Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 48 (7305) 20 - 26 декабря 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияЗабытые рецепты "Большой политики"В Москве 50 национальных школ и 140 национальностей С КУЛЬТУРНЫМИ ЦЕНТРАМИНаталья КОВАЛЕВА Погром на рынке в Царицыне вызвал множество споров. В такой страшной форме отношение к "лицам кавказской национальности" выплеснулось за последние несколько лет, пожалуй, впервые. С криками "Россия - для русских, Москва - для москвичей!" бритоголовые подростки бросились громить, крушить, убивать и калечить. И еще более страшно то, что многие вполне взрослые москвичи поддерживали этот лозунг! Конечно, у этой агрессии много причин, прежде всего социальных. Но правда и то, что мы слишком мало знаем о тех, кто живет с нами рядом. Еще сто лет назад в столице проживало 26 процентов людей, не русских по национальности. Трудно сказать, сколько "иноземцев" находится сегодня в столице, последняя перепись населения была в 1989 году. В книге "Москва в цифрах с начала века до наших дней" приводятся следующие данные: в 1995 году в этом почти уже 9-миллионном городе "нерусское" население составляло 9 процентов. Почему люди стремятся в столицу, не секрет: денежные доходы москвичей превышают среднероссийский прожиточный уровень в семь раз. Поэтому и едут сюда. Причем не только из российских регионов и стран СНГ, но и из Турции, Китая, Вьетнама. С другой стороны, именно активность, энергичность приезжих делают столицу столь привлекательным городом: сюда стремятся лучшие "мозги" и яркие таланты. В любом случае, фактам надо смотреть в лицо. Москва - многонациональный мегаполис: так сложилось исторически, так, наконец, выгодно экономически. Это не изменить. Значит, надо жить вместе. Внятной и эффективной национальной политики пока не сложилось. Какой бы то ни было службы для работы с каждым нуждающимся в помощи приезжим миграционная политика столицы пока не предусматривает. Самыми очевидными остаются запретительные меры. Скажем, московское правительство ужесточает формы регистрации граждан. Есть и "ответный удар": некоторые фирмы перестали брать на работу русских и даже москвичей, создавая на территории Москвы рабочие места только для своих соплеменников. Что, надо сказать, вызывает понятное раздражение. Встретимся на РамаданеПо разным данным, для адаптации к жизни в столице требуется в среднем семь лет. Потом человек становится москвичом. Но если при этом он хочет оставаться, например, украинцем? Классическая триада диаспоры - школа, церковь и элемент "поддержки" родного языка, например, СМИ или библиотека. Но, конечно, главную роль играет община. В Москве их множество. В начале этого года в столице открылся якутский культурный центр, чуть позже прошло собрание московских уйгуров, предполагающих создать свое национальное объединение. Недавно образованные землячества сильны в неформальных связях. Так, например, роль земляческих собраний у айсоров играют семейные события: скажем, их свадьбы собирают до пятисот земляков из разных стран мира. Ингуши и чеченцы собираются вместе на похороны, когда перевозят тела умерших родственников на родину, а аварцы, лезгины, кабардинцы собирают каждую неделю по пятницам джума-намазы. У татар принято отмечать совместно мусульманские религиозные праздники, такие, как Рамадан или Курбан-байрам. Диаспоры же, которые существуют в столице уже давно, иногда даже более ста лет, так называемые укорененные, проводят и различные официальные мероприятия. В 2000 году, например, под эгидой Правительства Москвы в рамках различных программ немцы отметили день депортации, провели съезд Международного союза российских немцев, праздновали лютеранские Пасху и Рождество. Украинцы открыли национальную библиотеку. Татары отличились, организовав конкурс красоты. И если вновь приехавшие ищут в первую очередь социальной защиты и стремятся решить насущные проблемы, то для укорененных становится все более актуальной проблема самоидентификации. Эти люди успели ассимилироваться, обрусеть, стали забывать родной язык, культуру, традиции. Именно поэтому столь важную роль для них начинают играть национальные культурные центры. Болгарский культурный центр пустует редко. Каждые день-два здесь проходят концерты, выставки болгарских и русских художников сменяют друг друга. Приходят сюда не только болгары, хотя в Москве довольно большая болгарская диаспора, много смешанных браков, студентов. Некоторые из них заканчивают институты и остаются работать. Центр старается проводить совместные акции, чтобы интересно было и русским, и болгарам. Планируют, например, привезти современные болгарские фильмы: так состоится своеобразная встреча вгиковцев, ведь многие болгарские актеры и режиссеры - выпускники этого вуза. - Мы хотим создать здесь какое-то сообщество, круг единомышленников, только тогда можно будет говорить о культурном обмене, - говорит директор центра Павел Васев. Директор Еврейского культурного