Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 1-2 (7307) 10 - 16 января 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаВ новогоднюю ночь лучше "Тушите свет!"Наталья ШАДРИНА Ругать телевидение за его новогодние программы давно уже стало доброй традицией послепраздничных газет. Новостей в первую декаду января обычно немного, большинство ньюсмейкеров разъезжается по зарубежным курортам, и не проснувшиеся до конца газетчики принимаются за своих телевизионных коллег. Судя по количеству критических стрел, выпускаемых в адрес ТВ, давно уже пора бы отказаться от порочной практики просмотра новогодних телепрограмм. Но, по традиции, вечером 31 декабря мы включаем телевизор - и... Спят усталые героиУсталость - вот что в большом количестве накапливается к наступлению Нового года, и, как ни хочется победить ее безудержным весельем, одного желания бывает мало... Расположившись в половине двенадцатого на фоне могучего эскиза Останкинской телебашни, команда ОРТ так и осталась на всю новогоднюю ночь у ног символа отечественного телевидения - взять высоту седьмого неба ей силенок не хватило. Как сказал Максим Галкин от имени г-на Путина, всех вам благ, уважаемые, а "дальше - сами". Прелестная пародия на Президента (он, как известно, тоже появлялся на экране и дал возможность убедиться в том, что вышел похоже), как выяснилось потом по ходу пьесы, оказалась к тому же и самопародией (не Галкина - всего канала): целый год мы вас развлекали, ну а этой ночью, будьте добры, уж сами. Раз выбрали нашу кнопку, значит, уважаете, всех знаете в лицо, включая предпоследних героев, и в состоянии насладиться нашим пунктирным, на ваши эмоции по нашему поводу намекающим и умеренно ехидным подтруниванием друг над другом. Мы собственными персонами и есть наш с вами праздничный сюжет, господа, вот так. Радуйтесь тому, что мы и сами не скрываем: счастливчик Дибров и надежа всех начинающих миллионеров Галкин - звенья одной цепи, слабое звено не тонет, а главная печаль М.Леонтьева приходит к нему в том случае, когда ему нечем нас порадовать. Впрочем, Леонтьев даром что не порадовал, зато озадачил: выступить в роли подмастерья фокусника да еще с купюрами веером в руках - это что, род самобичевания, что ли? Тоже, однако, выдающийся повод для новогоднего веселья... Основную составляющую этого мерно тлевшего огонька - песнопения то есть, оставим за скобками, ибо главный музыкальный сюрприз, понятное дело, представляли собой разразившиеся после него "Вечера на хуторе близ Диканьки". Сотворить мюзикл на сюжет "Ночи перед Рождеством" - в принципе идея неплохая. (Еще Римский-Корсаков и Чайковский, как известно, сочли этот сюжет для такого дела вполне подходящим.) При условии, что вы готовы предложить хоть пару-тройку нетривиальных мелодий и не будете все время выезжать на Николае Васильевиче Гоголе, как кузнец Вакула на черте, без всяких там особенных режиссерских ходов-выходов и почти буквально следуя за первоисточником. Кто не знает, что Гоголь - едва ли не самое лучшее, что случилось за всю историю российско-украинской дружбы? Впрочем, черт - подумали, очевидно, авторы - недаром к ночи был помянут. И вывели его в люди, в главные герои то есть. Померкли красота Оксаны и молодецкая удаль кузнеца Вакулы перед великолепием хорошо костюмированного, гримированного - а-ля Мефистофель, но, как всегда, хорошо узнаваемого Филиппа Киркорова. Вращая ярко-красными глазами, взял он все одеяло на себя и справил этот бал, став единоличным его хозяином. Говорят, выгодно заключать такие договоры, господа? Поющие учрежденияРТР своим "Голубым огоньком" вот уже вторую новогоднюю ночь подряд вызывает в памяти светлый булгаковский образ, вынесенный в заголовок этих заметок. За праздничными столами вперемешку с вокалистами и актерами радостно поют министры, их замы, а также думские депутаты. Вообще-то, конечно, надо бы отбросить замашки Савонаролы и оценить явные подвижки в деле осуществления в нашем обществе демократическо-певческих преобразований. Не сходящие весь год с экранов государственные лица тоже чувствовать умеют. Тем более в новогоднюю ночь, за салатом и шампанским, они должны стать совсем домашними, почти что членами семьи. И если у себя дома своим гостям и домочадцам мы готовы простить издержки слуха и голоса, то простим и им, счастливцам непраздным. Больше всех на квадратный сантиметр телеэкрана пришлось министра культуры М.Швыдкого. По количеству появлений он в новогодние дни занял твердое второе место после А.Пугачевой. Может быть, министерский баритон и не баловал глубиной и бархатом, но зато министр старательно попадал в нотки. Председатель Центробанка В.Геращенко как ни старался, не попал, увы, ни в одну ноту. Министр труда и социального развития А.Починок, вероятно, предвидя аналогичный результат, ограничился мелодекламацией. Всенародный артист В.