Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 45 (7352) 6 - 13 ноября 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Подарок вместо праздника

"Золотая карта" из Якутии

ВЫСТАВКА

Юна ВЕЧЕНА


Изделия из мамонтовой кости - традиционный вид художественного творчества якутов

Мы уже имели возможность посетовать, что Дни Республики Саха (Якутия) в Москве, намеченные на конец октября - начало ноября, не состоялись. В свете недавних московских событий президент республики г-н Штыров счел за благо празднование 370-летия вхождения Якутии в состав Российского государства отменить. А следовательно, почти все, кого здесь так ждали: знаменитые театральные труппы, национальные писатели, кинематографисты, музыканты и даже этническая сборная по вольной борьбе и перетягиванию палки, остались дома. Приехал только Якутский художественный музей. Приехал не "в знак протеста" по отношению к прочим соотечественникам и не специально для того, чтобы поддержать москвичей и не лишать их обещанных художественных впечатлений. А просто потому, что сам процесс организации художественных выставок отличен от процедуры гастролей. Картины надо привезти заранее, проверить сохранность, сдать-принять на хранение, подготовить экспликацию и этикетаж и, наконец, развесить. Словом, "Художественное наследие Якутии" успело прибыть в столицу вовремя - еще до решения президента и даже до тех страшных и томительных октябрьских дней. Отзывать же выставку назад было бы еще более странно, чем отменять так и не успевшие начаться гастроли. В итоге она состоялась.

Однако ощущение, что нам чего-то недовезли, недодали, недопоказали, не покидало и здесь. Прежде всего в западноевропейской и восточной части.

Дело в том, что особую гордость музея составляет некогда переданная в дар известным якутским ученым, доктором экономических наук профессором М.Ф.Габышевым коллекция из двухсот пятидесяти произведений европейских мастеров XVI - XIX веков. Тогда для небольшого музея, возглавляемого сыном дарителя - художником Л.М.Габышевым, это стало сенсацией. Отныне Якутская АССР помимо довольно скромного собрания русской живописи конца XIX - начала ХХ века, переданного в 1928 году Третьяковкой, произведений Японии, Китая и Монголии, подаренных волей Минкульта из Музея Востока, и собственных приобретений, обладала настоящей галереей зарубежного искусства. Со временем ее даже выделили в отдельный музейный филиал.

И вот теперь на выставке из ста тридцати экспонатов, призванной максимально репрезентативно представить "наследие" Якутского края, восточных вещей нет вообще, габышевских - всего шесть. Два замечательных портрета неизвестного фламандского мастера XVII века - инфанты Изабеллы и эрцгерцога Альберта VI, натюрморт круга Караваджо, барочная аллегория Питтони "Кронос обнаруживает истину", "Святая Цецилия" Реньери и сомнительная работа Беллуччи. Все остальное почти как у всех. Тропинин, Айвазовский, Маковский, Куинджи, Поленов, Шишкин, Коровин. Возможно, эти имена громче, достовернее и внушительнее, чем с трудом поддающиеся атрибуции европейские, возможно, они просто ближе участвовавшим в отборе специалистам из Третьяковской галереи, возможно, больше соответствуют концепции выставки. Но ведь почти за десять тысяч километров от Якутска для зрителя, зачастую мешающего слова "Саха", "сохатый" и "Сахалин" в одну расплывчатую картину заледенелого пейзажа с оленями, бесконечной ночью и юртами, штука не в том, чтобы увидеть очередную работу великого соотечественника, а в том, чтобы хотя бы отчасти представить, в чем же особенность музея этого сурового края.

Действительно, неплохая подборка портретов: от классических неизвестных XVIII века и якутских купцов начала XIX до редкой работы в этом жанре Левитана (портрет Орентлихера), нечастые в провинциальных музеях Делла-Вос-Кардовская и Петровичев. Есть и местный колорит: "Ненецкая девушка" Островской-Шателен, "Шаман" и "Якутск в XVII столетии" Попова, цикл графических иллюстраций к народному эпосу "Нюргун Боотур" художников 60 - 70-х. Немного конской упряжи и традиционных украшений, немного современной и старой кости. Всего ровно столько, чтобы понять, что после выставки мы почти так же ничего не знаем об уникальной коллекции резной кости и декоративного искусства, как и до нее, что многое дорогое и интересное осталось на родине вместе с так и не приехавшими спектаклями и варганами, а вместо праздника мы получили в подарок семнадцатую, вполне рядовую выставку проекта "Золотая карта России" под претенциозным названием "Художественное наследие Якутии. Живопись. Графика. Народное и декоративно-прикладное искусство".

Также в рубрике:

ВЫСТАВКА

МУЗЫКА

ЮБИЛЕЙ

ГАСТРОЛИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;