Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 46 (7353) 14 - 20 ноября 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Право на эксперимент

Выставка Зураба Церетели в Музее на Пречистенке

Мария ЧЕГОДАЕВА


Скульптурная композиция "Яблоко любви"

В наше труднейшее для художников время, когда рухнули все старые структуры творческих союзов, худо-бедно позволявшие как-то существовать в искусстве, трудно переоценить роль Зураба Константиновича Церетели, одного из очень немногих, кому небезразлична судьба его товарищей-художников, небезразлична судьба их работ. В отличие от коллекционеров, покупающих картины исключительно для себя, он за последние годы создал два музея, отдал их Москве, не только материально поддержал многих художников всех направлений и поколений, но и дал им возможность явить свои работы широкому зрителю. Скольким помог он провести персональную выставку, издать каталог или буклет, сколько талантливых больших мастеров собрал в стенах Академии художеств! Неслучайно на помощь и щедрость Церетели рассчитывают столь многие, в том числе и те, кто не устает его критиковать и, по существу, отвергает его искусство.

Почему? Почему творчеству Церетели, представшему ныне на большой персональной выставке в Музее на Пречистенке, так решительно, а подчас и так злобно отказывают в том, что не только допускают, но поддерживают и поднимают на щит у других современных авторов, - в праве на смелость, на эксперимент, на яркое самовыражение? Разнообразное, очень обильное, это творчество, естественно,

вызывает споры , одни работы могут нравиться, другие - нет, но как направление, как художественный принцип оно не может не вызывать уважения и поддержки у художников, не может не быть близким тем, кто не утратил веры в профессионализм, в необходимость создавать искусство средствами искусства. Кто подобно Церетели ценит все неограниченные возможности холста на подрамнике и красок на палитре; бронзы и смальты, акварели и гуаши; кто подобно ему преклоняется перед Модильяни и Ван Гогом, Матиссом и Пикассо, Пиросмани и Тышлером, старается следовать их путями. Кто еще не забыл дерзкой смелости 1960 - 70-х годов, эпохи самоутверждения и сокрушения догм и обязательных для всех художников нормативов социалистического реализма, борьбы за право художника на смелость, непохожесть, творческое "нахальство". Шестидесятникам и семидесятникам выпала нелегкая судьба. В чем только их тогда не упрекали! И в искажении действительности, и в театральности, и в дурновкусии, и в том, что они вторгаются своими монументальными работами в привычную городскую среду, нарушая ее и подчиняя своим творческим "затеям"! Зураб Церетели, быть может, один из своего поколения остается по сей день таким же молодым, дерзким, "неудобным", какими все они были тогда, и кажется, один из своего поколения по-прежнему вызывает все те же попреки и активную неприязнь тех, кому почему-либо не по пути с его искусством.

Что же представляет собой искусство Церетели, впервые показанное зрителю в такой полноте и разнообразии? Самое общее впечатление - неуемная стихия творчества ярко индивидуального, очень "личного", не подчиняющегося никому и ничему, кроме фантазии и воли художника. Церетели упорно идет своим путем, не подстраиваясь и не подлаживаясь ни подо что: ни под требования мирового художественного рынка, ни под настроения эстетствующей критики, ни под вкусы широкой публики. Одно это, надо прямо сказать, великая редкость в наши дни. Бывшие в течение 70 лет в жестокой зависимости от политической цензуры и идеологического диктата художники, обретя, казалось бы, вожделенную свободу, оказались в не менее жестоком плену у рынка, потребительского спроса, художественной конъюнктуры. "Имена", даже получившие, казалось бы, мировое признание, - а точнее, высокую цену на мировом рынке, - не могут не ощущать себя, свое искусство "товаром", нуждающимся в рекламе, в инвесторах и, разумеется, прежде всего в покупателях... Трудно отделаться от впечатления, особенно сильного в залах Центрального дома художников на Крымском Валу да и в иных музейных залах, где-нибудь на Знаменке, что ходишь по какому-то супермаркету, где автор-продавец стоит около своей витрины и демонстрирует: "Смотрите, какой у меня престижный, модный, дорогой товар!" Зазывает: "Купите, купите!" Хвастает: "Меня сам такой-то покупает!"

Вот уж чего нет на выставке Церетели и в помине. Церетели можно обвинить в том, что он властно "навязывает" свое искусство, вторгается с ним в Москву, в мир, во Вселенную, но уж рабского заискивания, униженного потрафления чьим-то вкусам, не высказанной впрямую, но всегда подразумевающейся мольбы - купите, дайте цену! - от него не дождешься. Князь как никак! Есть в нем гордость Художника, которой обладали прежде многие настоящие мастера: хотите принимайте меня таким как я есть, хотите не принимайте - кланяться никому не буду, даже самому вельможному заказчику. Вылеплю, пожалуйста - с босой ногой, торчащей из драного ботинка. Полагаю, что именно эта независимость и властность "хозяина" раздражают более всего и публику, и критику, всегда зависимых, но тем не менее склонных считать "хозяевами" себя.

Если рассматривать творчество Церетели поближе, избирательно, то лично мне наиболее близка его живопись. В ней душа художника выражает себя со всей откровенностью, вне каких-либо посторонних требований и расчетов, неизбежных, когда речь идет о городском монументе, декоративном оформлении здания и т.п. Церетели пишет исключительно "для себя", отдается живописи как величайшему удовольствию и радости своей жизни, не помышляя ни о продаже, ни о моде на свои работы, ни о возможном спросе (или неспросе) на них. Пишет потому, что увлекает его очередная цветовая или пластическая задача, которую надо решить; восхищает своей всегда неповторимой красотой очередной букет; волнует знакомое или незнакомое лицо человека, его "непохожесть", его индивидуальная судьба... Живопись Церетели если и навязчиво активна, то только своим количеством; каждый же отдельный холст всегда обращен к зрителю как к собеседнику и другу, с которым художник хочет поделиться своей радостью. И своей добротой: в таких вещах, как "Дедушка Аники", как "Два старых еврея", "Дворник в клетчатой рубашке", "Портрет Вики", "Скрипач", "Человек и голова быка", и десятках других звучат подлинный гуманизм, любовь и жалость к людям, незнакомые ни современному "актуальному" искусству, к которому так снисходительна критика, ни современному деловому "неосалону", столь близкому сердцу широкой публики.

Этих качеств искусства Зураба Церетели нельзя ни отнять у него, ни оспорить. Как нельзя оспорить его страстного, увлеченного преклонения перед всеми данными Богом и природой формами, материалами, возможностями живописи, скульптуры, мозаики, вечными и бессмертными, как само искусство. Он утверждает и отстаивает эти свои принципы со всей неуемной щедростью, присущей его натуре.

Что и продемонстрировал на своей выставке в Музее на Пречистенке.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

АРТ-ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;