Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 45 (7352) 6 - 13 ноября 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Ситуация"Проданные билеты возврату не подлежат"У входов в театры дежурят милиционеры, а посещаемость падает ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙАнна МАРТОВИЦКАЯ Утром 23 октября пресс-служба Правительства Москвы распространила заявление мэра Юрия Лужкова о том, что в столице "необходимо пресечь спекуляцию театральными билетами". По словам градоначальника, "практику накручивания цен нужно исключить, и если придется проявить власть, город готов на это". Однако уже вечером того же дня стало очевидно, что означенная проблема теперь не скоро встанет перед столичным правительством. Страшные события в Театральном центре на Дубровке, которые еще долго будут отдаваться в обществе эхом горя и тревожных ожиданий, выявили массу проблем. Одной из них стали как раз театральные билеты, которые многие граждане приобрели задолго до теракта, а осознав произошедшее, сочли посещение спектакля делом слишком опасным и поспешили в кассы. На этот раз с целью прямо противоположной - сдать билеты. И тут выяснилась одна поразительная деталь: в Москве нет инстанции, которая была бы уполномочена принимать у населения театральные билеты и возвращать за них деньги. Между тем паника в обществе нарастала, и очень многие столичные и подмосковные школы решили отменить запланированные на каникулы посещения театров (а также всевозможных ДК, концертных залов и цирков). Десятки учителей, сжимающие в руках пачки ненужных теперь билетов, все эти дни осаждают кассы, пытаются восстановить справедливость в кабинетах администраторов и директоров московских театров. В отчаянии несостоявшиеся зрители дошли и до Комитета по культуре столицы, и до Министерства культуры РФ. Но даже высокопоставленные чиновники ничем не могут помочь. Как нам пояснили в министерстве, театральные билеты - это не товар, а услуга (точнее говоря, ею является спектакль, который уже поставлен и, соответсвенно, на него потрачены деньги), поэтому в строгом соответствии с Законом "О защите прав потребителей" они обмену и возврату не подлежат. Как нельзя, например, сначала заказать в фирме "Заря" визит Деда Мороза, а потом отменить его и забрать деньги. Зрителям возвращаются деньги за билеты только в случае форсмажорных обстоятельств, инициатором или невольным виновником которых стал сам театр: например, спектакль был отменен или в нем заменили главного исполнителя, ради которого многие и собрались посетить в этот вечер театр. Конечно, и официально объявленный день траура, в который из репертуара снимаются все комедии и оперетты, является основанием для возмещения стоимости билетов. Но вот страх, охвативший самых разных зрителей - от престарелых театралов до новых русских, которые считали своим долгом посетить все новомодные мюзиклы, - таковым не признается. В советские времена около каждого окошка театральной кассы висело объявление: "Проданные билеты возврату не подлежат", - и далее следовала ссылка на соответствующее распоряжение Моссовета. На смену власти советов пришла демократия, и в бурные годы ее становления о такой мелочи, как театральные билеты, все позабыли. Старое распоряжение было аннулировано, а нового так никто и не принял. Между тем, оказывается, театры, даже если бы очень захотели, не могут в массовом порядке принимать у населения билеты. Еще несколько лет назад были приняты меры по борьбе с билетными махинациями. В частности, все билеты были пронумерованы, и театр вынужден отчитываться по каждой комбинации чисел. Как только определенная партия билетов распродается, театральная касса сдает выручку в казначейство, а не хранит деньги у себя. Поэтому, собственно, возвращать-то стоимость театральных услуг кассе не из чего. А если еще вспомнить о том, что сегодня билеты очень редко приобретаются в самих кассах (мы покупаем их в переходах метро или в специальных киосках на центральных улицах, а то и через Интернет заказываем), то становится очевидно: театр порой сам не знает, сколько за его услуги заплатили зрители. И споры у касс только ожесточаются... "О чем вообще можно говорить, если даже на поезд вернуть билет - это отдельная головная боль и непременная потеря в деньгах! - эмоционально прокомментировали нам ситуацию в Департаменте государственной поддержки искусства и развития народного творчества Министерства культуры РФ. - Театры совершенно не защищены в этом смысле, и, думается, необходимость в соответствующих распоряжениях Комитета по культуре города Москвы давно назрела. Трагедия с "Норд-Остом" лишь острее обозначила эту, в общем, сугубо внутреннюю проблему". Впрочем, и сам Минкульт от вдруг обозначившейся проблемы не отворачивается. Ведь Москва не живет по особым правилам: неразбериха с билетами сейчас царит, без преувеличения, по всей стране. В департаменте нам рассказали, что некоторые театры, в частности, в Санкт-Петербурге, решили на свой страх и риск принимать билеты у напуганных терактом зрителей. Но когда в кассе закончились наличные, руководству театров стало ясно, что проблему нужно решать как-то иначе. И тогда начались обращения директоров храмов искусства к городским властям и в местные ОВД с просьбой выделить дополнительную охрану: не столько ради безопасности, сколько чтобы хоть как-то успокоить публику. Вот что нам рассказал Марк Гурвич, директор Московского театра им. Ермоловой: "Естественно, мы испытывали огромную растерянность в первые дни после теракта. Но министр культуры Михаил Швыдкой в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что театральная жизнь в столице продолжается, и это наш долг - играть спектакли и отвлекать зрителей от трагедии. Среди публики паника царит изрядная, это я вынужден признать. Но мы стараемся найти разумные компромиссы. Ко мне ежедневно обращаются директора школ, которые боятся приводить к нам детей. Мы предлагаем им перенести визит на более поздний срок или заменить спектакль и пригласить в театр старших школьников, а не младших... Ведь официальных постановлений и распоряжений о том, чтобы не устраивать массовых детских мероприятий, не выходило ни в Москве, ни в области. Однако я знаю, что директора очень многих школ обязывают своих учителей отменять все культпоходы. Наверное, просто не хотят брать на себя ответственность, и в принципе я их хорошо понимаю. Но каждому готов рассказать о том, что около театра круглосуточно дежурят милиционеры, что усилена охрана главного и служебного входов, а все помещения театра регулярно досматриваются. Многих это успокаивает, и спектакли идут не при пустых залах". И все же посещаемость московских театров резко упала. Билеты на многие спектакли сегодня распродаются не более чем на 30 процентов. Люди предпочитают оставаться вечером дома и приобщаться к культуре посредством телевизора или радио. А психологи уже описывают новые фобии - перед развлечениями и культурными мероприятиями. По их данным, чтобы адаптироваться к новым условиям, нашим обычно таким беспечным гражданам потребуется не менее шести месяцев. Сегодня почти каждый пятый москвич стал "вторичной" жертвой трагедии и должен пройти курс реабилитации. Психологи советуют сделать это как можно скорее и возвращаться к нормальной жизни. Но, наверное, именно это сейчас сделать сложнее всего, вне зависимости от того, купил ты билет на модный спектакль или нет. Также в рубрике:
|