Он стеснялся чужого горя
Новые фотографии Евгения Халдея в галерее "ФотоСоюз"
Фаина БАЛАХОВСКАЯ
 |
"Ярославль. Нефтегазстрой" |
Название выставки "Неизвестный Халдей" кажется эффектным преувеличением. В архиве каждого профессионального фотографа есть забытые снимки, ненапечатанные негативы, иногда даже непроявленные пленки. Чаще всего их публикация немного меняет образ известного фотографа. А Евгений Халдей был не просто известным. Знаменитым. Его фотографии первого и последнего дней войны знают даже те, кто и имени Халдея никогда не слышал. По этим снимкам представляли историю многие поколения людей. И все-таки существовал и неизвестный Халдей. За сумасшедшим успехом последовали годы забвения. После войны началась борьба с космополитизмом - Халдей был изгнан с работы. Трудно представить, как могла сложиться судьба, сколько было бы выставок и монографий, посвященных его творчеству, живи Халдей в Европе или Америке. Известно, чтобы дождаться признания в нашей стране, надо жить долго. Евгений Халдей жил очень долго. Но до заслуженного интереса ко всему созданному им за долгие годы не дожил.
 |
|
Выставка, организованная ФотоСоюзом, заполняет некоторые лакуны творческой биографии Халдея. По фотографиям, представленным на ней, можно приблизительно понять, что он снимал до войны и что после, как менялись стиль его съемки и характер задач. Разнообразные и очень неровные и по масштабу событий, и по качеству, они не претендуют на представление полноценного образа, остаются дополнением к тому, что знают кураторы выставки и держат в голове знатоки фотографии. В огромном архиве Халдея кураторам несложно было найти никогда не публиковавшиеся работы. Труднее было выбрать из тысяч негативов те, что помогли бы понять феномен фотографа, который смог стать особенным, работая в железных рамках цензуры. Вникнуть и вычертить сложную линию его жизни, в которой за успехом следовало забвение, а мировая слава пришла одновременно с жестоким одиночеством. Но такую задачу - сложную и непосильную - никто перед собой не ставил. Хочется надеяться, что ее просто отложили на будущее. А сейчас решили показать фотографии занятные, но случайные.
 |
"Охотник в Палехе". 1970 г. |
Интересны фотографии, сделанные на Дальнем Востоке в 1939 году. Редкие для советской фотографии кадры страшных событий, которыми была полна наша история - например, "допрос предателя", - кажутся слишком уравновешенными. Не потрясают и не удивляют. Видно, дарование и характер Халдея противились глубоким переживаниям и трагическим потрясениям. Он стеснялся снимать человеческое горе. Ему нравились люди. Самое замечательное на выставке - портреты. Стахановка Паша Ангелина, летчик Иван Кожедуб, юный музыкант Мстислав Ростропович позируют непринужденно и открыто. Халдей легко находил контакт с самыми разными людьми, его камера не исследовала и не испытывала, только радовалась удаче и красоте своих моделей, принимала их с едва сдерживаемым энтузиазмом. Заразительная жизнерадостность и непосредственность определили оптимизм снимков, оказавшийся созвучным требованиям времени, в котором он жил.