Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7330) 6 - 12 июня 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

АЛЕКСАНДР АДАБАШЬЯН: "Недавно продавал гондолу барышне"

Беседу вела Светлана ХОХРЯКОВА
Фото ИТАР-ТАСС


А.Адабашьян

Кто есть Александр АДАБАШЬЯН, сразу и не ответишь. Он - художник по образованию, а по жизни еще и сценарист, актер и режиссер. Не так давно на ОРТ показали его фильм "Азазель" по одноименному роману Бориса Акунина. А еще А.Адабашьян преподает на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Ставил оперу "Борис Годунов" в Мариинском театре. Чем только не занимался.

    

- Какими проектами, Александр Артемович, вы сегодня живете? Какой род ваших занятий превалирует?

- Написан сценарий совместно с французским режиссером по роману Диккенса "Домби и сын".

    

- Это ваш выбор?

- Нет. Поступило предложение, которое мне очень понравилось. Я люблю Диккенса, а для телевидения его произведения - просто кладезь: характеры потрясающие! Кроме того, позвонил на днях мой итальянский приятель-режиссер, с которым мы уже две картины вместе сделали, и рассказал, что снимает для британского телевидения "Доктора Живаго". Задавал множество вопросов, иногда чисто бытовых. Сообщение о возможных костюмах повергло меня в трепет. Предполагается одеть героев чуть ли не в азербайджанские одежды, какие-то шаровары. Живаго наверняка будет носить бороду до колен, атласную рубаху. Мой друг любит Россию, бывает здесь, а Пастернака и его роман обожает. Обидно, конечно, если в результате мы в очередной раз увидим на экране "удивительную" Россию в валенках. Снимают в Словакии и Чехии, и можно себе представить, какова будет московская архитектура. Моего участия в этом проекте никакого, приходится лишь отвечать на некоторые вопросы из серии: "Может ли над кроватью умирающей старушки висеть икона?", "Как крестятся православные?" Так что являюсь своего рода консультантом по русской жизни. Может, и полечу к своему итальянцу, у которого каждый день возникают ко мне все новые вопросы.

    

- Роман Акунина - ваш выбор или только предложение, показавшееся вам небезынтересным?

- Это было тоже предложение, которое я принял. Чем он привлекателен лично для меня? В потоке того, что сейчас пишется и читается, это все-таки крепкая беллетристика, написанная хорошим языком. Хотя не могу сказать, что я много читаю современной литературы, но из того, что попадалось на глаза, сочинения Б.Акунина показались самыми интересными. Они наполнены всякого рода литературными игрушками, аллюзиями, отсылами к произведениям Тургенева, Достоевского, Толстого. Этим мне "Азазель" и понравился. В нем не чувствуешь некой сконструированности, свинченности, свойственной, допустим, Пелевину. Кроме того, события происходят в XIX веке, и это весьма точное попадание - интересное время, привлекательное для многих. Современные сочинения все чаще крутятся вокруг Садового кольца со всеми вытекающими последствиями: традиционный набор посетителей казино, вариации на тему коррумпированных сыщиков, политиков, проституток из провинции. Этого и в российском кино предостаточно. А у Акунина есть истории про людей, что самое важное.

    

- "Азазель" показали единым блоком, что на пользу картине не пошло. Серийность так и просится.

- Поначалу мы работали, исходя из расчета в пять серий. Потом продюсеры потребовали сокращений для придания динамизма. В результате сделано 4 серии, и только позднее было принято решение показать их разом, все вместе. Где-то прочитал, что это был удачный пиаровский ход. В этом я уж совсем ничего не понял. Страшное слово пи-ар...

    

- Как вы оцениваете все то, что происходило после фильма - рецензии, суждения, разговоры?

