Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 30 (7141) 13 - 19 августа 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Московский репортаж

АНДРЕЙ ЧЕРНИХОВ: "Дом, где не будет одиночества"

Беседу вела Гортензия ВЛАДИМИРОВА


Архитектура - второй доктор. В этом убежден член- корреспондент Международной академии архитектуры Андрей Александрович Чернихов. По его проекту по решению правительства Москвы на Кашенкином лугу ведется сооружение необычного комплекса - реабилитационного центра для детей, страдающих ранним аутизмом. Заметим сразу, что специалисты категорически против бытующего в обывательской среде приравнивания аутизма к умственной неполноценности. Ранний детский аутизм - это нарушенный по разным причинам контакт ребенка с другими людьми, с окружающим миром. В Москве около трех тысяч детей подвержены этому заболеванию, в России их более 250 тысяч. А строящийся государственный центр пока единственный. Между тем в Великобритании действуют сорок таких школ, в Дании с ее населением в 5 миллионов человек - пять.

    

- Андрей Александрович, что испытывали вы и ваши коллеги, получив заказ на проектирование этого необычного комплекса?

- Прежде всего задача оказалась уникальной - у нас нет аналогов подобных сооружений. Нам показалось возможным сделать архитектуру и дизайн ассистентами психологов и педагогов.

Трудно смотреть в глаза больным детям. Аутичным - еще труднее. Их взгляд не отвечает на твой. Эти глаза не ищут твоих, этот ребенок не пытается вступить в диалог с тобой. Он смотрит мимо тебя, сквозь тебя. Он не просит помощи, не ждет участия, не зовет и не прогоняет в обиде. Старая детская игра "Кто кого пересмотрит" здесь неуместна и невозможна. Но отрешенность такого ребенка не оставляет сомнений, что его пространство иное - оно обращено внутрь. Мне, взрослому, надо найти такие области соприкосновения, такие точки, линии взаимодействия, чтобы разомкнуть это отгороженное от внешнего мира пространство и вместо отчужденности, порой агрессивной, найти соединяющие контакты.

    

- И вы считаете, что архитектура, дизайн могут в этом помочь?

- Архитектура - великий провокатор. Кто-то считает, что искусство - это высокая, гениальная имитация. Может быть, это и так, иногда так. Но не здесь. Здесь архитектура должна быть не просто искренней, доброй, умиротворяющей. Она должна излучать мелодию, моделировать свет. Нести и хранить тайну, стать собеседником, приглашать к размышлению. С ней можно разговаривать, танцевать, ей можно читать стихи. Она здесь - носитель общекультурной информации: ритмов, кодов, метазнаков.

    

- Но ведь вам предстояло проектировать одновременно просто удобный дом.

- Да, дом со стенами и окнами, лестницами и крышей, но вместе с тем дом, где живет человек одаренный. И у него должен быть простор для фантазии.

    

- Вы используете в дизайне детские рисунки, неумело написанные буквы, как бы детской рукой нарисованные геометрические фигуры.

- Не забудьте, что аутичными в детстве были многие известные личности, даже гении. Все дети рисуют круг, квадрат, треугольник, волну и спираль. Всем детям свойственно воспроизводить в той или иной форме ритмы повторения и ритмы соотношений. И включенные в архитектуру формы, ритмы, знаки при воздействии света и цвета создают своего рода тренажер для вхождения в азбуку окружающего мира. Они пробуждают фантазию, незаметно воздействуя на подсознание. А побудить работать фантазию - это значит побудить ребенка к деятельной жизни.

    

- Несколько непривычно говорить об архитектуре как средстве общения, диалога.

- Но вы же не будете отрицать, что есть архитектура возвышающая и подавляющая, есть говорящая и даже поющая. Есть, наконец, просто антиархитектура, точнее, неархитектура, и в ней живет большинство современных горожан.

Мы спроектировали комплекс, состоящий из различных по характеру пространств, учитывая, что эти дети совершенно по- разному реагируют на одно и то же. Так, на одних движение и звук падающей воды действует умиротворяюще, других отпугивает, а некоторых побуждает к агрессии. У воспитателей и врачей должен быть выбор, что предпочесть для той или иной группы пациентов - замкнутое или открытое пространство. Мы запроектировали запоминающиеся переходы, стены, помещения разных форм и объемов. Все это - на площади в 5 тысяч квадратных метров, где до недавнего времени посреди пустыря на улице Кашенкин луг стояло ветхое строение бывшего детского сада.

    

- А как идет строительство? Удается ли вам во всей полноте реализовать задуманное?

- Как любое строительство, непросто. Но я считаю, что этому проекту повезло. Есть понимание и поддержка в Департаменте образования Москвы, в мэрии. И строители - компания "Аксель К", - считают начатое дело также глубоко личным потому еще, что и руководство компании не обошла сама эта проблема.

В результате на этой стройке складывается ситуация, когда содружество власти, проектировщиков и строителей может гарантировать достойное завершение объекта.

Также в рубрике:

МОСКОВСКИЙ РЕПОРТАЖ

СТОЛИЧНЫЙ КРИМИНАЛ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;