Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 43 (7350) 24 - 30 октября 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Одна минута в жизни женщины

V Бакинский международный кинофестиваль "Восток-Запад"

Светлана ХОХРЯКОВА
Фото Сергея ИВАНОВА
Баку - Москва


М.Аймедова отмечена за вклад

С 11 по 17 октября в Баку проходил международный фестиваль, фактически фестиваль стран СНГ и Балтии и по составу участников, и по программе. Организован он Конфедерацией союзов кинематографистов, Фондом 100-летия мирового кино в Азербайджане, Союзом кинематографистов Азербайджана. На фестивальной афише - изображение женских ресниц и надписи по их краям - "Восток", "Запад" - две части целого, два конца земли.

В Азербайджане кино практически не снимается, а некогда знаменитая киностудия "Азербайджан-фильм" являет собой зрелище весьма удручающее. Нет жизни - и в этом вся беда. Правда, нам удалось посмотреть новый азербайджанский документальный фильм "Паломник" Шамиля Наджаф-заде, рассказывающий о возвращении на родину после 8-летнего отсутствия известного актера Фархада Манафова. Глазами этого человека показана сегодняшняя жизнь Азербайджана - сытая и нищая - это сопредельные территории. А министр культуры Азербайджана Полад Бюль-Бюль оглы проинформировал о готовящемся совместно с Ираном 12-серийном телепроекте. Но радужных перспектив не предвидится. Кино нет, а фестиваль существует, пытаясь сохранить интерес к нему. Проходит он в единственном на весь Баку кинотеатре "Азербайджан", оборудованном новейшей техникой. Публика, приходившая туда в дни фестиваля, неустанно твердила о том, как она соскучилась по Москве, по ее культуре и кино. Но кино это посещала без особого рвения. Приливом зрителей разве что были отмечены эстонские картины "Сердце медведицы" и "Хорошие руки" да российские - "Олигарх" и "Копейка".

Хотят сыновей, а дочек убивают

Режиссеры Х.Нарлиев и Т.Теменов. Туркмено-казахское состязание

Когда я отправлялась на "круглый стол" под названием "Вызовы глобального мира и стереотипы национального сознания. Гендерная политика в странах Евразии: свидетельства документалистов", то наши режиссеры долго потешались, трактуя проблему исключительно на уровне: "мужчина - женщина". Между тем "гендер" означает не биологический подход, а социальный, затрагивая тем самым проблему культурных стереотипов, того, что из женщины сделало общество.

Показали три картины и один рекламный ролик на заданную тему, а потом обсуждали увиденное. Когда б это происходило в сугубо российской аудитории - было бы не столь экстремально, а вот в азербайджанской - совсем другое дело, учитывая национальные и религиозные традиции. Программа "Гендерная политика и СМИ" создавалась при содействии и по инициативе Фонда Сороса. Одним из лучших в итоге стал азербайджанский фильм "Желаю семь сыновей и одну дочь" Али-Исы Джаббарова.

Пляшущий Р.Ибрагимбеков

Совсем недавно Баку, вполне светский, полуевропейский город, потрясла чудовищная история. Отец семейства, где не рождались сыновья, а только дочки, гонялся за женой и детьми с угрозами всех в ряд уложить. Если сына нет, это все равно что бесплодный - так до сих пор многие считают в Азербайджане. Дочки забрались на верхний этаж в страхе быть убитыми. Когда на крыше раздались звуки, похожие на стук (это гулял ветер), подумали, что стучит отец. И тогда старшая спрыгнула с крыши вниз, призвав последовать своему примеру младших сестренок. Девочки нет на свете. Отца посадили в тюрьму. Теперь он пишет стихи и посылает свои поэтические строки на волю, жене. Столь "счастливого" финала в фильме нет, а вот сама история рассказана и потрясает воображение. Как и многое другое. Дикость какая-то! 60 миллионов девочек не рождаются из-за абортов, продиктованных желанием родителей иметь мальчиков. Мужчина приводит в дом новую жену, если первая не рожает ему сына.

П.Бюль-Бюль оглы, министр культуры Азербайджана

В эстонской картине "Красота родины" Яака Кильми и Андреса Маймика параллельно развиваются две линии. Одна связана с движением "Девушки Отчизны" и ее руководителем - женщиной-солдатом в юбке, самостоятельно воспитывающей сына, а заодно и своих подопечных патриоток, вторая - с проведением конкурсов красоты бывшей супермоделью, которая самостоятельно растит своего ребенка и продвигает модельный бизнес, в том числе и детский. Женщины задаются вопросом: "Сильные ли мы?" И отвечают на него: "Жизнь заставила быть такими". Каждая поставила на индустриальный поток собственные идеалы.

