Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 1 (7112) 15 - 21 января 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

ГЕННАДИЙ ПАРОШИН: "Звезды" эстрады в профсоюзе не нуждаются"

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Беседу вела Гортензия ВЛАДИМИРОВА


На вопросы "Культуры" отвечает председатель Российского комитета профсоюза работников культуры Геннадий ПАРОШИН.

    

- Геннадий Павлович, не раз приходилось слышать, причем в самых разных организациях, вопрос: "Кому нужны эти профсоюзы"?

- Противоречие между трудом и капиталом, которое мы все, некогда верные марксисты, с тоской проходили в школе, проявляется сейчас не только в производственных сферах, но и в сфере культуры. Еще 5-6 лет назад директорам было нетрудно быть или слыть "добрыми", радеть за интересы коллектива, за своевременную выплату зарплаты. Теперь отношения между руководителем, являющимся собственником дела, и трудовым коллективом продиктованы отнюдь не совпадающими интересами. Это характерно также для бюджетных учреждений культуры. Директор здесь, как правило, нанимается органом исполнительной власти и отвечает прежде всего за то, чтобы вверенное ему учреждение работало даже при тех малых деньгах, которые ему выделяются. Только в этом случае руководитель устраивает собственника.

Профсоюз в этих условиях остается единственной организацией, способной отстаивать трудовые права работника, которые собственник зачастую игнорирует. Имея небольшие штаты специалистов по трудовому праву, наши органы все-таки могут квалифицированно защитить права труженика. Должен заметить, что работники культуры, может быть, в силу их профессиональной зависимости от начальства, обычно не очень мужественно защищают свои трудовые права. Да и не очень верят они по старой привычке профсоюзам.

    

- Во многих организациях профсоюзы распались, в новых структурах их не спешат создавать...

- Да, за последние семь лет в сфере культуры профсоюзных организаций стало ровно в половину меньше. Но одновременно в половину сократилась и численность людей, занятых в сфере культуры. Раньше профсоюзы работали практически во всех учреждениях, сегодня - лишь в 70 процентах из них.

    

- А что за люди входят в состав профсоюзных организаций?

- Откровенно скажу, "звезды" эстрады и высокооплачиваемые лица, уверенные в завтрашнем дне, в профсоюзе не нуждаются. С профсоюзами не хотят расставаться работники так называемого "среднего звена". Руководители выходят из профсоюза. Покидают его бывшие директора, ставшие представителями собственника.

В наших списках сейчас около 800 тысяч человек. Наиболее многочисленные среди них группы - библиотекари, работники редакций и типографий, театров. Но надо заметить, что, например, новые театры, театры-студии не спешат создавать у себя профсоюзные организации до тех пор, пока положение с зарплатой благополучное. Но когда возникают отклонения, о профсоюзе вспоминают и приходят за помощью и по индивидуальным, и по коллективным спорам. Вспоминают и о коллективном договоре - инструменте, с помощью которого только и можно удерживать уровень оплаты труда. Если такого документа нет, а директор снижает зарплату, выдает за "коммерческую тайну" расчеты с работником, отстоять его права очень трудно.

    

- Можете ли вы привести примеры действенной помощи со стороны профсоюза?

- Мы постоянно подталкивали решение проблемы долгов по зарплате. Были обращения в Минфин, селекторные совещания, газетные публикации. А 27 марта прошлого года впервые за всю историю профсоюзного движения в сфере культуры 35 учреждений культуры провели однодневную забастовку. Наш комитет участвовал в разрешении целого ряда трудовых конфликтов, в том числе в ГАБТе, где в контрактах отдельных солистов оперы не был, например, четко прописан порядок оплаты в случаях непредусмотренного простоя. Скажем, в случае замены спектакля. Нескольким актерам помогли наши юристы.

Сейчас комитет борется за то, чтобы музыкальные школы остались в структуре Министерства культуры и не передавались другим ведомствам, чтобы в стране сохранилась устоявшаяся система творческого образования.

Нас по-прежнему беспокоит порядок погашения долгов по зарплате. Декабрьские долги в масштабах страны в сравнении с другими отраслями вроде бы невелики - 500 миллиардов неденоминированных рублей. Не выплачены долги как муниципальным, так и федеральным учреждениям культуры. Эти долги правительство обещало платить по схеме "рубль за рубль", (рубль из федерального бюджета, рубль из местного). Но вот я только что вернулся из Архангельска с пленума областной профсоюзной организации. Там местная власть кивает на Москву - дескать, не пришел рубль столичный, а мы знаем другое, что на правительственном селекторном совещании Архангельск был назван среди регионов, получивших из Москвы все деньги, и как раз местная власть не выплачивает свою половину долга. Наши комитеты раскалывают этот упрямый механизм перепихивания проблемы из Москвы в регионы и наоборот. Думаю, работа эта приносит свои плоды. Долги по зарплате стабилизировались, они не растут, и это уже позитивная перемена.

    

- Одна из острейших проблем - уровень зарплаты работников культуры.

- Хуже только в текстильной, легкой промышленности, и в агропромышленном комплексе. Но среди бюджетников никто не получает меньше, чем работники культуры. Специалисты 1-12-го разрядов получают меньше прожиточного минимума, установленного еще по старой методике Минтруда от 1992 года. Это менее 450 тысяч рублей. Плюс задержки с выплатой зарплаты. В среднем по России зарплату выдают с задержкой в два месяца. Лучше в областных учреждениях культуры, совсем плохо - в районных. Там закрываются библиотеки, их филиалы в поселках, школы искусств, причем решения принимаются на уровне руководителей района. Недавно представительница одной из областей рассказала, что глава местной администрации закрыл библиотеку, заявив, что сам он за всю жизнь в библиотеке ни разу не был. На нашем пленуме представители с мест потребовали новой ориентации: надо бороться не за своевременную выплату денег, а за повышение зарплаты, за изменение тарифной сетки. Думаю, что они правы.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;