центра, открывшегося на днях на Большой Никитской, Михаил Кунин, подчеркнул два основных принципа работы Дома - открытость и плюрализм. Художественный руководитель центра Марина Смелянская рассказала о планах, которые предполагают не только проведение концертов, спектаклей, выставок, но и осуществление различных камерных, клубных программ. Это дискуссии в клубе "Большая политика", беседы на встречах "Забытые рецепты", занятия возглавляемой Гарри Бардиным детской мультстудии, работа молодежного джаз-клуба. После концерта, который состоялся на открытии центра, многие говорили о том, что было бы замечательно, чтоб центр стал домом для всех, вне зависимости от национальности. По данным опроса 1998 года, москвичи с пониманием относятся к созданию таких центров. На вопрос, должны ли иметь право представители различных этносов создавать культурные центры в городе, 48,7 процента ответили положительно, отрицательно же - лишь 18,2 процента. В то же время больше половины опрошенных понятия не имеют о деятельности таких центров в столице! Школа с "кабинетом традиций"Долгое время столичные власти не позволяли открывать в Москве национальные школы и другие культурно-образовательные учреждения. Да и сегодня, несмотря на то что в целом москвичи положительно относятся к созданию национальных школ (по данным опроса, проведенного в 1998 году по заказу Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации и Комитета общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы, 49,4 процента высказались "за", а 35,1 процента "против"), национальное образование в Москве развито слабо. А знают о нем еще меньше. Татары, например, рассказывают, что их религиозная школа - медресе, в которой, помимо собственно исламских дисциплин, изучались и язык, и светские науки, имелась при мечети в Замоскворечье еще в XIX веке. И долгое время именно там находился культурный центр столичных мусульман - школа, библиотека, типография. Но ко второй половине 30-х годов его работа была фактически парализована в результате массовых репрессий против национальной интеллигенции. Все попытки восстановить его заканчивались ничем. И только недавно благодаря стараниям некоторых преподавателей удалось открыть сначала татарский воскресный класс в многонациональной школе в Китай-городе, а затем и татарскую школу в Люблино. Сейчас в Москве, где проживают почти 140 национальностей, около 50 национальных школ (считая как государственные, так и негосударственные), дошкольных учреждений и различных культурно-образовательных центров. Много школ с этнокультурным грузинским, армянским, еврейским компонентом. А в Центральном округе есть даже уникальный многонациональный комплекс, где 24 национальных отделения. Дети могут в свободное время изучать там интересующий их язык. Программа большинства этих школ построена таким образом, чтобы в первую очередь дети получали полноценное образование, а уже потом, в дополнение, занимались языком, литературой, культурой, традициями того или другого народа. Во многих национальных школах у детей есть возможность изучать также историю религии. Конечно, иногда трудно провести грань и понять, кого ты хочешь вырастить: россиянина или армянина, татарина, еврея. Так, целью Московской национальной еврейской школы было дать детям традиционное еврейское образование, ориентируя выпускников на традиционный еврейский образ жизни, основанный на Торе и заповедях, на создание гармоничной еврейской семьи. Школа отмечает основные еврейские праздники, а что касается учебы, то основательно преподаются иврит, еврейская история и обычаи. При этом многие из учащихся из страны уезжать не собираются. А вот одной из образцовых национальных школ считают корейскую московскую школу № 1086. Название, впрочем, не совсем верное - там учатся дети более 50 национальностей. Помимо корейского языка и литературы, все дети могут изучать здесь, например, кулинарное искусство и столовый этикет корейцев, их национальную музыку, фольклор, но не в ущерб остальным предметам. Сегодня школа находится под патронатом ЮНЕСКО, а потому обладает хорошей базой и высоким уровнем подготовки (по результатам прошлого учебного года 98 процентов ее выпускников поступили в высшие учебные заведения, в том числе двое - в Сеульский университет). Хотя поначалу, когда школа только создавалась, сложностей было довольно много. Пришлось, во-первых, преодолевать инертность внутри самой общины. Тысячи осевших в Москве корейцев утратили свой язык и забыли обычаи, традиции. Интерес диаспоры к этнической культуре и языку угас: люди попросту привыкли обходиться без них. Кроме того, местные жители долго не могли свыкнуться с мыслью о том, что в микрорайоне будет корейская школа. В окна летели камни, а директору приходилось выслушивать оскорбления. И только когда школу открыли для детей всех национальностей, родители поняли, что и у их детей есть возможность не только получить хорошие знания, но и изучать культуру другой страны. Также в рубрике:
|