В предыдущем обзоре речь шла о работах известных мастеров. На этот раз поговорим о фильмах, которые поставили режиссеры мало известные широкому зрителю. Но сначала - о наиболее громких видеопремьерах. И в первую очередь о новом фильме Педро Альмодовара "Поговори с ней" (Hable Con Ella, Испания - Франция, 2002, в ролях: Хавьер Камара, Дарио Грандинетти, Росарио Флорес, Джеральдина Чаплин, Хосе Санчес). Фильм непривычный, странный и очень человечный, светлый, несмотря на трагизм происходящих в нем событий. Действие в основном происходит в клинике, где главные герои - медбрат и журналист - проводят время рядом с давно уже находящимися в коме женщинами - матадором и балериной, в которых они по-прежнему страстно влюблены. К удачам я бы отнес и фантастическую мелодраму Кэмерона Кроу "Ванильное небо" (Vannilla Sky, США, 2002, в ролях: Том Круз, Пенелопа Крус, Курт Расселл, Камерон Диас). Круз играет человека, у которого есть абсолютно всё. Он молод, удачлив, привлекателен и богат. Но однажды его жизнь превратилась в необъяснимый кошмар. А все началось с того, что его обманутая и потому разъяренная любовница (Диаc), заманив его к себе в машину, совершила автокатастрофу. И Дэвид оказался в коме. Дальше трудно понять, то ли все это ему снится, то ли происходит наяву. Наш герой то в коме, то живой и невредимый со своей новой возлюбленной Софией (Пенелопа Крус), то в тюрьме - его обвиняют в убийстве Софии... Но в любом случае происходящее на экране представляет собой захватывающее зрелище. А вот "Комната страха" (Panic Кoom, США, 2002, в ролях: Джоди Фостер, Форест Уитакер, Джаред Лето) многообещающего Дэвида Финчера ("Чужой-3", "Семь", "Бойцовский клуб") событием, увы, не стала. На этот раз он снял довольно стандартное, коммерческое, изобилующее привычными штампами кино, которое тем не менее очень многим пришлось по вкусу - кассовые сборы в Америке достигли отметки 180 700 000 долларов. Действие происходит в стенах еще не заселенного нью-йоркского дома, куда забрались трое жестоких грабителей. Две испуганные женщины, мать и маленькая дочь, оказавшиеся там, пытаются от них спастись. Относительным разочарованием стал и эротический триллер "Убей меня нежно" (Killing Me Softly, США, 2001, в ролях: Хитер Грэм, Джозеф Файнс). Плохой эту картину не назовешь, временами в ней даже чувствуется дыхание великого Хичкока. Но совсем другое кино мы ждали и ждем от Чена Кайге - режиссера, которого после фильмов "Прощай, моя наложница", "Император и убийца" мировая критика причислила к великим. Разве что любителям батальных сцен можно порекомендовать новую работу Ридли Скотта ("Чужой", "Гладиатор") "Черный ястреб" (Black Hawk Down, США, 2001, в ролях: Джош Хартнетт, Эван Макгрегор, Том Сайзмор), удостоенную двух "Оскаров" (за монтаж и звук). Картина представляет собой детальную реконструкцию проведенной 3 октября 1993 года операции спецназа США против мятежного сомалийского генерала Айдида, в которой американцы понесли тяжелые потери (18 убитых и 73 раненых).
Чем же порадовали режиссеры, не ставшие - пока, надеюсь, - знаменитостями. Вы слышали что-нибудь о Джейсоне Блуме? Его "Убийство в "Центре Америки" (Viva Las Nowhere, США, 2000, в ролях: Дэниэл Стерн, Джеймс Каан, Патриша Ричардсон) сделано в лучших традициях американского "черного" фильма, по стилистике близко к работам братьев Коэнов ("Человек, которого не было") и неслучайно было удостоено на МКФ в Сиэтле приза жюри "Новое американское кино". Действие происходит в провинциальном американском поселке, где в кровавый клубок сплелись взаимоотношения хозяйки захудалого мотеля, ее мужа, барменши, тайно влюбленной в него, и странной семейной парочки авантюристов. А имя Марка Форстера вам что-нибудь говорит? Между тем его психологическая драма "Бал монстров" (Monster's Ball, США, 2001) производит сильнейшее впечатление. Едва ли не лучшую свою роль сыграл в ней Билли Боб Торнтон, но "Оскара" был удостоен, к сожалению, не он, а его партнерша Халли Берри. Его персонаж - надзиратель в местной тюрьме, а по совместительству и палач, - переживая страшную трагедию - самоубийство сына, который должен был пойти по стопам отца, - начинает смотреть на мир совсем другими глазами. Судьба свела его с чернокожей красавицей, недавно потерявшей сына и мужа... Образец "режиссерского" кино продемонстрировал Леон Ичасо в биографической драме "Пинеро" (Pinero, США, 2001, в ролях: Бенджамин Братт, Джанкарло Эспозито, Талиса Сото) - лауреате Берлинского МКФ. Фильм получился такой же рваный, нервный, утомляющий и очень талантливый, как и сам Мигель Пинеро, ставший героем нью-йоркской богемы, знаменитым драматургом и поэтом, но так и оставшийся обитателем дна.
