Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 45 (7352) 6 - 13 ноября 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеПодарок вместо праздника"Золотая карта" из Якутии ВЫСТАВКАЮна ВЕЧЕНА
Однако ощущение, что нам чего-то недовезли, недодали, недопоказали, не покидало и здесь. Прежде всего в западноевропейской и восточной части. Дело в том, что особую гордость музея составляет некогда переданная в дар известным якутским ученым, доктором экономических наук профессором М.Ф.Габышевым коллекция из двухсот пятидесяти произведений европейских мастеров XVI - XIX веков. Тогда для небольшого музея, возглавляемого сыном дарителя - художником Л.М.Габышевым, это стало сенсацией. Отныне Якутская АССР помимо довольно скромного собрания русской живописи конца XIX - начала ХХ века, переданного в 1928 году Третьяковкой, произведений Японии, Китая и Монголии, подаренных волей Минкульта из Музея Востока, и собственных приобретений, обладала настоящей галереей зарубежного искусства. Со временем ее даже выделили в отдельный музейный филиал. И вот теперь на выставке из ста тридцати экспонатов, призванной максимально репрезентативно представить "наследие" Якутского края, восточных вещей нет вообще, габышевских - всего шесть. Два замечательных портрета неизвестного фламандского мастера XVII века - инфанты Изабеллы и эрцгерцога Альберта VI, натюрморт круга Караваджо, барочная аллегория Питтони "Кронос обнаруживает истину", "Святая Цецилия" Реньери и сомнительная работа Беллуччи. Все остальное почти как у всех. Тропинин, Айвазовский, Маковский, Куинджи, Поленов, Шишкин, Коровин. Возможно, эти имена громче, достовернее и внушительнее, чем с трудом поддающиеся атрибуции европейские, возможно, они просто ближе участвовавшим в отборе специалистам из Третьяковской галереи, возможно, больше соответствуют концепции выставки. Но ведь почти за десять тысяч километров от Якутска для зрителя, зачастую мешающего слова "Саха", "сохатый" и "Сахалин" в одну расплывчатую картину заледенелого пейзажа с оленями, бесконечной ночью и юртами, штука не в том, чтобы увидеть очередную работу великого соотечественника, а в том, чтобы хотя бы отчасти представить, в чем же особенность музея этого сурового края. Действительно, неплохая подборка портретов: от классических неизвестных XVIII века и якутских купцов начала XIX до редкой работы в этом жанре Левитана (портрет Орентлихера), нечастые в провинциальных музеях Делла-Вос-Кардовская и Петровичев. Есть и местный колорит: "Ненецкая девушка" Островской-Шателен, "Шаман" и "Якутск в XVII столетии" Попова, цикл графических иллюстраций к народному эпосу "Нюргун Боотур" художников 60 - 70-х. Немного конской упряжи и традиционных украшений, немного современной и старой кости. Всего ровно столько, чтобы понять, что после выставки мы почти так же ничего не знаем об уникальной коллекции резной кости и декоративного искусства, как и до нее, что многое дорогое и интересное осталось на родине вместе с так и не приехавшими спектаклями и варганами, а вместо праздника мы получили в подарок семнадцатую, вполне рядовую выставку проекта "Золотая карта России" под претенциозным названием "Художественное наследие Якутии. Живопись. Графика. Народное и декоративно-прикладное искусство". Также в рубрике:
|