Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 11 (7318) 14 - 20 марта 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Морские ежи для вдохновения

Японский орден - Геннадию Рождественскому

Евгений ЭПШТЕЙН


Недавно Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в России господин Тамба от имени императора Акихито вручил выдающемуся российскому дирижеру Геннадию Рождественскому орден Восходящего Солнца с золотыми лучами, на ленте - за большие заслуги в развитии музыкальной культуры Японии, за укрепление творческих контактов между двумя странами.

- Впервые я приехал в Японию в 1956 году с балетной труппой Большого театра, - рассказывает Геннадий Рождественский. - Наши спектакли сопровождал японский оркестр "Токио симфони". Первое, что меня тогда поразило, - удивительный порядок репетиций: они начинались в десять часов утра и продолжались... "Маэстро, они будут заканчиваться тогда, когда вы сочтете это нужным", - сказали мне. Внимание и сосредоточенность на репетициях были великолепными. Все мои просьбы выполнялись точно, на высоком художественном уровне, и дважды повторять ничего не приходилось.

Мой следующий приезд был уже с оперной труппой. Запомнился забавный эпизод в "Пиковой даме": петербургский Летний сад, гуляющая публика - и вдруг на сцену высыпает стайка японских ребятишек, распевающих "Гори, гори ясно!". Везти из России детский хор было накладно, и его заменили японскими сверстниками, которые прекрасно провели всю сцену. Между прочим, аналогичный случай произошел у меня и в Америке, когда Летний сад наполнился голосистыми... негритятами.

Последние двадцать лет Геннадий Рождественский сотрудничает с симфоническим оркестром "Иомиури" - месяц в году он выступает на островах с русскими программами.

- Оркестр принадлежит богатой газете "Иомиури", - замечает дирижер, - собравшей великолепных музыкантов, я ежегодно с удовольствием наблюдаю их исполнительский прогресс. Мы сыграли циклы из всех симфонических сочинений Чайковского, Рахманинова (включая все фортепианные концерты), Скрябина, все 15 симфоний Шостаковича, сейчас на выходе циклы симфоний Прокофьева, а в перспективе - Стравинский, Шнитке. За эти 20 лет мы хорошо узнали друг друга и испытываем, на мой взгляд, обоюдное удовлетворение от совместной работы. По условиям контракта я могу выступать только с оркестром "Иомиури", но меня попросили дать концерт со студенческим оркестром Токийской консерватории, и мы исполнили "Времена года" Гайдна. Успех этого концерта подсказал мне идею осуществить в будущем совместную акцию силами Токийской и Московской консерваторий.

На церемонии награждения в японском посольстве Рождественский отметил большой вклад Страны восходящего солнца в мировую культуру: ее писатели, художники, деятели театра и кино снискали заслуженное международное признание.

- Не стала исключением и музыка, - говорит Г.Рождественский. - Сравнительно недавно встав на путь европейского симфонизма, японские музыканты быстро вышли на передовые позиции. Перед Второй мировой войной в Москву впервые приехал принц Хидемаро Коноэ - член императорской фамилии, посвятивший себя музыке. Это он открыл советским слушателям "Картинки с выставки" Мусоргского в симфонической редакции Равеля. Дирижер Ямада Косак тоже выступал в Москве - он к тому же и композитор, в его музыке своеобразное сочетание фольклорного материала с европейской формой изложения. Третий из этой богатырской тройки дирижеров старшего поколения - Такаши Асахина, великолепный интерпретатор Брукнера. Нынешняя генерация дирижеров подарила такие известные имена, как Сейджи Озава, Хироюко Иваки, Кент Нагано, Акэо Ватанабе. В Японии гордятся тем, что эти имена сегодня принадлежат всему миру.

У нашего восточного соседа всегда был интерес к русской музыкальной культуре. Перед Чайковским японцы преклоняются, концерты из его произведений собирают постоянные аншлаги, в Японии есть даже общество по изучению творчества Чайковского, а конкурс его имени в Москве стал отличным творческим катализатором для молодых музыкантов.

- Интерес к русской музыке в Японии весьма многообразен, - продолжает маэстро. - Однажды в Петербург приехал издатель Акэо Кензо, почитатель творчества Мравинского. Он изучал архивы Ленинградской филармонии, собирал материалы в консерватории и вскоре издал в Японии книгу всех концертных программ Мравинского. Звукозаписывающая фирма "Денон" выпустила записи пианиста Анатолия Ведерникова и всего Владимира Софроницкого - это около 30 компакт-дисков. Мне приятно сознавать, что и мой труд отмечен вниманием фирмы - выпущены симфонии Шостаковича и Брукнера...

На церемонии представитель газеты "Иомиури" развеселил собравшихся шутливым утверждением, что большие достижения Рождественского в работе с японским оркестром связаны с гастрономическим пристрастием маэстро к морским ежам, на что Рождественский в том же ключе ответил, что японская кухня - это тоже вклад в мировую культуру, недаром она пользуется таким успехом во всех странах, в том числе и в России.

А если всерьез, то, по словам посла господина Тамба, "трудно переоценить огромный вклад Геннадия Рождественского в дело сближения наших стран". Так что высокая награда японского императора Акихито закономерно обрела своего российского героя.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;