Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 23 (7330) 6 - 12 июня 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаВАДИМ РЕПИН: "Новая Зеландия меня не забудет"Беседу вела Татьяна ДАВЫДОВА Сибиряк Вадим РЕПИН, российский экс-вундеркинд, более десяти лет живущий за границей, - нечастый гость в Москве, хотя говорит, что старается бывать здесь регулярно. В этот раз Вадим прилетел, чтобы принять участие в фестивале "Черешневый лес" и выступать вместе с Владимиром Спиваковым и его "Виртуозами". И несмотря на то, что скрипач играл на пару с "главным виртуозом Москвы" всего одно произведение - Концерт для двух скрипок Баха, он вписал в историю фестиваля еще одну звездную страничку. Пользуясь редкой возможностью видеть Репина в России, узнаем последние новости из его жизни. Впрочем, первый вопрос музыкант задал сам.
- О чем будем говорить? - Как в старом гадании - что было, что будет, чем сердце успокоится... Вот заканчивается сезон...
- У кого как! - И все же - что было наиболее важным в прошедшем сезоне, что было впервые? - С одной стороны, будучи честным артистом, я должен сказать, что каждый из ста концертов, которые я сыграл в этом году, был особым. С другой - действительно были так называемые моменты "high lights" - звездные минуты, которые более запомнились. Если следовать календарным путем... Я начал сезон в Израиле, где сыграл с оркестром Израильской филармонии и Зубином Метой десять концертов с четырьмя программами. А закончил в Новой Зеландии - у них впервые зал был полностью продан на все семь концертов. Так что это было событие не только в моей жизни, но и в истории этой страны! Вообще каждый новый сезон - это новые артисты. В этом году я впервые выступал с Михаилом Плетневым - мы играли в Лондоне Квинтет Танеева. В прошлом - я впервые играл с Мартой Аргерих. Кстати, в начале следующего сезона у меня будет очередной "Карт-бланш" в Брюсселе, где я буду играть сольный концерт с Борисом Березовским, две программы с оркестром и заключительный концерт камерной музыки - снова с Мартой Аргерих, а также Юрием Башметом и Мишей Майским.
- А ведь именно эти артисты, по сообщению Александра Краутера, приглашены участвовать в следующем фестивале "Черешневый лес". - Правда? Может, это и не случайно. Но мне пока так далеко заглядывать сложно.
- Что ж, "что было" - ясно. Что сейчас происходит? - Сейчас идет "бойня".
- Что вы имеете в виду? - Многие организаторы или оркестры (иногда это одно и то же) требуют от меня так называемого exclusivity. Приходится разрешать конфликты. Например, La Scala буквально встал "на дыбы", когда я согласился на концерт с другим оркестром в Милане. В Южной Америке некоторые оркестры тоже на меня несколько косо смотрят, потому что я принимал участие в турне с Рикардо Шайи как раз по Южной Америке. Такое случается сплошь и рядом.
- Но есть и приятное. Вот, скажем, "Черешневый лес". Каков ваш путь на фестиваль? - С организатором фестиваля Александром Краутером мы знакомы много лет, еще со времени его работы в оркестре Павла Когана. С последним мы, кстати, много играли вместе. Так вот, Александр позвонил мне, познакомил с идеей и пригласил. Мы в это время как раз общались со Спиваковым, обсудили и подумали, почему бы нет? Конечно, каждый новый фестиваль, как и сезон тоже, - это прежде всего участвующие в нем артисты, но важна и атмосфера в целом. Например, недавно проходил Пасхальный фестиваль - это было что-то неповторимое, то, чего еще не было, - и в плане программного разнообразия, и по размаху, и т.д.
- Вы играли на Пасхальном Концерты Чайковского и Прокофьева. Вам нравятся сверхбыстрые темпы? - Это было? Ну разве что в финалах. А первые части я играл, пожалуй, даже медленнее, чем это делают обычно. А финал - он и есть финал. Vivacissimo. Если вы найдете термин, обозначающий что-то еще быстрее...
- Precipitovolissimevolmente. (Вадим смеется. - Т.Д. ) - Это у вас хорошо получилось. Я слышал это слово, но его трудно произносить... Значит, говорят, быстрые темпы? Ну надо же и мне чем-то отличиться!
- Вас часто сравнивали и с Хейфецем, и с Ойстрахом, и с другими звездами... А кто ваши истинные кумиры? - Мне очень повезло, что я общался с Менухиным последние пять-шесть лет его жизни. Иногда он даже был первым моим слушателем. Например, я выучил для себя Концерт Бетховена и, прежде чем выходить с ним на сцену, попросил Менухина меня послушать. Он говорил очень красивые вещи. У него очень интересное... Черт возьми, все труднее говорить по-русски! В общем, он объяснял тонкости фразировки, а в некоторых местах у него интересная аппликатура, и он как бы поделился этими своими секретами. Он любил низкие струны и часто переходил наверх на баске или струне "ре", что добавляло какой-то теплоты... Он и человеком был очень теплым. Большое влияние на меня оказала работа с Ростроповичем. Это гигантский музыкант, настоящий. Нынешним летом мы будем вместе играть на фестивалях в Италии и Германии. В Италии буду впервые исполнять концерт Кшиштофа Пендерецкого, и мне это очень интересно. Если уж я играю музыку ХХ века, то очень люблю пообщаться с людьми, которые ее написали.