Думаю, немалое удовольствие доставит и знакомство с двумя совершенно нам неизвестными представителями переживающего ныне взлет тайского кино - Нонзи Нимибутром и Визитом Сасанатьеном. Нимибутр поставил мистическую мелодраму "Любовь юной Нак" (Nang Nak, Таиланд, 1999, в ролях: Индира Чароенпура, Винаи Краибутр) о любви девушки и парня из глухой деревушки, затерявшейся в джунглях. Парня забрали в армию. Во время родов Нак умирает, но ее дух не может покинуть землю, оставив любимого. Вернувшись, муж находит дом в полном порядке, его встречает любимая жена с ребенком. Он не хочет верить, что все это - наваждение... О романтической любви разбойника и дочери губернатора речь идет в картине Сасанатьена "Слезы черного тигра" (Tears of the Black Tiger, Таиланд, 2001, в ролях: Чартчай Нгамсан, Стелла Малуччи). По жанру это и притча, и мелодрама, и гангстерский боевик, и вестерн. Обе картины объединяют особый колорит, экзотичность и, что особенно ценно, поэтичность киноязыка.
Талантливым режиссером зарекомендовал себя актер Стив Бушеми, который успешно снимался у братьев Коэнов, Олтмана, Родригеса, Джармуша, Тарантино, Феррары и стал своего рода символом американского независимого кино. Да, его "тюремный" триллер "Зверофабрика" (Animal Factory, США, 2001, в ролях: Уиллем Дэфо, Эдвард Фёрлонг, Микки Рурк, Дэнни Трэхо) уступает по классу таким шедеврам, как, скажем, "Побег из Шоушенка" или "Зеленая миля", но смотрится с куда большим интересом, чем большинство лент его многочисленных собратьев по жанру. Фильм получился жестким, жестоким и очень убедительным в показе нравов тюрьмы, где рецидивисты режут и калечат друг друга, устраивают кровавые разборки и "берут в жены" слабаков, которые не могут за себя постоять. Сценарий, кстати, написал Эдвард Банкер - бывший зэк, входивший некогда в десятку самых опасных из разыскиваемых ФБР преступников. Однако наиболее ценное в картине - актерские работы. Фёрлонг играет молодого парня, попавшего в этот ад, можно сказать, случайно. И был бы он, конечно, "опущен" или зарезан, если б не местный авторитет (Дэфо), у которого вдруг открылись отцовские чувства к попавшему в беду новичку. Постарайтесь не пропустить мелодраму "Дети тишины" (Children of the Lesser God, 1984, режиссер Ранда Хайнс, в ролях: Уильям Хёрт, Мэрли Мэтлин) - пятикратного номинанта на премию "Оскар", включая главную - за фильм, лауреата "Оскара" за лучшую женскую роль (Мэрли Мэтлин), обладателя "Серебряного Медведя" на Берлинском МКФ и премии "Золотой Глобус". Все строится на мастерски разыгранной актерами истории взаимоотношений талантливого преподавателя школы для глухих детей и девушки, потерявшей слух в детстве, ожесточенной и упрямой. Обласкана наградами (4 премии Венецианского фестиваля, включая Гран-при и приз за лучшую мужскую роль) и комедия "Яйца вкрутую" (Ovosodo, Италия - США, режиссер Паоло Вирци, в ролях: Эдоардо Габбриеллини, Николетта Браски, Клаудия Пандолфи, Реджина Ориоли). История взросления итальянского мальчика из неблагополучной многодетной семьи рассказана с юмором и иронией.