Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 30 (7141) 13 - 19 августа 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Одна неделя

Москва прощалась с Альфредом Шнитке

Наталья ШАДРИНА


1Десятого августа было сказано последнее прости Альфреду Гарриевичу Шнитке. Символично, что именно здесь, в России. Страна, испытывавшая на прочность этого человека с ясным взглядом ребенка, наказывавшая его непониманием и отторжением его творчества, назвала его своим. Великим русским композитором. И дело не только в традициях - во всех обстоятельствах его жизни и творчества, даже в языке в конце концов, ведь именно по-русски всегда говорили с ним его прославленные друзья, слетевшиеся к нему в этот день со всех концов света. Возводить на пьедестал и хранить вечную память Россия тоже умеет. И нет сомнения, тропа к его могиле не зарастет.

2 В Большом зале Московской консерватории при аншлаговом стечении народа состоялась гражданская панихида. Состоялся самый печальный из всех посвященных Альфреду Шнитке концерт. Общедоступный. И звездный - в его честь выступали Мстислав Ростропович, Гидон Кремер, Наталия Гутман, Виктория Постникова, Владимир Фельцман, капелла Полянского... А из прощальных слов, словно из отдельных кусочков мозаики, складывался поистине светлый образ. Сергей Слонимский: "Вершинная личность нашего поколения, музыкант с интеллектом философа, тонкостью поэта, пронзительным даром драматурга". Элем Климов: "Глубинное внутреннее поведение художника Шнитке всегда было безупречным. Отсюда этот свет и этот восторг многих тысяч людей". Андрей Хржановский: "Это был великий российский интеллигент. Помню, как на одном из творческих вечеров он благодарил слушателей: "Спасибо за то, что пришли, потратив самое драгоценное, что у нас есть, - время". Владимир Дашкевич: "Его жизнь была борьбой духа с материей. И он одержал великую победу в этой борьбе". Юрий Любимов: "Это был божеский человек. Личность столь же гармоничная, как и его музыка".

3 Когда из здания БЗК выносили гроб, раздались аплодисменты. Но почти сразу смолкли. Публика вдруг почувствовала: по отношению к нему, всю жизнь говорившему с Богом, это неуместно, светская нота звучит фальшиво. И ее - что было как- то уж совсем по-нашему, по-русски - сменил пронзительный вопль забившейся в истерике молодой женщины...

4 Католика Альфреда Шнитке, не имевшего ни капли русской крови, отпевал по православному обряду в церкви Святого мученика Ивана Воина на Большой Якиманке его духовный наставник отец Николай. Музыка его принадлежит миру. Тело предано земле в Москве на Новодевичьем кладбище.

5 ...Отныне и навсегда будет омрачен собственный день рождения для Гии Канчели: на этот день пришлись похороны его друга. Он отказался что-либо говорить - не нашел в себе сил. Мы процитируем его статью из упоминавшегося уже нами в прошлом номере юбилейного сборника, который вышел в Гамбурге к 60- летию Альфреда Шнитке: "Природа творческих импульсов - сфера, покрытая тайной. Появление на свет Божий великих творцов - такая же тайна, не поддающаяся никакой закономерности. Мы не в силах распознать в ребенке его будущее. И тем не менее меня порой посещает странная и даже в чем-то кощунственная мысль. Разве не закономерно, что такие творцы, как Д.Шостакович и А.Шнитке, появились именно тогда и именно там, где несуразность системы, насилие, насаждение тупоумия, ужасающие масштабы репрессий, невежество превратились в норму жизни на многие десятилетия? Разве сила трагизма, иронии, сарказма и даже красоты не приобрела в творчестве этих художников особую мощь и силу? В иной среде, в иной атмосфере их музыка была бы все равно гениальной... Но она была бы другой!

6 Вот в этом и заключается кощунственность моей мысли. Боль за прошлое и настоящее, боль за ушедших и живущих, боль за страдающих и обездоленных, надежда и вера на лучшее волнуют всех истинных художников, живущих на нашей земле. Однако общечеловеческое значение приобретают творения единиц. Единиц, которые сами прошли тяжелый жизненный путь. Но разве не страдания расчищают путь к надежде и возвышенной красоте?"

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;