Пятнадцатиминутный узбекский фильм "Поденщицы" Таира Юнусова - о женщинах, которых нанимают на работу - самую грязную и тяжелую: на какие-то стройки или в столовые мыть посуду и накрывать свадебные столы. Нищета их жизни поражает воображение. Какой там XXI век, это феодализм. По 10 - 15 поденщиц живут в одной грязной до одурения комнатушке. Самые настоящие трущобы. Помыться негде. Если у тебя нет вшей - будут, а если есть - наградишь ими сотоварку по несчастью так жить и трудиться за гроши. Поденщица и проститутка - почти сопредельные понятия. Женщин вывозят на стройки под видом предоставления работы, а там насилуют.

Все эти фильмы, как и иные, снятые в рамках проекта Фонда Сороса, вызвали недовольство в своих странах. В Туркмении участия в проекте просто не допустили.

Завершил гендерную программу крошечный фильм-ролик, рассказывающий об одной минуте в жизни женщины. Ни минутой больше, но и на нее одну довольно криков, стонов, боли, грома бьющейся посуды и чего-то еще. На экране - стрелки часов. Они движутся ровно минуту под вышеописанную фонограмму. Такая агитка в защиту женщин.

На обсуждении один из азербайджанских режиссеров говорил о том, что фильмы эти нужны одному лишь Соросу, что вся гендерная затея - большая провокация и ерунда. Приводилась статистика: 30 процентов мужчин жалуются на то, что их бьют жены. И это в Азербайджане! Женщины имели взгляд на многие вещи прямо противоположный мужскому. Сошлись на том, что собственно не гендерных фильмов не бывает, покуда живут на этой земле женщины, мужчины, дети и старики.

Анализировали главным образом азербайджанский срез проблемы и соответственно азербайджанскую картину. Предложили даже снять нечто вроде мыльной оперы на заданную тему, дабы бороться с дремучестью, дабы растолковать народу, находящемуся в плену вековых стереотипов, очевидные вещи простым и понятным языком.

"Балалайка" из Турции

Стереотипов хватает не только в жизни, но и в ее экранном воплощении, в том числе и на вышезаданную тему. "Балалайка" режиссера из Турции Али Озгентюрка, открывшая Бакинский фестиваль, отчасти о том, что принято называть бедственным положением женщины. И тут уж стереотипов хватает, тем более что женщины эти - русские, занимающиеся проституцией в Турции. Как есть миф о русской матрешке, так существует он и о русской женщине, зарабатывающей собой за рубежами отечества. Героинь фильма регулярно вывозят на убогом автобусе в Турцию, собирая из близлежащих селений, - молодых и не очень, толстых и худых, опытных и неофиток. Едут туда девушки с гробом, где покоятся останки турка, умершего в России. Возвращаются домой опять с гробом, но уже с телом девушки Тани, бывшей своего рода владелицей передвижного публичного дома (ее роль сыграла Екатерина Редникова).

Русские как русские. Непременно толстухи (хотя и худые имеются), хмельные, дурные, наивно мечтающие о настоящей любви. Штамп на штампе. Казалось, что уже изжиты подобные стереотипы. Ан нет! Каков спрос - таково и предложение. Зато теперь у нас вполне может сложиться собственный стереотип о казахской любви. Два фильма казахской ретроспективы - "Разлучница" А.Каракулова и "Станция любви" Т.Теменова - о любви на троих. Два парня и одна девушка. Ситуация неразрешимая и даже с летальным исходом. Хочешь сохранить друга - души подругу (одну на двоих) подушкой. Жизнь продолжается. Без разлучницы. Или без друга.

