Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 48 (7305) 20 - 26 декабря 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираРусский акцент немецкой осениТеатрально-концертный сезон в Берлине Александра ТУРГАН Осень - всегда наиболее роскошная часть театрально-концертного сезона в Берлине. Словно в плавильном котле соединяется, казалось бы, несовместимое - авангард и рискованные начинания с традиционной классикой. Фестивали, арт-форумы, художественные проекты, гастроли крупнейших дирижеров и оркестров наряду со всевозможными камерными событиями составляют спектр удовольствий на любой вкус. Самый яркий аккорд берлинской осени - это знаменитые "Берлинские недели", марафон музыкальных и театральных фестивалей. Нынешний сезон устроители посвятили памяти Арнольда Шенберга - в этом году исполняется 50 лет со дня его кончины. Серия выставок, дискуссии, концерты представляли творчество замечательного немецкого композитора-новатора, художника и педагога. В классической части марафона были исполнены все девять симфоний Бетховена (за дирижерскими пультами стояли Клаудио Аббадо, Даниель Баренбойм, Кент Нагано). Звучала и музыка великих австрийцев - Моцарта и Гайдна в исполнении оркестра Венской филармонии под управлением Саймона Рейтла. В рамках марафона прошел и фестиваль "Театральные миры 2001 года". Огромным успехом пользовалось представление "Шум времени", которое, скорее, можно назвать медитативным действом под полную напряженного ужаса и трагической красоты музыку 15-го струнного квартета Дмитрия Шостаковича. Это совместный проект американских виртуозов из "Emerson String" и лондонского Theatre de Complicite. На художественном берлинском небосклоне, безусловно, выделялась выставка произведений Энди Уорхола, которую представила Новая национальная галерея. Ее тематическим центром стал цикл картин под общим названием Disaster ("Катастрофа"). Сам Уорхол называл этот цикл документальным свидетельством "смерти в Америке". После трагических событий 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне эти картины смотрелись по-новому, что отметили не только критики, но и многочисленные посетители ретроспективы. А Музей кино устроил ретроспективу фильмов Уорхола. Особой радостью для поклонников творчества мастера стала возможность увидеть культовый фильм художника "Вельветовый андеграунд". И еще одну ретроспективу - беспрецедентных "укутываний" знаменитых зданий, включая, конечно, и самый шумный проект - пеленание Рейхстага, представила в Берлине знаменитая супружеская "художественная" пара Кристо и Жан Клод. Ныне, правда, они ограничились фотографиями и макетами. В художественной берлинской палитре все чаще начинают звучать российские названия и имена. Правда, превалируют здесь пока государственные проекты, большей частью касающиеся выставочной деятельности. И тут прежде всего хотелось бы отметить проект "Россия - сверхдержава под знаком перемен" Герда Людвига, видного мастера фотографии, работающего для "National Geographic". Это, как всегда, интересные и неожиданные наблюдения мастера за процессами, происходившими в российском обществе за последние 10 лет. Два проекта - "Неизвестные сокровища России" и "Аз есмь свет миру" познакомили немецкую публику с уникальными образцами православной иконописи из собрания Музея Андрея Рублева. В германской столице были выставлены бессмертные шедевры Дионисия, Андрея Рублева, Феофана Грека и других мастеров XIV-XVII веков. Русская иконография на Западе, впрочем, давно пользуется и успехом, и, так сказать, зрительским спросом. А вот интерес к нашим художникам переживал и спады, и, как теперь, взлеты. Это отмечают не только профессионалы. Солидная берлинская галерея "Штольц" представила русский конструктивизм и авангард, испытавший на себе особое влияние немецкого стиля "Баухауз", квартетом городов "Париж - Москва - Петроград - Киев". Работы художника Виктора Пивоварова - старейшего представителя московского концептуализма были представлены двумя галереями на самой модной "выставочной трассе" Берлина - Линиенштрассе. Что касается театра, то на этот раз Роман Виктюк привез в Германию спектакль по пьесе Э. Радзинского "Наш Декамерон XXI" с Ириной Апексимовой в главной роли. И хотя зал был снова битком набит, таких безумных восторгов у зрителей, как, скажем, "Саломея" и "Осенние скрипки", а эти спектакли побывали в Берлине два года назад, на сей раз постановка не вызвала. Поклонники Армена Джигарханяна встретились со своим кумиром в спектакле "Любовь и кролики", а Льва Дурова - в "Жидах города Питера". Однако по-прежнему театр приезжает из России в Германию в расчете главным образом на русскоговорящую публику. Понятно, что синхронный перевод и реклама стоят немалых денег, а продюсеров, которые были бы готовы рискнуть, нет. Поэтому немецкая публика незнакома с театральными достижениями России последних лет, что очень жаль. Наряду со спектаклями крупные германские агентства все чаще привозят сюда концертные и эстрадные программы российских исполнителей. На концерты Валерия Меладзе и Романа Карцева приходила в основном публика постарше. А для молодежи подарком стали выступления poк-группы "Spitfire" из Санкт-Петербурга. Берлинским поклонникам стиля панк-рок и рэгги эта группа хорошо известна. Так же, как и популярная российская гpynna "Pushkin Boom Beat". Их новая программа "Pushkin Funptugged" в исполнении Саши Пушкина, Сулеймана Тура и Олега Матросова подавалась публике как некий одесско-русско-африканский компот в сопровождении экзотических инструментов. Ну а то, что творилось на концертах Ильи Лагутенко, добравшегося со своим "Мумий троллем" до Берлина, описанию не поддается. Поклонникам кинематографа также выпало немало интересного. Больший интерес в Берлине вызвала лента "England" молодого немца Ахима фон Борриса, очарованного Россией и русскими эмигрантами. Это картина о мечтах и трагедиях молодых людей, стремящихся обрести себя за пределами Родины. Дом искусств Babylon устроил ретроспективу классиков советского кино - С.Эйзенштейна, Я.Протазанова, А.Птушко и С.Бондарчука, - к которому, в отличие от нас, немецкие кинематографисты относятся без всякой иронии. Заметным событием стала и презентация российской "Ники" в легендарном кинодворце Zoo, где до недавнего времени проводился Берлинский фестиваль. Конечно, и эта акция была устроена для наших соотечественников, живущих в Германии. И все же число зрителей, пришедших увидеть новое русское кино, приятно удивило устроителей. Громадный кинозал был заполнен все четыре дня, при том, что цены на билеты были выше обычных. А пpивeзли в Берлин "Дневник его жены" А.Учителя, "Бременских музыкантов" и "Приходи на меня посмотреть" - режиссерские дебюты А.Абдулова и О.Янковского, а также "Москву" А.Зельдовича. Фильм "Москва" уже был показан на Берлинском фестивале в феврале нынешнего года - правда, только прессе и участникам кинорынка. И был оценен ими как первый российский фильм, поставивший перед собой эпическую задачу - языком кино рассказать о поколении сорокалетних. Также в рубрике:
|