Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 39 (7150) 15 - 21 октября 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрНе разрушайте театральный союз!Братство российской сцены или "западная модель" Александр СВОБОДИН В числе печальных закономерностей нашего общественного бытия замечаю одну, укоренившуюся как некий инстинкт "верхов". Стоит начаться очередному кризису, первый удар приходится по культуре. А поскольку одна из составляющих российского самосознания - нетерпение, тотчас являются идеи решительных преобразований с непременными ссылками на "цивилизованные страны". (Будь моя воля, я бы в административном порядке запретил пользование этой мифической присказкой!) И уже слышится: надо упразднить, расширить, одним словом - "углубить"... Вот и сегодня в театральной среде брожение умов - возобновились толки о необходимости усовершенствовать (путем ликвидации?) театральный союз, то есть Союз театральных деятелей России. Разумеется, это все в порядке слухов, так сказать. Но если серьезно, этот самый "порядок слухов" - немалая часть нашей театральной ментальности. Да и нетеатральной тоже. Мы вообще страна слухов. Мы верим им больше, чем "ящику" или газетам. От общения к ОбществуСловно бы неуловимое, словно бы "на ходу", как бы ускользающее между пальцев явление, которое я бы гордо назвал "общение людей российского театра" , присуще только нам и ничего общего не имеет с "цивилизованными странами". Мне говорят: но это архаика, молодежь уже "не та", у нее нет границ, у нее одни и те же кумиры, один и тот же "рейтинг ценностей", что у них на Западе. Смею не согласиться! Даже увлеченные вязкой стихией американских кинозвезд, популярных мировых рок-групп, беспрерывных потоков "альбомов" и "дисков", наши молодые актеры, профессионально повзрослев, присоединяются к обществу российских театральных людей с его специфическим, только нам присущим "броуновым движением" театральных частиц. То, что еще в недавнем прошлом с присущим нам бесстрашием перед самоуничижением мы третировали как нашу "отсталость", было и есть сопротивление российского театра тому прессингу "управления", фальши, дезинформации, всяческим "остаточным принципам", "идеологическому воспитанию" и прочим ложным ценностям, что непрерывно давят на искусство вообще и на театр в частности. Понимаю - подобное утверждение для кого-то прозвучит вопиюще "ненаучно" и враждебно консервативно. Но я убежден, что способ общения, назовем его "за дружеской беседою", именно своей патриархальностью есть сила живительная, и то, что этот способ органично входит в духовность, традиционно культивируемую Союзом театральных деятелей России, придает ему особую ценность и обаяние. Это товарищество людей бедной и прекрасной профессии. Его ежедневно разъедает "рынок", каким-то образом уже при рождении начавший у нас загнивать, но театральный мир сопротивляется. Когда я говорю о российском театральном мире, то мыслю в нем и татарский, и бурятский театр, и театр Коми, и театры других наших автономий. Так исторически получилось, что русская театральная педагогика всех их воспитала, все они прошли одну школу корпоративной жизни. Да, конечно, театр - это концентрация и образное выражение не только лучших, но и не лучших черт народа. Но, повторю, способ контакта людей русского театра в корне отличен от контактов их коллег в "цивилизованных странах". И не нужно нам их перенимать. Для нас это будет не способом общения, но способом разобщения. Увы, частично это и происходит. Сегодня театральное поле России - это поле сражения (явного и тайного) между двумя принципами общения. Но прежде чем оценить то, к чему нас зовут усовершенствователи и отчего призывают уйти, небольшой взгляд в прошлое. Союз театральных деятелей России (признаюсь, аббревиатура ВТО, то есть Всероссийское театральное общество, ласкала мне слух больше: ближе к сердцу, меньше претенциозности!) имеет долгую историю. Первое содружество появилось в 1877 году, 121 год назад. Называлось "Общество вспоможения русских артистов". Цель - материальная помощь. Но "материальное" без "духовного" не в российской характерности, и этот первый прообраз актерского профсоюза тут же добавляет в свой устав: членами общества могут быть "поэты, композиторы, драматические писатели и вообще писатели изящной словесности, художественные критики, живописцы, скульпторы, архитекторы". То есть все, кто создает театр и влияет на него. Происходит борьба. Театральное братство стремится быть обществом творческим, а власти, которые, по остроумному замечанию одного общественного деятеля, желают образовать удобную для себя "неинтеллигентную интеллигенцию", его постоянно одергивают: занимайтесь материальным, не лезьте в общественное! В трудные годы театральное общество вынуждено отступить, но проходит несколько лет, и, вопреки неудовольствию властей, появляется устав, где главное внимание уделено "содействию всестороннему (подчеркнуто нами. - А.