Жириновский выступил в привычном ему стиле рэп с элементами хореографии. Новогоднее музицирование ряда государственных деятелей - на самом деле акт прозорливый. В случае снятия с должности, что по российской традиции, как правило, сопровождается массированной хулой вослед уходящим, об участниках "Огонька", по крайней мере, вздохнет иная домашняя хозяйка: "Ах, как он пел! Это было дивно!". И вообще пение (сольное, дуэтное, а в особенности хоровое) - проверенный отечественный способ временного снятия постоянно нерешенных проблем. Пели также телеведущие и прочие труженики СМИ, чей удел - широкий диапазон неглубоких умений. В общем, было даже весело. Недурная "универсальная болванка" сценария была, правда, сочинена еще к прошлогоднему торжеству и к нынешнему не обрела ничего нового, кроме песенных текстов. Но это все же какая-никакая "концепция", что, разумеется, лучше, чем ничего. Однако мистический Булгаков никак не дает о себе забыть. Что это там говорил противный старик Преображенский? "Если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха". Ну да ведь Новый год у нас - не каждый вечер. Судьба НТВ - вечная ирония!"Гроссмейстер не баловал разнообразием дебютов..." - эта фраза из самого знаменитого плутовского романа прошлого века - идеальный эпиграф к новогодней ночи на канале НТВ. Как известно, новогодняя телевизионная ночь - событие совершенно особенное, которого с нетерпением ждут телезрители и к которому долго и, видимо, напряженно готовятся все каналы. Так что первая ночь нового года - это своеобразное теледефиле блеска, шарма, роскоши, оригинальности и финансовых возможностей. На фоне организованных с невиданным размахом отечественных "голубых огоньков" и импортных карнавалов НТВ выглядело Золушкой ровно в тот момент, когда часы сказочного королевства пробили 12: первая серия знаменитого фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!" до боя курантов и вторая серия - после. Это решение вполне можно было бы считать оригинальным, если бы другие каналы не додумались показать тот же фильм в тот же день, но немного раньше. Такова уж традиция: герои Рязанова 31 декабря ходят в баню, а все остальные смотрят "Иронию судьбы", причем много лет подряд. Конечно, никто и никогда не скажет об этом фильме дурного слова: "Ирония судьбы" любима народом, многие поколения российских людей знают ее практически наизусть, почти все реплики стали пословицами, поговорками и афоризмами, как из "Горя от ума", актеры обожаемы, музыка прекрасна. Однако в то время, когда остальные каналы, включая дециметровые, пели, плясали и веселились от души и в полном соответствии со сценариями, НТВ как раз побуждал к размышлениям. С чего бы это такой "ход конем"? То ли у канала действительно нет денег, то ли у него - что еще хуже - нет идей, то ли это такое пожелание на Новый год. Возможно, нам намекают, что трогательный телевизионный аскетизм советской эпохи - как раз то, что ожидает нас в наступающем году. А возможно, вполне недвусмысленно говорят - надеяться надо только на чудо. На самом же НТВ чудес не случилось - даже самый любимый фильм, показанный в трудно подсчитать который раз, чудом считаться не может. Увы, чудеса не тиражируются - это явление штучное. И в жизни, и на телевидении... Впрочем, бывшие НТВ-шники умудрились сделать на ТВ-6 мультипликационный сериал по мотивам собственной программы "Тушите свет!" - пожалуй, самое оригинальное из всего, что было показано на телевидении в новогодние дни. Так что все-таки не в деньгах счастье, а в том, на что их потратить. Каждый год, 31 декабря...Не надо быть большим специалистом по рейтингам и фокус-группам, то есть профессиональным социологом, обслуживающим медиа, чтобы определить, кого же руководство телеканалов видит своим главным новогодним зрителем. Это публика, которая в силу солидного возраста и скромного бюджета останется встречать Новый год по старинке, дома, не завалится в клуб и не уедет к теплым морям или на загородную фазенду. Для этой аудитории, мыслимой программными начальниками как глубокое "ретро", были предназначены такие новогодние премьеры, как "Только раз..." А.Суриковой, "Приходи на меня посмотреть..." О.Янковского и М.Аграновича или "Новый Год в ноябре" И.Попова. Не будем обсуждать и сравнивать художественные достоинства этих лент, но отметим их очевидную сконструированность и ностальгичность. "А помнишь, как мы с тобой, в 1974 году...", - фразу из "Нового года в ноябре" легко представить и в любой другой картине этого ряда. Во времена "Иронии судьбы..." кинематографисты могли "выпустить пар" по поводу того, что "в каждом городе строится типовой кинотеатр "Ракета", а в нем идет типовой фильм". Ныне запуск мультиплекса приравнивается к прорыву в культурном ландшафте города или микрорайона, а кинематографистам, героически прилаживающим хеппи-энд к своему новому сценарию, даже выдают премию от СПС. Все равно - за попытку спасибо. Но, к сожалению, культовый фильм, положим, рождественскую сказку, не создашь из головы. Он, культ новогодний, возникает сам собой, из воздуха времени. Нынешние времена, увы, своей "Иронии..." еще не породили. Русский салат или "оливье"На РТР поступили несколько более изобретательно. Под водительством продюсера В.