Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 45 (7352) 6 - 13 ноября 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Эта жаркая Домна

Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


В.Васильева - Домна Пантелевна

На постановку пьесы "Таланты и поклонники" А.Н.Островского был приглашен режиссер Борис Морозов, человек, имеющий давний вкус и к Островскому, и к подробной психологической разработке роли, и к неожиданной метафоре. Стоит ли отдельно провозглашать, что Театру сатиры в его нынешнем творческом состоянии такие режиссерские качества просто необходимы? Как, впрочем, и вообще режиссерские качества, а проще - режиссеры, и как можно в большем количестве. Громкой победой "Таланты и поклонники" не назовешь. И все же это победа. Такой Веры Васильевой давно не видела эта сцена. Такого "атмосферного" финала, откровенно романтического и чуть ироничного, таких непрямолинейных, нелобовых решений образов - тоже. Пьесы о театре имеют обыкновение зеркально отражать то, что происходит в самой труппе, их играющей. Морозовский спектакль - не исключение. На сцене - два полюса притяжения: Вера Васильева в роли Домны Пантелевны и молодой Борис Тенин - бедный жених Негиной. Они демонстрируют два полярных стиля игры. Сочная и одновременно легкая, искрометная игра Васильевой - вроде бы знак старого театра.

Глухая, мрачноватая сдержанность, помноженная на почти рэперский внешний облик, - таков Петр Б.Тенина, который выглядит очень современно. Но игру Веры Васильевой не хочется вписывать в рамки традиции, хотя по всем внешним приметам перед нами типичная театральная мать бесприданницы. Когда на сцене большая актриса, речь идет не о русле, а о собственном методе и стиле. Лейтмотив этой Домны Пантелевны - кураж, бесконечная любовь к дочери и природный артистизм. Трудную жизнь она проживает легко и темпераментно: глаза блестят, походка упруга, жесты выпуклы и отточенны. Она, невзирая на преклонный возраст, не в силах унять озорства. Ее практицизм не отвратителен, напротив, добавляет веры в жизнь. В том, как Домна Пантелевна деловито считает деньги, или примеряет платок, подаренный Великатовым, или вдруг пускается петь на высоченных нотах, сквозь облик почтенной мамаши проглядывает живая и бойкая девчонка, запрограммированная на счастье. Домна Пантелевна В.Васильевой задает Негиной - М.Ильиной генетический код: ну кто, если не актриса, мог родиться у такой матери?

По сравнению с этой работой все остальные в спектакле Б.Морозова меркнут. Хотя нет ни одной неудачно сыгранной роли. Тут, скорее, эклектика воплощения. Остро современный Петр талантливого Б.Тенина диссонирует с героем Островского. Откуда у апологета честной трудовой жизни такие бездны асоциального подсознания? Как интеллигент-идеалист может производить впечатление человека, готового к самообороне? Этот Петр похож скорее на нигилиста Базарова, нежели на младшего брата Карандышева. Эстетический диссонанс возникает у него и с другими героями. К примеру, с трогательным, но вполне хрестоматийным Нароковым - М.Державиным. Державин играет от сердца. Но не биографию героя, которая - отдельный анекдот в нашем нынешнем театральном контексте. Антрепренер спустил весь свой капитал на "высокое" и скатился до роли бутафора. Но в Нарокове - Державине нет намека ни на былое социальное положение, ни на горечь нынешнего падения. Он существует в амплуа этакого театрального "Агасфера", который всегда тут, вечно служит, ничего не требуя взамен. Другая история с опереточным князем Дулебовым - А.Гузенко. Последний, вероятно, из-за имени Ираклий награжден легким грузинским акцентом. Увы, это "новое прочтение" не дало нового смысла, а только зажало хорошего артиста в рамки эстрадного грузинского анекдота. Ю.Васильев играет Великатова ("очень богатый помещик" - сказано о нем у Островского), как всегда, безупречно точно. Но он играет фигуру совершенно ирреальную, "бога из машины", спасающего карьеру бедной актрисы. Забавно, но при всей искренности исполнения и у Великатова - Ю.Васильева, и у Смельской - А.Яковлевой, и даже у главной героини, актрисы Негиной - М.Ильиной долгое время не просматриваются реальные, жизненные подоплеки поведения. И лишь к концу второго акта начинаешь понимать, что все это, включая нешуточные душевные драмы, - один большой Театр, великий и порочный одновременно. В сцене на вокзале рампа светится огоньками старинных ламп. Герои, совершая в своих диалогах неуловимые инверсии, сбиваются на пятистопный ямб. По сцене везут необычайно красивый и совершенно бутафорский вагон (художник Сергей Бархин), в котором Негина с матерью покидают замшелый городишко ради неведомо прекрасной столичной жизни. В этот неожиданно сильный и абсолютно романтический кусок финала вмещаются и любовь, и предательство, и месть, и великодушие, и страсть к высокому служению, и каботинство. Словом, все, что вмещает в себя понятие "Театр". Спектакль напоминает лоскутное одеяло. Но не блеклое - веселое. В его центре - замечательная актриса, играющая одну из лучших своих ролей. Уже одно это обстоятельство позволяет согласиться с тем, что свой гимн Театру в Сатире все же поют.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;