- Складываются отношения с современной музыкой? - Мы дружим. Когда-то красиво сказал Хейфец: "Я играю современную музыку, чтобы, во-первых, отбить у композиторов желание писать что-то новое и, во-вторых, лишний раз доказать себе, насколько концерт Бетховена красив". С этим можно согласиться и не согласиться (в отношении Бетховена!), но сегодня среди композиторов есть яркие, интересные личности - в частности, София Губайдулина. Я уже несколько лет играю ее "Offertorium". Еще американский композитор Джон Адамс. Вот теперь и Пендерецкий.
- Не так давно в Москве проходил фестиваль музыки Софии Губайдулиной, приуроченный к ее юбилею... - Правда? К сожалению, не знал...
- Современная музыка очень разная. Кстати, давно ли вы не играли в брюссельском ресторанчике с Роби Лакатошем? - Очень давно. Когда-то я впервые привел туда и Граппелли, и Менухина... Каждый артист приходил в бешеный восторг, слушая Роби именно в ресторане. И каждый раз, когда я приходил туда, все заканчивалось тем, что мы играли до четырех утра - и народ не расходился! После мы сделали с ним небольшое турне по Европе. Я начинал какой-нибудь сонатой, продолжал "Цыганкой" Равеля или "Цыганскими напевами" Сарасате, вводя в атмосферу, потом выходил Лакатош с табором, и "на десерт" подавались уже те произведения, которые мы с ним отрепетировали в ресторане.
- Это дает какое-то творческое раскрепощение? - Безусловно. Кстати, первый наш концерт был равносилен провалу. Чего-то не хватало. Духа - не душка, а именно духа - не было. Я спросил, в чем же дело. Роби ответил: "Я их умолял, чтобы они нам бутылку виски поставили, а они забыли". На следующий день все было исправлено, и с каждым днем все было лучше и лучше...
- А на классике этот опыт не отражается? - Иногда. Ну, например, в "Цыганке" Равеля есть несколько мест, где композитор пытается имитировать игру венгерских народных музыкантов. Вообще некоторые приемы, которым я научился у Лакатоша, я применяю довольно-таки изящно. Но не в Моцарте или Бетховене, конечно.
- Что вы больше всего любите играть? - Моя "святая троица", как я это называю, - концерты Бетховена, Брамса и Первый Шостаковича, три величайших концерта для скрипки. И я стараюсь исполнять их как можно чаще, хотя сложно играть одно произведение изо дня в день.
- Вы играете не только на скрипке. Вот почему музыканты так любят играть в шахматы? - Ну гармонические задачи и шахматы - это очень недалеко друг от друга.
- С Кисиным давно в шахматы не играли? - Месяца четыре. А вообще я очень расстраивался - Плетнев у меня выиграл! Я думал, что уже поймал его, но нет! Хотя в последний раз с Женей не играли, а распивали шампанское, отмечая его день рождения.
- Итак, "что будет"? Когда мы вас увидим и услышим в России? - В октябре - ноябре в БЗК у меня будет концерт с Борисом Березовским. Я довольно регулярно бываю в Москве, чему очень рад. А в Петербурге буду в новогодние праздники на темиркановском фестивале "Площадь искусств". В следующем году собираюсь участвовать в "Белых ночах". С Валерием Гергиевым в этом сезоне мы встретимся на фестивале в Миккели, дадим два концерта и наконец-то запишем диск, который в сентябре уже выйдет в свет. Мы давно хотели "задокументировать" наше 15-летнее содружество.
- А куда вы отправитесь из "Черешневого леса"? - Лето - пора фестивалей. Европа и Америка. В частности, в Швейцарии меня ждет очередной фестиваль Вербье, куда я каждый год приезжаю на две недели поиграть и отдохнуть. Там же у меня будет и "Карт-бланш", в рамках которого пройдет камерный вечер. А в заключительном концерте я буду играть с оркестром под руководством Зубина Меты. Кстати, в Швейцарии началась акция Expo-2002 - что-то вроде "выставки достижений народного хозяйства" Швейцарии. Одно из таких швейцарских достижений - молодежный оркестр фестиваля Вербье - UBS Verbier Youth Orchestra, с которым мне предстоит выступать. После я поеду на фестиваль с Ростроповичем, потом в Америку на фестиваль Филадельфийского оркестра в Саратоге, где буду играть камерные концерты с Мартой Аргерих, Мишей Майским и Ефимом Бронфманом, а заключительный концерт - с оркестром Шарля Дютуа. Оттуда прямиком направлюсь на фестиваль к Бостонскому оркестру. А там и новый сезон не за горами. Также в рубрике:
|