- Ждал худшего. Прежде всего потому, что существует масса поклонников Акунина, и любая экранизация его произведений, а уж тем более первая, неминуемо должна была вызвать самую резкую реакцию. На сайте Фандорина фанаты пишут много интересного. 60 процентов - отрицательного, что я считаю вполне нормальным. Сейчас столько рассуждают т об элегантности экранизации "Шерлока Холмса", а я ведь снимался в этой картине и помню, чего только не говорили про наше англичанство. Писали, что это за манерная Англия, что это за китч и так далее. Ожидаю иной реакции на "Азазель", и качественно новой, со стороны тех людей, которые прочитали книгу после того, как посмотрели наш фильм. Литературные персонажи будут у них ассоциироваться при чтении с тем, что они увидели на экране. Огромное раздражение зрителей вызвало рекламное цунами, предварявшее картину. Никакой "Титаник" не выдержит подобной рекламной кампании: "Вы такое увидите! Такого еще не было! Самый богатый, самый шикарный фильм, привлечены лучшие силы". Я говорил об опасности такой акции, предупреждал. И что в результате? Обычное кино, ни на что большее, чем оно есть, не претендующее. Никаких новаций и спецэффектов, все сделано принципиально классическим способом.

    

- Приведу одно суждение ваших коллег-производителей сериалов: "Мы ждали "Азазеля", потому что назрело время, когда сериалы вышли на качественно новый уровень. И если бы "Азазель" оправдал ожидания, это бы укрепило наше общее дело. А он стал откатом назад, и теперь нужно вновь доказывать, что отечественные сериалы чего-то да стоят".

- Я мало видел сериалов. Но из того, что довелось посмотреть, нельзя говорить о каком-то уровне относительно западной продукции (оставим в стороне мексиканские сериалы как совершенно особые изделия). До уровня "Скорой помощи" мы не дотягиваем и еще долго дотягивать не будем. Так что даже не знаю, что я и куда откатил. Ну да им виднее, раз они этой профессией занимаются.

    

- Будучи человеком публичным, вы умеете защищаться? Наслушавшись и начитавшись о себе, Бог знает чего, этак можно и пулю в лоб пустить...

- Бог с вами! Что это впервые что ли? У меня есть свои точки отсчета. Другое дело, что степень развязанности нынешней критики сильно отличается от того, что было прежде, по форме, беспардонности, хамству, непрофессиональности разбора. Странно, что и серьезная пресса пишет наотмашь. Не могу сказать, что меня это убивает, лишает сил, что я в отчаянии и собираюсь пустить себе пулю в лоб, нет. Критика существовала всегда, и надо быть к ней готовым. Чем больше ты на виду, тем большее раздражение вызываешь. Тем более, когда тебя и твой труд анонсируют как событие года, века, эпохи, как точку отсчета в мировом сериальном движении. Понятно, что схлопочешь. Несмотря ни на что, продолжаю жить, как жил до сих пор, спокойно заниматься своими делами, как делал это и прежде. Человек я не публичный. Нигде не появляюсь, не мелькаю.

Вся критика моего фильма направлена на меня, и я принимаю такое положение вещей, не собираюсь ни на кого ничего сваливать. Ссылаться, к примеру, на неудачный сценарий или на что-то еще режиссеру в любом случае глупо. Логично тогда задать вопрос: "А чего его брал?" Борис Акунин, кстати, писал сценарий сам. Это было его условие. У режиссера все в руках. Если ты такой принципиальный художник, откажись от того, что считаешь недостойным, чтобы потом задним числом не объяснять, что был плохой сценарий и оператор не тот. Надо самому отвечать за результат.

    

- Поступали ли к вам после "Азазеля" новые предложения с телевидения?

- Пока нет. От ОРТ, я думаю, их и не будет. Но это мое интуитивное предположение, а у них, видимо, существует таковое относительно меня: что я не буду особенно рваться навстречу новым предложениям. Честно говоря, мне не понравилась работа на телевидении и само телевидение как механизм изготовления некой продукции. Мне ведь предлагали и программы вести несколько раз. Представляю, во что с такой скоростью можно превратиться, поварившись там месяц-другой. Смог ли бы я жить такой жизнью? Думаю, да, если бы старался быть в тусовке. Интересно, чем за это надо было бы заплатить? Иметь определенный круг общения, ходить в какой-нибудь модный клуб "Монолит", дружить домами с тем, с кем неинтересно.

