Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 22 (7329) 30 мая - 5 июня 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноЧебурашка по-японски, или Два мира - два детстваЛариса МАЛЮКОВА Мы публикуем статью Ларисы Малюковой, критика, специализирующегося на анимационном кино, и куратора анимационных фестивальных программ, включая детские. Фактически эта статья повторяет выступление Ларисы на очередном пленуме СК России. Однако пленум творческого союза - мероприятие внутрицеховое, камерное. А проблема, заявленная специалистом, - глобальная, общая. Проблема, которая приходит в каждый дом, где есть ребенок и есть телевизор. Согласитесь, задуматься над их взаимоотношениями полезно всякому, а не только кинематографистам. Мы также надеемся, что выводы из заключений критика сделают не только те, кто решает данные вопросы на уровне своей семьи и своего будущего, но и те, кто реально может повлиять на бюджет и, что не менее важно, на социальную стратегию российских телеканалов. Пригласили меня поучаствовать в телепрограмме "Слушается дело" на канале ТВЦ. Обвинялось крупное частное издательство за массовое распространение среди наших детей книг, журналов, заполненных покемонами, телепузиками и прочими небожьими тварями. Суд шел своим чередом. О вреде, наносимом душевному и даже физическому здоровью детей ловкими карманными монстрами, а именно так переводится слово "покемон", говорили именитые люди, среди них Юрий Норштейн, Александр Курляндский, психологи, педагоги. Издатели, прикрываясь волчьими законами рынка, отбивались и оправдывались. А я сидела и думала: как все это неверно по существу. Ведь на этой условной скамье подсудимых давно уже должны сидеть главные продюсеры телеканалов, от которых, собственно, и идет эта политика совершенного игнорирования не только интересов детской аудитории в принципе (выталкивание, неподпускание к эфиру детских программ, новых фильмов), но и бойкота, иначе не сказать, бойкота российской анимации. Это касается и тех гомерически плачевных сумм, которые готовы выложить богатенькие "телетузики" за готовые новые мультфильмы (старые-то наши фильмы закупались безразмерными пакетами и пережевываются теперь телеэкраном изо дня в день). Но прежде всего это касается создания, а точнее, несоздания отечественных мультсериалов. Хлопотное это дело - анимационный сериал. Как, впрочем, хлопотное дело растить детей. Проще сунуть в руки покемона или тамагочи, включить на полтора часа "ящик" с так называемым "киндер-фоксом" и чувствовать себя свободным. В телевизионной программе я насчитала десятки названий бессмысленного компьютерного мыла. Среди этих названий особенно популярны железные человеки, монстры, могучие рейнджеры, дьяволики, человеки-пауки. Труднее всего в этом кислотном вареве найти самого человека. Это одна сторона медали, другая - не светлее. Ведь в отсутствие индустрии (а сегодня это прежде всего сфера сериала - постоянного производственного потока ) вымирает вся среда анимации. Исчезают целые профессии, те самые профессии, что когда-то заполняли большие цеха "Сюзмультфильма". Сегодня режиссеры уже с трудом находят на свои проекты мастеров - прорисовщиков, фазовщиков и одушевителей все меньше и меньше. Да и готовить, учить их некому. Все знают о крушении "Союзмультфильма", но тихо и незаметно скончался и "Мульттелефильм", на базе которого создавались сотни картин, обращенных прежде всего к детской аудитории. Сейчас бы такая студия могла стать основой производства отечественных сериалов для детей. Если бы чиновники от телевидения умели просчитывать не только сиюминутную экономическую выгоду и не разрушали того, что создавалось годами! Я не являлась горячей поклонницей нового серийного "Незнайки на Луне", не все получилось и в первых сериях петербургского "Волшебника Изумрудного города". Но появилась надежда на возрождение мультсериала. Появилась и угасла вместе с производством этих фильмов. А между тем видеопродажи "Незнайки" и при существующем