Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 28 (7335) 11 - 17 июля 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаПетр и его птенцыНаталия КАМИНСКАЯ
Их можно пересчитать по пальцам - режиссеров, чьи артисты именуются словом, производным от режиссерской фамилии. "Товстоноговцы", например. В самой возможности такого поименования есть нечто уникально российское, семейное и отцовское. В случае с Петром Наумовичем Фоменко его ученики нескольких поколений, в том числе выросшие в звезд и лауреатов, называются совсем по-домашнему - "фоменки". Тут царствует, конечно, отечественная идея "господина Дома", русского театра-семьи, который ныне предательски трещит по швам. "Фоменки" на самом деле не только актеры его театра-мастерской. В душе так себя наверняка называют и режиссеры И.Поповски, С.Женовач, М.Карбаускис, О.Рыбкин, М.Глуховская, В.Сенин. И даже замечательная актриса Санкт-Петербургского Театра комедии Ольга Антонова, лучшие свои работы создавшая с этим режиссером. В том числе и в кино. Говорят, Фоменко хорошо учит. Хорошо учит, хорошо ставит... Его спектакли исполнены легкого дыхания. Его наблюдения за жизнью нежны и чуть лукавы. А способность к театральной игре при этом - абсолютна. Его никогда не называли режиссером социального толка. Но в самых нежных и лирических своих театральных сочинениях он непостижимым образом умудряется раскрыть социальное. Поющая и играющая стихия пьесы Островского "Без вины виноватые" в Вахтанговском театре разве не касается материй чести, профессионального достоинства или имущественного ценза? Вкусная подробная жизнь Ростовых, Болконских, Безуховых ("Война и мир. Начало романа. Сцены". Мастерская П.Фоменко), скажете, вовсе не претендует на эпическую картину нравов и умов. Его режиссерская манера сродни запискам путешественника, которого жизнь и повадки обитателей страны интересуют куда больше, чем архитектурные достопримечательности. Отношения с авторами у Петра Фоменко не выглядят ни иждивенческими, ни робко уважительными. Он, скорее, в контексте, в созвучии, в глубоко личном взаимопонимании, позволяющем походке быть свободной, а интонации - звонкой. Вахтанговская "Пиковая дама" - сочинение, насквозь пушкинское по духу. Это пушкинские мистификации, в которых драматические предчувствия окрашены отчаянным озорством. Атмосфера фоменковских спектаклей при всех внутренних перепадах стойко пребывает в одном и том же поясе - поясе счастья. Даже в самих названиях ("Семейное счастие", "Одна абсолютно счастливая деревня") слышится некая программа жизни, которая, впрочем, никогда не декларируется. Человеческое счастье - его тема, и цель, и средство вместе взятые. Если невозможно осчастливить себя купанием в роскошном тексте, то всегда остается шанс саму игру, сами возможности театра возвести в степень наивысшего блаженства. На разгар лета обещан новый спектакль Петра Фоменко "Египетские ночи". Нет сомнения, что это будут ночи любви. Также в рубрике:
|