Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 11 (7318) 14 - 20 марта 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираМорские ежи для вдохновенияЯпонский орден - Геннадию Рождественскому Евгений ЭПШТЕЙН Недавно Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в России господин Тамба от имени императора Акихито вручил выдающемуся российскому дирижеру Геннадию Рождественскому орден Восходящего Солнца с золотыми лучами, на ленте - за большие заслуги в развитии музыкальной культуры Японии, за укрепление творческих контактов между двумя странами. - Впервые я приехал в Японию в 1956 году с балетной труппой Большого театра, - рассказывает Геннадий Рождественский. - Наши спектакли сопровождал японский оркестр "Токио симфони". Первое, что меня тогда поразило, - удивительный порядок репетиций: они начинались в десять часов утра и продолжались... "Маэстро, они будут заканчиваться тогда, когда вы сочтете это нужным", - сказали мне. Внимание и сосредоточенность на репетициях были великолепными. Все мои просьбы выполнялись точно, на высоком художественном уровне, и дважды повторять ничего не приходилось. Мой следующий приезд был уже с оперной труппой. Запомнился забавный эпизод в "Пиковой даме": петербургский Летний сад, гуляющая публика - и вдруг на сцену высыпает стайка японских ребятишек, распевающих "Гори, гори ясно!". Везти из России детский хор было накладно, и его заменили японскими сверстниками, которые прекрасно провели всю сцену. Между прочим, аналогичный случай произошел у меня и в Америке, когда Летний сад наполнился голосистыми... негритятами. Последние двадцать лет Геннадий Рождественский сотрудничает с симфоническим оркестром "Иомиури" - месяц в году он выступает на островах с русскими программами. - Оркестр принадлежит богатой газете "Иомиури", - замечает дирижер, - собравшей великолепных музыкантов, я ежегодно с удовольствием наблюдаю их исполнительский прогресс. Мы сыграли циклы из всех симфонических сочинений Чайковского, Рахманинова (включая все фортепианные концерты), Скрябина, все 15 симфоний Шостаковича, сейчас на выходе циклы симфоний Прокофьева, а в перспективе - Стравинский, Шнитке. За эти 20 лет мы хорошо узнали друг друга и испытываем, на мой взгляд, обоюдное удовлетворение от совместной работы. По условиям контракта я могу выступать только с оркестром "Иомиури", но меня попросили дать концерт со студенческим оркестром Токийской консерватории, и мы исполнили "Времена года" Гайдна. Успех этого концерта подсказал мне идею осуществить в будущем совместную акцию силами Токийской и Московской консерваторий. На церемонии награждения в японском посольстве Рождественский отметил большой вклад Страны восходящего солнца в мировую культуру: ее писатели, художники, деятели театра и кино снискали заслуженное международное признание. - Не стала исключением и музыка, - говорит Г.Рождественский. - Сравнительно недавно встав на путь европейского симфонизма, японские музыканты быстро вышли на передовые позиции. Перед Второй мировой войной в Москву впервые приехал принц Хидемаро Коноэ - член императорской фамилии, посвятивший себя музыке. Это он открыл советским слушателям "Картинки с выставки" Мусоргского в симфонической редакции Равеля. Дирижер Ямада Косак тоже выступал в Москве - он к тому же и композитор, в его музыке своеобразное сочетание фольклорного материала с европейской формой изложения. Третий из этой богатырской тройки дирижеров старшего поколения - Такаши Асахина, великолепный интерпретатор Брукнера. Нынешняя генерация дирижеров подарила такие известные имена, как Сейджи Озава, Хироюко Иваки, Кент Нагано, Акэо Ватанабе. В Японии гордятся тем, что эти имена сегодня принадлежат всему миру. У нашего восточного соседа всегда был интерес к русской музыкальной культуре. Перед Чайковским японцы преклоняются, концерты из его произведений собирают постоянные аншлаги, в Японии есть даже общество по изучению творчества Чайковского, а конкурс его имени в Москве стал отличным творческим катализатором для молодых музыкантов. - Интерес к русской музыке в Японии весьма многообразен, - продолжает маэстро. - Однажды в Петербург приехал издатель Акэо Кензо, почитатель творчества Мравинского. Он изучал архивы Ленинградской филармонии, собирал материалы в консерватории и вскоре издал в Японии книгу всех концертных программ Мравинского. Звукозаписывающая фирма "Денон" выпустила записи пианиста Анатолия Ведерникова и всего Владимира Софроницкого - это около 30 компакт-дисков. Мне приятно сознавать, что и мой труд отмечен вниманием фирмы - выпущены симфонии Шостаковича и Брукнера... На церемонии представитель газеты "Иомиури" развеселил собравшихся шутливым утверждением, что большие достижения Рождественского в работе с японским оркестром связаны с гастрономическим пристрастием маэстро к морским ежам, на что Рождественский в том же ключе ответил, что японская кухня - это тоже вклад в мировую культуру, недаром она пользуется таким успехом во всех странах, в том числе и в России. А если всерьез, то, по словам посла господина Тамба, "трудно переоценить огромный вклад Геннадия Рождественского в дело сближения наших стран". Так что высокая награда японского императора Акихито закономерно обрела своего российского героя. Также в рубрике:
|