с Россией, Германией и Польшей. Вот все и смешалось в литовском характере. Должно быть, теперь натурального литовца и не найдешь. Хотя это можно сказать сегодня о ком угодно. Все переплелось.

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;