Почти Лениниана

Юсуф Разыков - режиссер и директор "Узбекфильма" - представил в Баку сразу две картины: "Танец мужчин", неплохо известный фестивальной публике, и свежайшего "Товарища Бойкенжаева". Товарищ Бойкенжаев работает у других серьезных партийных товарищей на подхвате. То Ленина изображает на демонстрациях, стоя на праздничном грузовике с вытянутой и указывающей на путь к коммунизму рукой, то водочку подливает в опустевшие рюмки. Но все это - ерунда в сравнении с открывающимися перспективами. Самый настоящий литературный герой - маленький человек, коим является товарищ Бойкенжаев, назначен организовывать новое дело - первое интернациональное кладбище, где бок о бок лягут узбек, русский и кореец. Чтобы все вместе были, как при жизни, создавая иллюзию ее продолжения. И вот уже, не ведая сна и отдыха, он носится по городским окраинам в поисках подходящего куска земли. Сам принимает участие в строительстве. Как Ильич, несет бревно, помогает рабочим. Составлен список очередников. Но чем открывать работу кладбища? Вернее, кем? Охотников нет. К тому же неудобно открывать интернациональное кладбище похоронами человека не коренной национальности, то есть не узбеком. Это, знаете ли, как-то негостеприимно. "Обязательно нужен узбек. Поможете?" - умоляет бедняга Бойкенжаев главврача. А тот в ответ обещает отдать одного больного за машину асфальта. Но к приезду Бойкенжаева родня потенциального покойника забирает его домой, начинает веселиться, словно бы все хорошо, приводит в движение умирающего, заставляя его, словно за кукольной ширмой, двигать руками и ногами - лишь бы на это Богу противное кладбище не отдавать родного отца. И все остальные из больницы бегут, как от чумы, реанимационное отделение в полном составе покидает ее пределы. Время идет, а нужного покойника как не было, так и нет. Пришлось самому им стать. Лег Бойкенжаев и заставил себя отойти в мир иной. Во имя чести и партийного долга сгорел на работе. Жалко его. Хороший был человек. Кто бы мог подумать, что еще можно сегодня снять столь веселенькое и ироничное кино на тему партийной советской жизни.

Режиссер из Белоруссии Валерий Рыбарев когда-то увидел в Минске человека, приковавшего себя к памятнику Ленина. И так он страдал, находясь в столь странном положении, на глазах у сотен людей. Никто из прохожих к нему не подошел. Только смеялись. Человек надрывал сердце и слышал в ответ одни лишь насмешки. Через какое-то время Валерий Рыбарев снял фильм "Прикованный", но рассказал другую реальную историю странной любви отца к дочери и к ее матери. Главного героя сыграл Владимир Гостюхин, а его дочь и так и не состоявшуюся возлюбленную - Алла Клюка. В тот момент, когда герой Гостюхина узнает, что он одновременно и отец, и потенциальный любовник, зал смеется. И это абсолютно верная, здоровая реакция. А наш герой жалок и смешон одновременно, когда готов к "инцесту", когда приковывает себя к батарее и сидит подле нее, как идиот. "Прикованный" кочует по фестивалям довольно давно. Его чаще всего бранят. И есть за что. Но сама история, хоть и не Бог весть какая замысловатая, вполне проникновенна и способна растрогать душу чисто гипотетически. Слушая слова режиссера о том, что так всегда бывает, что кто-то душу, сердце свое рвет на части, а другие этого не замечают, преисполнены равнодушия и гордыни; слушая, как сам он выстраданно про это говорит, рука не поднимается что-то поперек о фильме сказать, потому как "Прикованный" - та же человеческая мука, а фильм - акт режиссерского отчаяния.

Нет жюри, но есть призы

Жюри на Бакинском фестивале нет. Но дирекция фестиваля поощряет его участников дипломами. На сей раз в Театре песни Рашида Бейбутова прошла торжественная церемония. Наградили Андрея Хржановского "За самое гуманное послание к зрителю" - фильм-пилот "Полтора кота", созданный по рисункам И.Бродского и на основе его судьбы. Диплом "За самый мужественный образ" достался эстонскому актеру Райну Симмулу в фильме "Сердце медведицы" Арво Ихо. "За самый женственный образ" - Алле Клюке в фильме Валерия Рыбарева "Прикованный" (Россия - Беларусь). За вклад в азербайджанское кино и телевидение наградили Тофика Мирзоева, ныне живущего в Израиле. За выдающийся вклад в кинематограф - туркменскую актрису Маю Аймедову. Получая награду, Мая Аймедова говорила о том, что вот уже 5 лет снимается в фильме Булата Мансурова и боится, что себя в нем не найдет, - съемочных дней мало, а фильм из-за безденежья так долго не могут закончить. Сказала о том, что полученная награда вселяет надежду в то, что ты еще актриса и еще нужна кино. Эти слова могли бы произнести с той же долей страдания многие актеры и режиссеры постсоветского кино, особенно за пределами России.

Также в рубрике:

КИНО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;