Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 18-19 (7325) 16 - 22 мая 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрБыть или не быть? Уже не в том вопрос...Гастроли Грузинского театра им. Шота Руставели Наталия КАМИНСКАЯ
В спектакле скончался монолог "Быть или не быть?"! Гамлет сжигает листок с текстом, поданный ему актером бродячей труппы. В чем вопрос, когда больше нет вопроса? Гамлету и так тяжело, и все уже было, и дальше, вероятно, - только тишина. Заза Папуашвили, нынешняя звезда руставелевского театра, находящийся как раз в гамлетовском возрасте (под тридцать), не играет ни сосунка, ни рефлексирующего интеллигента, ни рокера. Крепкий молодой мужчина распутывает клубок, который по определению распутать невозможно. Таких ныне посылают на бессмысленные войны, в таких задолго до развязки зреет горькое предчувствие плохого финала. Перед нами очень живой и очень современный Гамлет с легким постмодернистским акцентом. Ай да Стуруа! Ничего в себе не изменяя, безошибочно угадывает тональность времени. Его герои все так же ходят в плащах, группки все так же жалко и смешно семенят по сцене, нет-нет да и появится любимый метафизический зонтик... Но горькая ирония заведомого знания, но поэтико-ностальгическая дымка, но огонь шекспировского Просперо, уже физически поднесенный к тексту, на котором безуспешно воспитывалось человечество... один молодой человек сказал в антракте, что театр Стуруа старомоден, другой с той же категоричностью назвал Стуруа режиссером ХХI века. Ни тот ни другой не видели знаменитого "Кавказского мелового круга" лет эдак 15 назад, когда великолепный Рамаз Чхиквадзе в роли судьи Аздака еще брал бельканто, а заводной Жанри Лолашвили, выпевая свое "сикете, сикете" (доброта), двигался, как заправский мим. Ныне (спектаклю 27 лет!) Аздак поет, как Рей Чарлз, а ведущий Лолашвили вальяжен и статуарен. Гурам Сагарадзе в роли солдата-мародера все так же обаятелен и пленяет бархатным басом, но Груше и Симона Чачаву играют молодые Леван Берикашвили и Татули Долидзе, хорошо играют. Пьеса ныне выстреливает куда более метко, чем в годы нашего безмятежного незнания. Однако эмоциональная окраска сцен так искренна, как не бывает в нынешнем театре. Да и ясность смысловых акцентов не свойственна новому театральному мышлению, в том числе и мышлению нынешнего Роберта Стуруа. Спектакль остался в том времени, в котором родился. Отчего же он так радостно и празднично смотрится сегодня? Оттого, что это - абсолютный шедевр. Как партитура Моцарта, написанная, впрочем, по канонам, в которых никто нынче музыку не сочиняет. Спектакль "Человек ли он?" с этой точки зрения - некий сплав Стуруа вчерашнего и сегодняшнего. Рассказ Ильи Чавчавадзе, сюжетом напоминающий гоголевских "Старосветских помещиков", дополнен рассуждениями героев о злодейском убийстве их автора, произошедшем спустя полвека. На сцене - театр, отчасти литературный, подразумевающий и рассказ от первого лица, и смещение хронологии событий, и откровенную иллюстративность отдельных сцен. Необычно много декораций (художник М.Швелидзе, на мой взгляд, победил на этих гастролях качеством привычного ныне в паре со Стуруа Г.Алекси-Месхишвили). Череда сочно разыгранных актерских сцен. Но сбоку от подмостков обитает пьющий водку военный начальник, русской, естественно, национальности. Это существование "сбоку" задает забавную социально-историческую проекцию. Русский "наблюдатель" может позволить себе начальственный окрик и вогнать в страх патриархальную чету. Но именно он принимает искреннее и живое участие в нехитрых перипетиях их "старосветской" жизни. Родной? Несомненно. Чужой? Конечно. И, главное, одинокий в своей двусмысленной официальной роли. Все смешалось, и не разорвать. По своему театральному языку этот спектакль неожиданно старомоден. Замечательная игра Ж.Лолашвили (Луарсаб) и Т.Долидзе (Дареджан) напоминает игру времен руставелевских "стариков". Однако щемящая интонация сострадания маленьким жизням в узком нелепом мирке заставляет забыть о театроведческих изысках. Интересно, что для грузинских школьников рассказ "Человек ли он?" столь же программный, сколь для российских - "Старосветские помещики". И всю советскую эпоху в детские головы вдалбливалось: "Революционно настроенный писатель бичует нравы мелкопоместных дворян". Нет слов, бичует. И Гоголь тоже бичует. Впрочем, грузины Гоголя изучали, а мы Чавчавадзе - нет. Однако и тот и другой, наблюдая тугодумие и чревоугодие своих луарсабов и пульхерий, изнывали от жалости к обычным представителям человеческого рода, чем, вероятно, в конечном счете и заслужили себе место в списках классиков. Но это так, между прочим. Остается разве добавить, что И.Чавчавадзе учился в Петербургском университете, а Н.Гоголь приблизительно в те же годы там преподавал. Все смешалось. Не разорвать. Да и стоит ли? На гастролях играли еще шекспировскую "Двенадцатую ночь Рождества", с успехом показанную в прошлом году на Всемирной театральной олимпиаде. Спектакль, полный горьких метафор, дерзкой, почти клоунской игры и с неожиданно трагическим библейским финалом. Особенно запомнился блистательный Заза Папуашвили в роли Мальволио - не классический несчастный дурак, а скрытый деспот, жаждущий реванша. Гастроли прославленного театра прошли на грустном политическом фоне. Залы были переполнены, хотя прежней радостной эйфории не наблюдалось - время не располагает. Но публика принимала руставелевцев с горячим интересом и провожала щедрыми аплодисментами. В Москву приезжал театр большого стиля. Перед нами играла классная разновозрастная труппа с подлинным "царем в голове". Спасибо Продюсерскому центру "Чайка - ТВ" и Международной конфедерации театральных союзов за эту встречу. Также в рубрике:
|