Тодоровского старый сюжет из иной жизни породнили с творческим тандемом, лидирующим в негласном российском "списке Спилбергов": режиссер Дмитрий Астрахан и драматург Олег Данилов создали "Леди на день", ленту, опирающуюся на одноименную картину 1933 года, созданную эталонным тандемом мирового кино - режиссером Фрэнком Капрой и драматургом Робертом Рискиным. Для "звездного" голливудского тандема "Леди на день" была первой общей работой, спустя год они сделали "Это случилось однажды ночью", фильм еще более успешный, стяжавший пятерку главных "Оскаров". Существует красивая легенда о том, как Капра мучительно переживал успех этой ленты, прелестной и легковесной романтической комедии, нежданно-негаданно ставшей исполнением его "американской мечты". У Капры, сына нищих эмигрантов, прошедшего путь в кино от мальчика на побегушках до главного постановщика студии и оскароносца, разыгралось заболевание, известное как "синдром Мартина Идена". Он в буквальном смысле слова заболел от успеха. Из депрессии его вывел некий загадочный посетитель (легенда не сохранила имени), заставивший Капру... послушать радио. Там надрывался Гитлер. В стране свирепствовала "великая депрессия". Капра отправился в Голливуд, вернулся в профессию. Капра верил, что обязан помочь простым людям не потерять себя в лихорадке перемен, должен донести до народа идеологию рузвельтовского "нового курса". "Леди на день", которую в нашей стране не показывают даже студентам ВГИКа, которая не попала в прокат, не столь ангажирована и прямолинейна, как ленты "героического периода" дуэта Капра - Рискин. Однако совершенно очевидно, что эта картина интуитивно диагностировала одну из самых болезненных коллизий любого переходного времени - судьбы людей, потерявших свой привычный социальный статус, людей, чей многолетний жизненный сценарий оказался перечеркнут обстоятельствами, от них не зависящими. Умная, тонкая, интеллигентная женщина работает продавщицей в овощном магазине... Не будем, опять-таки, сравнивать Астрахана с Капрой, не будем и актерскую работу, и индивидуальность Марины Нееловой сопоставлять с Бетт Дэвис, голливудской "леди на день". Есть такая "типовая" фраза: фильм представляется очень любопытной попыткой... Тем не менее в случае с "Леди на день" это именно так. Отрадно, что и у нас получилось воспроизвести не только мелодраматическую "розовую" подсветку старомодного киношлягера, но и его социальное послание. Проблемы-то у людей во всех странах и во все времена схожие, и неважно, называют они картофельный салат "русским" или - интересно почему? - кличут его "оливье". Вкус, знакомый с детства. Важно, не кто ты был и откуда пришел, а куда направляешься. В это время трудящиеся Парижа и Нью-Йорка...Интернациональный кинопоказ на новогодней неделе, мягко говоря, не баловал нас шедеврами. Отметим лишь "Известные старые песни" классика французского кино Алена Рене, созданные мэтром в соавторстве с молодой и "звонко начинающей" кинематографисткой Аньес Жауи (в "Песнях" она сценарист и исполнительница главной роли, а в минувшем году собрала едва ли не всех "Сезаров", сиречь французских "Оскаров", за свой режиссерский дебют "Чужой вкус"). Сейчас "Песни" добрались до канала "Культура", а когда они были впервые предъявлены публике (кажется, на Берлинале-1998), в нашей периодике "звучал" другой перевод названия картины - "Старые песни о главном". Это нечаянная рифма к популярной у нас теме, иное видение "шансона как части душевной жизни современного человека" - очень камерное, очень французское и, как это ни странно, очень кинематографичное, в общем, не помпезное телешоу. Не факт, что Амос Коллек, израильский режиссер, постоянно живущий в Нью-Йорке, никогда не видел фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!". В своем самом знаменитом фильме "Еда и женщины на скорую руку" он отчетливо срифмовался с этим шедевром Рязанова - Брагинского, что не преминули заметить наши зрители. Это такая замечательная городская сказка для взрослых: сначала "жизнь как она есть" не очень приветлива к главной героине, одинокой официантке, но потом неожиданно отваливает ей невероятный подарок в виде наследства. И хотя "Еда и женщины..." были сняты в знаменитое жаркое лето 1999 года (понятно, каким жарким оно было в Нью-Йорке!), канал ТВ-6 остроумно приберег премьерный показ фильма к новогодней неделе. И спасибо за этот фильм большое. Только вот жаль, что детям не досталось ничего нового, одни "Гремлины" и "Кудряшка Сью". Также в рубрике:
|