С. ) развитию театрального дела". Задача "собирания театральной земли", поднятие всей массы российских театров на более высокий культурный уровень - цель, знамя театрального братства. 9 марта 1897 года открывается I Всероссийский съезд сценических деятелей. Он принимает долговременную программу переустройства театрального дела. Прервем на этом экскурс в увлекательнейшую историю объединения людей российского театра. Политические катаклизмы, драматические перипетии - все было. При большевистском правлении правящая идеология внедрялась во все поры театрального объединения. А оно упорно продолжало жить по своим внутренним законам. Конечно, приспосабливались к партийному руководству. Говорили нужные слова, принимали "правильные решения", а про себя... Когда в 1915 году умерла первый председатель Мария Гавриловна Савина, театральный мир избрал Александру Александровну Яблочкину. Милая, чудесная, исполненная обаяния, интеллигентнейшая актриса. Из "великих старух" Малого театра. Знала одну миссию - заботиться об артистах, о тех, кто создает и образует театр. Как и все из ее поколения, понимала, что есть власть, принимала как должное. Власть нужно гладить по шерсти, оберегая от нее "актерскую громаду". Глобальные идеалы этой власти, лозунги, обязательные слова были ей органически чужды. Помню, на одном "торжественном заседании" в Доме актера, заканчивая речь, воскликнула: "Да здравствует великая сентябрьская революция!". Та еще оговорочка! Выдает истинное миросозерцание. В годы войны российский театр и его Общество отдали все фронту. Но говорят, в войну, когда государство обложило налогом производства ВТО, Яблочкина написала Сталину. В письме говорилось: даже Государь-император не облагал театральное общество налогами! И налоги были сняты. Не захотел Сталин быть ниже царя. Говорят... Нужен ли в семье профсоюз?Всероссийское театральное общество ко времени своего преобразования в Союз театральных деятелей России в 1986 году являло устойчивый организм с кабинетами по всем отраслям театра, с архивом, с великолепной библиотекой, через которую прошли чуть ли не все творческие работники отечественной сцены, со здравницами, домами отдыха и домами ветеранов, с конференциями и семинарами, творческими школами ведущих режиссеров, с институтом разъездных критиков, которых так любили и ценили в провинции, с издательским отделом, с огромной фонотекой, с налаженным производством косметики и грима. Это было отлаженное театральное государство, и, может быть, самым ценным в нем была та домашняя, семейная атмосфера, которая по наследию досталась нам от прежних времен, времен. Сотнями нитей это театральное сердце России связано было с провинцией. Здесь знали поштучно (и сегодня знают!) все российские театры. Но наступили новые времена. "Общество" преобразуется в "Союз". Он, продолжая все линии, все отрасли, изо всех сил старается выжить и сохранить то, что накоплено, то, что завещано теми, кто был до нас. СТД скукоживается, "рынок" хлещет его нещадно. Одно за другим усыхают, замораживаются традиционные мероприятия и новые инициативы. Откладываются "на потом". Но все равно, даже в вынужденном анабиозе, система ВТО сохраняется. В любой благоприятный момент она может быть разморожена, и кровообращение восстановится. Появляется и новое. Например, национальная театральная премия "Золотая маска". Она завоевывает место под театральным солнцем. Она связывает СТД с провинцией, медленно, но неизбежно усваивает демократические традиции Всероссийского театрального общества, но... Но сегодня в среде достаточно влиятельных театральных лидеров Москвы появляется концепция. Суть ее такова. СТД следует преобразовать в профессиональный союз по западному (американскому) образцу. Защищать материальные и юридические права членов. Остальное побоку! Устарело, отмерло. Что ж, рассмотрим "концепцию". Такой профсоюз у нас невозможен, по крайней мере, по двум причинам. Профсоюз, как известно, защищает работников от работодателей в материальном и правовом отношении. Следовательно, в одном профсоюзе не могут быть директор театра и актер. Различны интересы режиссера и актера. У рабочих постановочной части - свое. Все эти люди, создающие спектакль, могут быть едины лишь в творчестве. (Поскольку ссылка на "цивилизованные страны" пока не запрещена, замечу в скобках - потому и нет нигде в мире такого "единого" профсоюза). Вторая причина. В России сегодня нет законов, обеспечивающих контроль профсоюза за материальными отношениями в сфере театра. Нет, по сути, законов, регулирующих и сами эти отношения. Ведь это самообман, что в театрах существует контрактная система. Автору этих строк приходилось изучать контракты, которые заключали с актерами антрепренеры сто и более лет назад. Оговаривалось все. Сколько главных и сколько неглавных ролей актер должен сыграть в сезон. Сколько спектаклей. Какое жалованье. Количество бенефисов, то есть представлений, весь сбор от которых шел ему. Какой отпуск, когда... Обоюдные права. Обоюдные обязанности. Кто-нибудь видел у нас сегодня такой контракт? Мне рассказывал знакомый сценарист, переехавший в Соединенные Штаты. В профсоюз сценаристов его не приняли - гражданства, стажа нет... Но когда хозяева киностудии заплатили ему заметно меньше того, что платят своим, Гильдия сценаристов (то есть профсоюз) вмешалась. Доплатили! Скажите, у нас такое возможно? Но есть во всей этой проблеме куда более серьезная, как недавно еще любили у нас говорить, судьбоносная материя. Представим себе, что идея профсоюза осуществилась. СТД исчез, обратился - применим словечко Салтыкова-Щедрина из "Современной идиллии". Что же осталось? Что будет соединять театральную Москву с театральной провинцией? Думают ли об этом адепты "профсоюзной идеи"? Ведь процесс ослабления (а в иных областях и разрыва) связей столицы и провинции принимает губительный для искусства масштаб. В этом смысле театральный мир, увы, аккомпанирует миру политическому. Позвольте в этой связи процитировать из серьезной, хотя в иных пассажах и дискуссионной статьи В.Штепы "Второе падение третьего Рима", опубликованной в этом году в "Независимой газете": "Современное обособление Москвы от "остальной России" куда глубже, чем даже в советскую эпоху, - тогда из Кремля исходили какие-никакие общенациональные приоритеты... Но сегодняшний социокультурный разрыв - это уже явление совсем иного порядка, нежели нормальный для любой страны повышенный ритм столичной жизни. Речь идет о появлении в этом городе- государстве... совершенно особой цивилизации с постисторическим менталитетом и постмодернистским стилем жизни". Задумаемся об этом! Задумаемся в тот момент, когда обласканный спонсорами и властями успешный столичный деятель театра станет вам говорить, что-де в провинции ничего ценного нет и быть не может, что нечего разъезжать туда-сюда... Сколько слышу таких разговоров от людей талантливых, но, увы, впустивших вирус "столичности" в свою душу. Несмотря ни на что, терпящий многие материальные бедствия Союз театральных деятелей России остается началом, соединяющим и объединяющим театры от Камчатки до Смоленска. Надо в ноги поклониться женщинам ВТО (имя стало нарицательным!), которые знают все и помнят всех, кто где-то, за тысячи верст от столицы, вышел сегодня на сцену. И не только профессиональную, но и любительскую. Задумаемся об этом, когда услышим, что нужно учредить новый "сектор", новый "центр", новую "академию" (сколько же у нас жаждущих стать "академиками" - страсть!). Новое только тогда плодотворно, когда востребовано жизнью и имеет основания в том, что сделано предшествующими поколениями. Когда-то поэт восклицал: "Слушайте музыку революции!". Наслушались. Перефразируя его, хочется тихо предложить: вслушивайтесь в мелодию эволюции, в музыку истории. Не подталкивайте ее. А в качестве последней ссылки на "цивилизованные страны" позволю себе английский политический афоризм: "Если в молодости вы не были бунтарем, у вас нет сердца. Если в зрелые годы вы не стали консерватором, у вас нет ума!" Также в рубрике:
|