Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 46 (7353) 14 - 20 ноября 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Десять лет разумного эгоизма

ТЕАТР

Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Зураба МЦХВЕТАРИДЗЕ


Труппа "Et Сetera" и другие ответственные лица

5 ноября Московский театр "Et Cetera" под руководством Александра Калягина отметил свое 10-летие. В этот вечер давали премьеру -

"Последнюю запись Крэппа" С.Беккета , моноспектакль для А.Калягина в режиссуре Р.Стуруа. Тут, конечно, новый прецедент для умозаключений, которые сопровождают "Et Cetera" в течение всех десяти лет его жизни. "Дружное" театральное сообщество твердит, что Калягин сделал театр для себя и зритель ходит именно на него. Александр Александрович же настаивает, что в названии (с латинского "и так далее") именно и заложена идея: труппа молода, открыта всем эстетическим ветрам, и он - для нее, а вовсе не наоборот. С того момента, как талантливый актерский курс Школы-студии МХАТа не пожелал разбежаться после выпуска, как репетировал по чужим углам, а потом позвал в лидеры своего любимого педагога Калягина и вскоре обрел с ним не только вес, но и крышу на Новом Арбате, с того самого времени прошло десять лет. Для театра в раритетном ныне понимании этого слова, то есть для коллектива, ведомого одной и сильной режиссерской рукой, этот срок принято считать критическим. За это время первоначальные творческие принципы, как правило, ветшают, а взаимный интерес тех, кто их исповедует, исчерпывается. Штука в том, что модели "Et Cetera" все это как раз и не угрожало. Калягин ни разу не настаивал на том, что имеет какие-то режиссерские амбиции, хотя кое-что успел и поставить. Играли до поры до времени то, что нравилось: то Чехова, то Пинтера, то Мольера, то Островского, то Шоу. Громких удач не было, провалов - тоже. Внимательный взгляд мог бы уловить уже тогда очертания некоего профиля: вкус к озорной игре, к легкому хулиганству, к тому типу театра, где больше представления и меньше психологии. Но мы, как правило, невнимательны, пока нас не "стукнут" чем-нибудь громко известным или сокрушительно провальным. Премьеры "Et Cetera" до определенного момента были сыроваты, или однобоки своими достоинствами, или странно эпатажны, как, например, "Камамбер" К.Драгунской - смешной и не очень складный постмодернистский этюд. А звонки в зале на Новом Арбате тем временем уже звучали знаменитой чаплинской мелодией. А портреты Чарли уже были развешены в кабинете худрука. На самом деле Калягин, конечно же, выстраивал "Et Cetera"... нет, не под себя, а от себя. И это естественно для любой крупной творческой личности. Что любил, то и насаждал. А любит давний выпускник Вахтанговской школы легкое игровое начало, всяческое театральное озорство, трагикомедию на грани клоунады, выпуклую форму, метафору, музыку, пластику, etc... Сначала в театр позвали режиссера Р.Козака, потом А.Морфова и, наконец, Р.Стуруа. В центре каждого спектакля царил сам Калягин, но однажды труппа совершила качественный скачок. Всерьез заиграли В.Вержбицкий, А.Осипов, В.Скворцов, М.Скосырева, М.Чуракова, Н.Благих... В крепкой и изобретательной режиссуре бывшие студийцы обрели те профессиональные качества, которым нет цены в современном театре: умение попасть в стиль, абсолютный слух к заданной режиссером ноте, рабочую форму "готовность № 1". В несуразном и избыточном музыкальном опусе режиссера Д.Бертмана "Моя прекрасная леди" Н.Благих и В.Вержбицкий тем не менее обнаружили себя классными артистами мюзикла. В "Игре снов" Стриндберга, которую выпустили за два дня до "юбилейного" соло Калягина, торжествует актерский ансамбль европейского класса, чуткий и талантливо послушный сильной режиссерской воле Г.Дитятковского. Калягинское "моно" в юбилейный вечер снискало шутку министра культуры России Михаила Швыдкого. "Имея такую труппу, надо ставить дорогие спектакли на одного исполнителя", - сказал он. "Дорогая", в том числе и в буквально денежном смысле слова, постановочная команда "Крэппа" - режиссер Р.Стуруа, художник Г.Алекси-Месхишвили, композитор Г.Канчели - однако та роскошь, которую "эгоист" Калягин, как известно, позволяет себе не впервые. "Шейлока" той же авторской группы он играет в большой компании шекспировских персонажей. А.Морфов, Э.Капелюш и Г.Дитятковский, надо думать, тоже влетели "Et Cetera" в копеечку, но и в "Дон Кихоте", и в "Короле Убю", и в "Игре снов" занята как минимум половина труппы. Шутки шутками, а закон больших чисел - вещь мощная. Калягин, являясь большим "актерским числом", оказался к десятилетию своего детища еще и не слабой организаторской величиной. Его упрямство обернулось созидательной силой. А кураж - смыслообразующим началом. Он выиграл. В "Et Cetera" теперь ходят не только на Калягина. Там стало интересно.

Также в рубрике:

ТЕАТР

КИНО

МУЗЫКА

ВЫСТАВКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;