Была у лисы избушка ледяная...
Фестиваль "Вьюговей"-2002 на ВВЦ
Антон ЮТОСОВ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ
 |
|
Ставший уже традиционным Московский международный фестиваль снежной и ледовой скульптуры в этом году покинул привычное москвичам тесное и обжитое пространство Пушкинской площади, чтобы переместиться на новое место. Им стала территория ВВЦ, от главного входа до павильона "Космос". Предполагалось, что этот шаг сразу даст фестивалю "Вьюговей"-2002 целый ряд преимуществ. Во-первых, на время проведения акции, то есть почти до конца января, вход на выставку будет платным, чего прежде не наблюдалось. Во-вторых, обширное пространство, отведенное устроителями фестиваля под размещение ледовых фантазий, позволило скульпторам освоить недоступную им раньше монументально-архитектурную форму, которая и стала самым эффектным достижением в зимнем виде скульптуры этого года, и, наконец, в-третьих, эта долгожданная пространственная свобода должна была создать условия для привлечения большего по сравнению с предшествующими годами количества участников (чего, впрочем, не случилось).
 |
|
Экспозиция открывается вполне функциональным монументом - большой ледяной горкой. Собранная из ладно пригнанных прозрачных блоков и осаждаемая со всех сторон повизгивающей детворой и взрослыми любителями острых ощущений, она, искрящаяся, как дворец Снежной королевы, таит в себе и столь же коварную опасность. Ледяная конструкция, как выяснилось в сопряженном с риском повышенного травматизма процессе подъема по ступеням, сулила одинаковую возможность ската как со стороны самой горки, так и со стороны лестницы. Жертвы последнего, однако, не оставляли своих попыток "взять высоту" и насладиться идеально гладкой поверхностью спуска. Разгоряченных поездкой смельчаков (а также тех, кто поступил умнее и просто обошел горку стороной) по обе стороны от нее уже подстерегали следующие экспонаты: разнежившаяся на январской стуже пышнотелая и круглолицая Снежная королева - Капитолина, исполненная изо льда статуя египетского фараона, видимо, долженствующая напоминать в рождественские морозы о знойном Египте, весьма похожая на капища древних людей - скульптурная композиция "Первые шаги" и традиционное наследие Пушкинской площади - былинно-сказочные герои. Илья Муромец "со товарищи", выполненный по следам знаменитой картины В.Васнецова, и грозная голова, представшая Руслану, вещающая поэму Пушкина голосом О.Табакова (благодаря спрятанному динамику), и были пресловутыми образцами редкого жанра снежной скульптуры, которые, честно говоря, очень походили на огромный сугроб. Удачная задумка этого года вмонтировать в ледовую скульптуру цветомузыку для новогодней дискотеки была реализована более чем пикантным образом: потоки звука и света исходили прямо из толщи огромной ледовой имитации древнерусского собора. Зато по другую сторону фонтана "Золотой колос" можно было лицезреть подлинные чудеса политкорректности устроителей фестиваля. В непосредственной близости с олицетворяющей Петербург томоновской Биржей и ростральными колоннами немалых размеров разместилась кремлевская Царь-пушка, видимо, призванная символизировать дружественность двух столиц. Нешуточная масштабность этих ледовых сооружений и наметившийся в целом в этом году отход от классической круглой скульптуры к формам архитектурным оказались весьма показательными. Отсутствие новых тем и идей повергло ледовую скульптуру в ту же, что и "большое искусство", ситуацию кризиса со всем причитающимся набором его примет и симптомов за одним небольшим, но весьма символичным исключением. Склонность к бесследному истаиванию, некогда погубившая лисью ледяную избушку, сегодня обернулась неоспоримым достоинством, абсолютно недостижимым для избушек лубяных, кирпичных и стеклобетонных. Плюсовая температура - судья, гораздо более скорый на расправу, нежели время, а потому нечего и отчаиваться. Временный материал - временный упадок духа. Через месяц выглянет солнце и не останется следа ни от того ни от другого.