    

- А зачем вы в кино снимаетесь? Однажды даже в фильме Аллы Суриковой закусывали и распивали спиртные напитки на газете "Культура"...

- Снимаюсь, когда собирается интересная компания и материал любопытный. Предложения всегда есть. Недавно снялся в новой картине Владимира Наумова, которую он ставит по сценарию Тонино Гуэрры. Там мы с Джигарханяном сыграли жуликов, продавших гондолу одной странной барышне, а та зачем-то повезет ее в Москву.

    

- Вы ведь и как дизайнер работаете, слышала, оформляете рестораны?

- Оформил два московских ресторана: "Обломов" и "Антонио" - это итальянский ресторан. Работал вместе с Настей Чухрай. Занятие интересное, а менять род деятельности - прекрасная штука.

Преподаю на Высших режиссерских курсах. Мои ученики по большей части будут заниматься режиссурой. Хочется научить их рассказывать простые истории, научить владению простым языком. Как это в музыке бывает, когда учат вначале гаммы играть, а потом переходят к более сложным вещам. Также и в искусстве рисования. Если сразу начинать с самовыражения, то рано или поздно поймешь, что не умеешь ручки-ножки рисовать. На Высшие курсы приходят, уже имея одно высшее образование, житейский опыт, профессию. Идут туда не просто после школы с неясной мечтой "а не стать ли мне кинорежиссером". Это люди, уже чего-то другого попробовавшие и понявшие для себя, что хотят заниматься именно кино.

    

- Что только их ждет потом?

- Подозреваю, что ждет их очень тяжелая жизнь в этой профессии. Но опять-таки люди взрослые, знали, на что шли. Будучи руководителем мастерской, Владимир Мотыль всем, кто прошел экзамены и был допущен к собеседованию, разослал письма, смысл которых заключался в том, чтобы призвать серьезно подумать о том, куда люди идут и чего ждут от жизни, что это нелегкий хлеб. И вообще - хлеб ли это...

    

- Так хлеб или не хлеб?

Кино хоронили, когда оно стало звуковым, говорили, что оно теряет свой язык. Появился цвет вместо черно-белого изображения - и вновь хоронили кино. Теперь пророчат его гибель в связи с появлением виртуальных носителей, новых компьютерных технологий. Так оно и будет двигаться за техническим прогрессом, как крыса за дудочкой. Кино - энергоемкое производство, и оно должно окупаться, быть рентабельным. Каждая картина - это 60 - 100 человек, работающих на общий результат. Западное кино, особенно американское, ориентировано на грядущую прибыль. Потому-то американцы и инвестируют такие колоссальные средства в кинопроизводство. Чем больше они вложат, тем больше вернут. У нас все иначе: чем больше мы вложим, тем больше потеряем, потому что проката нет. Вот и занимаемся заведомо планово-убыточным мероприятием. Если телевидение за счет рекламы в состоянии отбить деньги (поэтому такой бум сериалов), то кино обречено. Любая картина - никуда негодная и замечательная - проваливается в прокат, как в черную дыру. Максимум, который хорошая лента способна собрать, - 200 - 300 тысяч долларов. И для этого нужно приложить огромные усилия, вложить средства в рекламу. Задача продюсера - как можно больше заработать "на берегу", то есть до того, как картина запущена, заложить за щеку большую часть бюджета, понимая, что больше ничего с этого не получишь. На Западе нечто подобное тоже существует, от бюджета в самом начале какая-то часть отгрызается на личные нужды продюсеров. Это легенда, что там все честные и порядочные, а у нас - воры. Это нечто вроде страховки от риска. Но у западного продюсера все-таки есть интерес вложить определенную сумму в картину в надежде, что потом ему это вернется в прокате. У нас таких надежд нет.

Также в рубрике:

КИНО

ВИДЕО

КНИГИ

  • И все-таки они вместе...
    Б.Криштул, В.Адабашьян. "В титрах последний", МФ детской анимации им. В.М.Котеночкина, "Русская панорама", 2002
Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;