Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 28 (7335) 11 - 17 июля 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Петр и его птенцы

Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Ларисы ГЕРАСИМЧУК


П.Фоменко - 70

Их можно пересчитать по пальцам - режиссеров, чьи артисты именуются словом, производным от режиссерской фамилии. "Товстоноговцы", например. В самой возможности такого поименования есть нечто уникально российское, семейное и отцовское. В случае с Петром Наумовичем Фоменко его ученики нескольких поколений, в том числе выросшие в звезд и лауреатов, называются совсем по-домашнему - "фоменки".

Тут царствует, конечно, отечественная идея "господина Дома", русского театра-семьи, который ныне предательски трещит по швам.

"Фоменки" на самом деле не только актеры его театра-мастерской. В душе так себя наверняка называют и режиссеры И.Поповски, С.Женовач, М.Карбаускис, О.Рыбкин, М.Глуховская, В.Сенин. И даже замечательная актриса Санкт-Петербургского Театра комедии Ольга Антонова, лучшие свои работы создавшая с этим режиссером. В том числе и в кино. Говорят, Фоменко хорошо учит. Хорошо учит, хорошо ставит...

Его спектакли исполнены легкого дыхания. Его наблюдения за жизнью нежны и чуть лукавы. А способность к театральной игре при этом - абсолютна. Его никогда не называли режиссером социального толка. Но в самых нежных и лирических своих театральных сочинениях он непостижимым образом умудряется раскрыть социальное.

Поющая и играющая стихия пьесы Островского "Без вины виноватые" в Вахтанговском театре разве не касается материй чести, профессионального достоинства или имущественного ценза? Вкусная подробная жизнь Ростовых, Болконских, Безуховых ("Война и мир. Начало романа. Сцены". Мастерская П.Фоменко), скажете, вовсе не претендует на эпическую картину нравов и умов. Его режиссерская манера сродни запискам путешественника, которого жизнь и повадки обитателей страны интересуют куда больше, чем архитектурные достопримечательности.

Отношения с авторами у Петра Фоменко не выглядят ни иждивенческими, ни робко уважительными. Он, скорее, в контексте, в созвучии, в глубоко личном взаимопонимании, позволяющем походке быть свободной, а интонации - звонкой. Вахтанговская "Пиковая дама" - сочинение, насквозь пушкинское по духу. Это пушкинские мистификации, в которых драматические предчувствия окрашены отчаянным озорством.

Атмосфера фоменковских спектаклей при всех внутренних перепадах стойко пребывает в одном и том же поясе - поясе счастья. Даже в самих названиях ("Семейное счастие", "Одна абсолютно счастливая деревня") слышится некая программа жизни, которая, впрочем, никогда не декларируется.

Человеческое счастье - его тема, и цель, и средство вместе взятые. Если невозможно осчастливить себя купанием в роскошном тексте, то всегда остается шанс саму игру, сами возможности театра возвести в степень наивысшего блаженства. На разгар лета обещан новый спектакль Петра Фоменко "Египетские ночи". Нет сомнения, что это будут ночи любви.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;