Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 11 (7318) 14 - 20 марта 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраРубенс и Рембрандт очередь не собралиГолландский и фламандский рисунок в ГМИИ Анна ЗЕРНОСЕЛЬСКАЯ
Ставшая привычной за зимние месяцы невероятно длинная очередь в Музей изобразительных искусств исчезла вместе с последним снегом. Любимец публики Моне уехал. И ничто - ни уникальные синайские иконы, пока еще доступные для обозрения в залах музея, ни беспрецедентная выставка рисунка старых мастеров Голландии и Фландрии - не смогло занять его места в сердцах любителей искусств, целиком покоренных творчеством великого мастера импрессии. Не помогло даже с размахом данное название графической экспозиции: "Рубенс, Рембрандт, их предшественники и современники". А зря. Ведь открывшаяся в ГМИИ чрезвычайно обширная выставка рисунка (более 200 листов) оказалась самой значительной из всех графических экспозиций последних лет.
Разумеется, никакая экспозиция просто в силу неизбежной ограниченности отведенного ей выставочного пространства не способна в полной мере осветить все стороны развития рисунка нидерландских, фламандских, голландских и бельгийских мастеров XVI - XX веков, хранящихся в музее и отмеченных в каталоге. Тем не менее отобранным для выставки наиболее ранним и безупречным с точки зрения своего художественного исполнения произведениям удалось отразить характер и качественный уровень собрания в целом. Оно сложилось уже в ХХ столетии в результате объединения нескольких частных графических коллекций и слияния Румянцевского музея с Музеем изящных искусств. Эти коллекции, иногда совсем небольшие, созданные на скромные средства, но хорошо подобранные, во многом являясь своего рода отпечатком личности и вкуса их владельца, и создали основу сегодняшнего собрания нидерландских рисунков XVI - XVII веков ГМИИ. Выставку открывают несколько работ мастеров первой половины XVI века, а завершают красочные декоративные листы Корнелиса Троста, созданные уже в XVIII столетии. Между ними - рисунки, последовательно раскрывающие три великие эпохи национального искусства Нидерландов: маньеризм рубежа XVI - XVII веков, фламандское барокко первой половины и голландский реализм середины XVII века - времени, когда такой столь редкий и в высшей степени специфический вид искусства, как рисунок, достиг в этих странах Северной Европы своего наивысшего расцвета. Раздел фламандского рисунка численно уступает голландскому и не обладает его систематичностью. Помимо двух рисунков Яна Брейгеля (Бархатного), нескольких "Йорденсов" и многочисленных "Дипенбеков", смысловым и художественным средоточием коллекции являются шесть превосходных листов Рубенса, большинство из которых было передано в Москву из Эрмитажа в 1930 году - в эпоху великого передела старых музейных фондов. О том, что все они в свое время были приобретены Екатериной II в составе коллекции австрийского дипломата и главы администрации Австрийских Нидерландов в Брюсселе графа Карла Кобенцля, и по сей день свидетельствуют владельческие паспарту темно-лилового цвета, кое-где выглядывающие из-под прорези современной выставочной монтировки. Конечно же, как это часто бывало в то время, когда столь редкие сегодня рисунки "старых мастеров" были привычным украшением интерьера, на их отборе, а значит, и на составе современных музейных коллекций сказалось влияние великой силы любви, той любви, которую как в XVII, так и в XIX веке покупатели и коллекционеры всех стран Европы питали к выполненным специально для продажи законченным пейзажным рисункам. Много их и на выставке. Морские и городские виды, тщательно и виртуозно прорисованные кроны деревьев, символические сюжеты, характерная для голландских художников серо-голубая пористая бумага. Выделяются среди них серия работ Хермана Сафтлевена и самая большая в мире группа листов Алларта ван Эвердингена, составляющая гордость музея. Другие жанры представлены менее полно, но все же достаточно разнообразно. Это и жанровые зарисовки Андриана ван Остаде и Абрахама Блумарта, первоклассно исполненная женская полуфигура, на основании традиционной атрибуции приписываемая Х.Гольциусу, и т.д. Из множества рисунков, которые в середине прошлого века известный голландист О.Бенеш щедро наградил громким именем Рембрандта, современная наука оставляет за великим мастером всего лишь два. Это маленькое, размером с карманный календарик изображение Саскии в профиль и чуть большая, видимо, выполненная тростниковым пером зарисовка женщины с ребенком на руках... И то сказать, отсутствием толпящихся перед входом в ГМИИ посетителей надо пользоваться - идти в музей, где можно спокойно и долго рассматривать шедевры подлинно высокого искусства, ведь такой выставки, смею вас заверить, на нашем веку больше не будет. Также в рубрике:
|