Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 30 (7141) 13 - 19 августа 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрНам осталась одна забаваТеатру "КВН ДГУ" 10 лет Алена АМИТОН Само название коллектива, о котором пойдет речь, вызывает у знатоков и болельщиков добрую улыбку: команда КВН Днепропетровского государственного университета. Команда, которая недавно отметила свой десятилетний юбилей. Команда, которой, строго говоря, сегодня больше нет. На ее месте возник театр "КВН ДГУ". Когда в самом начале семидесятых КВН был изгнан с телеэкрана, он не погиб. Он рассыпался на сотни маленьких КВНчиков и остался жить. В разных формах, потому что отсутствовал единый стандарт, с которым можно было бы себя сравнивать, под разными названиями, потому что мало кто отваживался использовать фактически запрещенную аббревиатуру. Но идея Аксельрода - Яковлева - Муратова не умерла. Те, кто вкусил в шестидесятые вкус свободы, пытался доиграть, досказать то, что не успел в молодости. Несмотря на то что выступать "старшим товарищам" приходилось нередко уже в роли играющих тренеров, а то и художественных руководителей. Но именно это и спасло игру от полного забвения. И именно поэтому, когда в конце 80-х на телеэкране вдруг совершенно неожиданно появились знакомые буквы, первых участников не пришлось искать слишком долго. Многие даже не стали ждать, пока их найдут телевизионщики, а сами решили двинуться навстречу. Одной из таких первых и стала команда КВН Днепропетровского государственного университета. Игра в те первые годы своего возрождения переживала не самые легкие времена. Слишком многие посчитали, что дважды в одну и ту же реку не входят. Смысл первоначальной реакции сводился к тому, что КВН стал "не тот". В брюзжании ничего удивительного и не было. Возрожденный КВН, действительно, мало походил на самого себя вчерашнего. Другое время - другие шутки. Зачеты, профессора, стипендии, пересдачи нисколько не потеряли своей актуальности. Но вдруг с телеэкрана на всю страну раздалось: "Партия! Дай порулить!"... И - бурные аплодисменты, крики "браво", гомерический хохот. Однако мы не видели, как и чем жила игра все то время, пока она не шла в телеэфир. Нельзя сказать, что к моменту своего появления на ЦТ команда КВН ДГУ уже переросла рамки собственно КВНа. Просто сложилось так, что в отличие от телевизионного в жизни днепропетровского КВНа пауз не было. Не один год на Днях мехмата ДГУ студенты и преподаватели в первый день сражались между собой в КВН, а на следующий день все вместе участвовали в капустнике. В остальное время оттачивали свое мастерство в студенческом театре "Юность". И постепенно формировалось то, что впоследствии жюри и болельщики назовут фирменным стилем команды. Этот стиль характеризовался несколько большей по сравнению с традиционным КВНом театральностью во всех конкурсах. Это было что-то среднее между агитбригадой, "Синей блузой", СТЭМом и собственно КВНом. Причем в попытке взять лучшее из всех жанров. Когда сегодня говорят о КВНе ДГУ, прежде всего вспоминают поразившие всех финальные песни. В 1989 году они спели на мотив популярного никитинского "Переведи меня через Майдан" - "Переведи меня на хозрасчет: ведь я на нем еще ни разу не был. Хотите зрелищ - так давайте хлеба. Переведи меня на хозрасчет". Зал даже не аплодировал, а в изнеможении стонал или просто молчал. То есть "днепры" (так их довольно быстро стали называть) не открыли ничего принципиально нового: написать собственные слова на уже известную и популярную мелодию - этим "баловались" еще физики МГУ не только до КВНа, но даже до ВВВ (если кто помнит, была такая передача: "Вечер Веселых Вопросов"). Но дело не в том, что именно было сделано, а в том, как это было сделано. И песни зазвучали! К сожалению, газетные страницы не позволяют воспроизвести мелодию - только текст, такой вот, например: Нам осталась одна забава: Пальцы в рот - вот и весь обед. Не обидно нам за державу - Потому что державы нет. Ах, какая смешная потеря! Сколько в жизни таких потерь! Стыдно жить, ни во что не веря. И вообще - стыдно жить теперь... Были ли эти песни шажками к театру-кабаре - сказать трудно. Ребята просто пели о том, что волновало прежде всего их самих. Но что-то менялось в их жизни, что-то менялось в нашей. И в 1990 году на Тюменском фестивале КВН, проходившем под знаменем 30-летия игры и передачи, на сцене появился театр- кабаре "Летучее мышление". Тот номер до сих пор так нигде и не показан. Сразу этого не рискнули сделать по различным причинам (цензура еще существовала). А позже пленку, говорят, размагнитили. Но номер был шикарен. Все основывалось на реальном факте: итальянская порнозвезда Чиччолина (по сообщениям агентств) решила предложить Саддаму Хусейну свои услуги, с тем чтобы он вывел войска из Кувейта. Здравствуй, черный мой усач! Говорят, что ты горяч. А я белая. Горячка. Как бы мне тебя занять Лет на двадцать, двадцать пять. Молодой человек! Целовать - не воевать! Были эстрадные номера. Изумительные, тонкие, интеллигентные, искрометные. Просто "Чиччолина" стала первым выступлением команды в качестве именно кабаретного театра. По определению одного из ведущих актеров команды, Евгения Чепурняка, кабаре - это когда есть актуальность, миниатюрность жанра и нет "четвертой стены". К тому времени ребята стали что называется "определяться". И у них созрело пока еще несколько смутное представление о своей дальнейшей судьбе. За плечами были уже гастроли практически по всему пространству бывшего СССР, а также в Германии, США и Израиле. Команда приняла участие в Краковском фестивале театров-кабаре и стала лауреатом этого фестиваля. Вот так, постепенно рождался театр "КВН ДГУ". Сегодня все - профессиональные артисты, окончили Ярославский театральный институт. Здесь в свое время учился один из ведущих актеров команды - Евгений Чепурняк. Он уговорил ректора института Станислава Сергеевича Клитина посмотреть команду. Клитин посмотрел, и преподаватели стали приезжать к днепропетровцам и учить их актерскому мастерству. Сегодня у театра "КВН ДГУ" есть уже свое здание, переданное ему городскими властями. Художественный руководитель Григорий Гельфер стал депутатом Днепропетровского городского совета. Самое потрясающее, что у них есть даже постоянные спонсоры. Сначала это был Никопольский завод ферросплавов. Сегодня - корпорация "ЕЭСУ" (Единая энергосистема Украины). Но есть еще один спонсор, о котором хочется сказать особо. Он появился у "днепров" совершенно неожиданно - руководитель московской фирмы Александр Левченко. Выпускник МИСИ, он относится к поколению "недоигравших". И увидев однажды ДГУ, сам предложил им свою помощь. Он считает, что ребята делают то, чего он сам не успел в молодости. Но с КВНом "днепры" по-прежнему не расстаются. Непременно участвуют и в Сочинском, и в музыкальном Юрмальском фестивалях. Во время своих концертов обязательно играют в "разминку" со зрительным залом. Даже когда выступали в Московском театре эстрады, не изменили себе. Изменился, пожалуй, только уровень профессионализма их выступлений. Они по-прежнему показывают зрителям то, что сами считают важным и актуальным. Так родились совершенно не похожие на другие представления "Что-то вроде Гамлета" и "Ахиллиада". Говорят, что театр живет в среднем 25 лет. Дальше возникает необходимость в каком-то новом толчке. Иначе - кризис. Команде КВН ДГУ - 10 лет. Театру - гораздо меньше. И значит, есть надежда, что все будет продолжаться. Также в рубрике:
|