Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 11 (7318) 14 - 20 марта 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Рубенс и Рембрандт очередь не собрали

Голландский и фламандский рисунок в ГМИИ

Анна ЗЕРНОСЕЛЬСКАЯ


Рисунок Рубенса из коллекции ГМИИ

Ставшая привычной за зимние месяцы невероятно длинная очередь в Музей изобразительных искусств исчезла вместе с последним снегом. Любимец публики Моне уехал. И ничто - ни уникальные синайские иконы, пока еще доступные для обозрения в залах музея, ни беспрецедентная выставка рисунка старых мастеров Голландии и Фландрии - не смогло занять его места в сердцах любителей искусств, целиком покоренных творчеством великого мастера импрессии. Не помогло даже с размахом данное название графической экспозиции: "Рубенс, Рембрандт, их предшественники и современники". А зря. Ведь открывшаяся в ГМИИ чрезвычайно обширная выставка рисунка (более 200 листов) оказалась самой значительной из всех графических экспозиций последних лет.

Рисунок Рембрандта из коллекции ГМИИ

Разумеется, никакая экспозиция просто в силу неизбежной ограниченности отведенного ей выставочного пространства не способна в полной мере осветить все стороны развития рисунка нидерландских, фламандских, голландских и бельгийских мастеров XVI - XX веков, хранящихся в музее и отмеченных в каталоге. Тем не менее отобранным для выставки наиболее ранним и безупречным с точки зрения своего художественного исполнения произведениям удалось отразить характер и качественный уровень собрания в целом. Оно сложилось уже в ХХ столетии в результате объединения нескольких частных графических коллекций и слияния Румянцевского музея с Музеем изящных искусств. Эти коллекции, иногда совсем небольшие, созданные на скромные средства, но хорошо подобранные, во многом являясь своего рода отпечатком личности и вкуса их владельца, и создали основу сегодняшнего собрания нидерландских рисунков XVI - XVII веков ГМИИ.

Выставку открывают несколько работ мастеров первой половины XVI века, а завершают красочные декоративные листы Корнелиса Троста, созданные уже в XVIII столетии. Между ними - рисунки, последовательно раскрывающие три великие эпохи национального искусства Нидерландов: маньеризм рубежа XVI - XVII веков, фламандское барокко первой половины и голландский реализм середины XVII века - времени, когда такой столь редкий и в высшей степени специфический вид искусства, как рисунок, достиг в этих странах Северной Европы своего наивысшего расцвета.

Раздел фламандского рисунка численно уступает голландскому и не обладает его систематичностью. Помимо двух рисунков Яна Брейгеля (Бархатного), нескольких "Йорденсов" и многочисленных "Дипенбеков", смысловым и художественным средоточием коллекции являются шесть превосходных листов Рубенса, большинство из которых было передано в Москву из Эрмитажа в 1930 году - в эпоху великого передела старых музейных фондов. О том, что все они в свое время были приобретены Екатериной II в составе коллекции австрийского дипломата и главы администрации Австрийских Нидерландов в Брюсселе графа Карла Кобенцля, и по сей день свидетельствуют владельческие паспарту темно-лилового цвета, кое-где выглядывающие из-под прорези современной выставочной монтировки.

Конечно же, как это часто бывало в то время, когда столь редкие сегодня рисунки "старых мастеров" были привычным украшением интерьера, на их отборе, а значит, и на составе современных музейных коллекций сказалось влияние великой силы любви, той любви, которую как в XVII, так и в XIX веке покупатели и коллекционеры всех стран Европы питали к выполненным специально для продажи законченным пейзажным рисункам. Много их и на выставке. Морские и городские виды, тщательно и виртуозно прорисованные кроны деревьев, символические сюжеты, характерная для голландских художников серо-голубая пористая бумага.

Выделяются среди них серия работ Хермана Сафтлевена и самая большая в мире группа листов Алларта ван Эвердингена, составляющая гордость музея.

Другие жанры представлены менее полно, но все же достаточно разнообразно. Это и жанровые зарисовки Андриана ван Остаде и Абрахама Блумарта, первоклассно исполненная женская полуфигура, на основании традиционной атрибуции приписываемая Х.Гольциусу, и т.д. Из множества рисунков, которые в середине прошлого века известный голландист О.Бенеш щедро наградил громким именем Рембрандта, современная наука оставляет за великим мастером всего лишь два. Это маленькое, размером с карманный календарик изображение Саскии в профиль и чуть большая, видимо, выполненная тростниковым пером зарисовка женщины с ребенком на руках...

И то сказать, отсутствием толпящихся перед входом в ГМИИ посетителей надо пользоваться - идти в музей, где можно спокойно и долго рассматривать шедевры подлинно высокого искусства, ведь такой выставки, смею вас заверить, на нашем веку больше не будет.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной; Коляска Inglesina Trip трость подойдет для лета.