Ловись, Шагал, большой и маленький
На Неглинке проходит экспресс-выставка витебского художника
ВЫСТАВКА
Тимофей УТКИН
 |
"Художник за работой". 1978 г. |
В Московском центре искусств открыта выставка работ Марка Шагала. Любая демонстрация произведений великого Шагала - уже событие. Особенно произведений зрелых и поздних, которых у нас в стране практически совсем нет. На Неглинке - как раз работы поздние, 60 - 80-х годов, в основном небольшого, камерного формата из двух западных коллекций.
Как известно, Шагал начинал в то время, когда художники только и делали, что говорили о создании собственной реальности. Однако пока современники разглагольствовали, он оказался единственным, кто действительно не просто сотворил свой личный художественный мир, но поверил в него и обжил. Реальность, преобразуемая с помощью иудейской космологии, хасидизма, воспоминаний о Витебске и детстве, постепенно обросла набором вполне узнаваемых атрибутов. Уже потом в Париже они созрели и окрепли, то выливаясь в знаменитые шедевры, то растекаясь по мириадам вполне рядовых произведений поистине неисчислимого наследия мастера.
 |
"Художник и ню". 1976 г. |
Шагал жил долго, пожалуй, даже удивительно долго и плодотворно для художника. Более чем достаточно для того, чтобы пережить в себе активное, творческое начало. Но и пережив его, Шагал непрестанно продолжал работать. Он вообще жил исключительно для того, чтобы писать картины, а писал, дарил и продавал для того, чтобы жить, причем желательно вечно. Последнее ему удалось: Шагал есть в любом уважающем себя музее, у любого солидного коллекционера. Его работы то и дело всплывают тут и там: стараниями Тышлера, друзей-искусствоведов, нечистой на руку домработницы, и просто случайных людей. Шагала находят, воруют, подделывают, дорого продают и перепродают. Поэтому нет ничего удивительного в том, что эта волна худо-бедно докатилась и до нашего рынка. Все 34 представленные на выставке картины привезены стараниями А.Салаховой на продажу, более того - часть уже продана. По большому счету это радует. В самом деле, чем плохо, если и в наших офисах и салонах появятся добротные, качественные имена с полноценным и авторитетно подтвержденным авторством. Пусть усредненного уровня со стандартным набором букетов, любовников, любовников в букетах, над букетами и сбоку от букетов, с фирменными "had gadya" (невинными козликами), коровами, петухами, эйфелевыми башнями и размытой гаммой. Даже такой Шагал сегодня далеко не самое плохое приобретение.