пиратском рынке достигали немыслимых рекордов. Поле жизнедеятельности анимации иссыхает, сжимается подобно шагреневой коже. В программе последнего Российского фестиваля анимационного кино в Суздале я насчитала 26 авторских фильмов, причем, часть их сделана по заказу Би-Би-Си. Спасибо англичанам, хоть они еще как-то поддерживают на плаву "могучую кучку" наших мастеров-аниматоров. И делают это, между прочим, не из альтруистических соображений. Ведь вкладываясь на небольшие "сериальные" затраты, они в конечном счете получают чисто авторский, высокохудожественный результат. А потом с гордостью выдвигают фильмы на премию "Эмми" и прочие солидные конкурсы. Между тем в любой гостинице мира, стоит вам утром включить какой-либо из европейских телеканалов, вы наткнетесь на анимационный сериал. Ибо они составляют более 90 процентов от всей мультпродукции. И вкладываются в эти сериалы прежде всего телеканалы. За их счет в основном и живет вся индустрия. Как нам искать выход из создавшегося положения? Как убедить телевизионное начальство не крутить с утра до ночи монстроидальный мультфильм, который в Японии запрещают, потому что среди его юных зрителей он возбудил эпидемию эпилепсии? Как объяснить им, что "бэкамье" и "мэкамье" телепузиков тормозит развитие детей? И будущие деграданты Эллочки-людоедки обоих полов с удовольствием и в зрелом возрасте ограничатся и дебильной лексикой, и отупляющим просмотром новых "телепузиков". Как объяснять очевидное: воспитание не та сфера, "где спрос опережает предложение", что не рейтинги определяют суть этого кропотливого хрупкого процесса. Ребенок должен дорастать до фильма, вставать на мысочки и тянуться к небу, а не садиться на корточки, чтобы рассматривать элементарный кислотный мир с синтетической травой... Неловко говорить о национальном интересе, сущностных понятиях, которые либо закладываются в детстве книгами, фильмами, либо отсутствуют вовсе. Но побойтесь Бога: с точки зрения не только этики, но и эстетики, у нас творится дело недоброе, нехорошее дело. Вот дальновидные японцы, насытившие наш рынок ниндзями всех сортов, о своих детях заботятся. Мало того, что открыли замечательный музей анимации, превратили Юрия Норштейна чуть ли не в национального героя, а еще ведут переговоры и с Эдуардом Успенским, тем самым, что точно обозвал телепузиков телетрупиками, на предмет создания нового большого сериала, героем которого станет Чебурашка. Происходит парадоксальная вещь. Почти периферийная, недооцененная, загнанная в угол кризисами, невниманием государства, пренебрежительно-высокомерным отношением в самой кинематографической среде анимация становится в последнее время едва ли не единственной козырной картой в довольно скромном раскладе наших фильмов на мировом экране. О нас еще вспоминают благодаря оскароносному "Старику и морю" Александра Петрова, "Соседям" Степана Бирюкова, засветившимся на последнем Берлинском фестивале и собравшим немало других призов. Но угадайте, сколько аниматоров среди десятков академиков новой киноакадемии? Один. Несложно догадаться, что это тот самый Петров, о котором до "Оскара" в среде кинематографистов никто и не ведал. Но и без заокеанского промоушна в анимации есть свои живые классики: Хитрук, Назаров, Норштейн, Хржановский, список можно длить и длить. Давайте объявим SOS, подтвердим необходимость экстренного спасения душ юных поколений, для которых российский мультфильм уже представляется чем-то древним. Может быть, тогда Министерство культуры, Союз кинематографистов выступят наконец с инициативным предложением к телеканалам: выработать концепцию создания национальных анимационных сериалов для детей. Недавняя встреча на самых верхах по поводу возрождения детского телевидения свидетельствует о том, что наконец-то и политики озаботились будущим здоровьем нации. Вот бы не упустить момента, и пока горит "зеленый свет", у нас это обычно недолго, "проскочить" и затеять производство детских телевизионных мультфильмов. Также в рубрике:
|