Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 39 (7150) 15 - 21 октября 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

Сегодня и ежедневно

Прекрасное искусство цирка на рубеже веков

Юрий ДМИТРИЕВ


Принято считать, что цирк - это искусство сильных, ловких, смелых. По сути, верно, но, пожалуй, слишком общо и не отражает всего многообразия того, что происходит на арене. Ну, например, какой особенной силой и смелостью обладают клоуны, музыкальные эксцентрики, дрессировщики собак и голубей? А ведь все они - типичные представители циркового искусства!

Но, не ответив на вопрос о специфике цирка, нельзя представить, как он будет развиваться, каким будет через пятьдесят или сто лет.

Рискну предложить такое определение своеобразия этого прекрасного зрелища: цирк - искусство, построенное на алогизме обычного. Вот, скажем, человек входит в клетку с хищными зверями и, что еще более удивительно, выходит из нее живым и невредимым! В цирке стоят на руках и на голове, переворачиваются в воздухе. А если выступают музыкальные эксцентрики, то они держат скрипки на головах, исполняют мелодию, водя смычком по пиле, используют пуговицы как музыкальные инструменты. Ну а клоуны? Они вешают автомобильный номер возле хвоста осла, стреляют из пушки солеными огурцами, а убегая, в полном смысле слова, смазывают пятки салом. Посмотрите любой номер, и вы убедитесь, что он строится на алогизме обычного. Без этого нет, никогда не было и не будет цирка.

В последние годы появились номера, имеющие принципиально новаторское значение, хотя и целиком остающиеся в сфере циркового искусства. Артисты Яровые сумели так выдрессировать медведей, что животные действуют самостоятельно: сами выносят реквизит, сами на нем исполняют трюки, притом довольно сложные, и сами реквизит уносят. Дрессировщики выходят на арену лишь в конце, чтобы поклониться публике, поблагодарить ее за аплодисменты.

Американские артисты, недавно гастролировавшие в Москве, показали игру в баскетбол, сидя на одноколесных велосипедах ( на профессиональном языке - моноциклах). При этом они умудрялись обводить друг друга, забрасывать мяч в корзину и еще демонстрировать различные комические фортели. Артисты же Аверьяновы, играя в бадминтон, демонстрировали чудеса акробатики: так, например, один из исполнителей, отбив волан, успевал обежать вокруг сетки и сам этот волан принять. Новаторским следует признать выступление канатоходцев, поставленное В.Волжанским. Используя канаты различных конфигураций, артисты, кажется, буквально уносятся в стратосферу.

В прошлом году в Ярославле проходил конкурс цирковых артистов. Присутствующие видели такие чудеса, что, право, бывало трудно поверить, что подобное может быть под силу человеку. В этой связи не могу не заметить: недавно в газете "Известия" некий японский антрепренер заявил, что он бы такого фестиваля не устраивал. Слишком это дорого стоит. Не хочу считать деньги в чужом кармане, вполне допускаю, что этот антрепренер, может быть, не богат. Но замечу: ежегодные цирковые конкурсы, где бы они ни проходили, служат развитию циркового искусства, появлению новых талантливых имен.

Мне посчастливилось побывать на конкурсе в Монако. И там я видел мексиканских артистов, исполнителей воздушного полета. Один из них с силой отталкивался от трапеции и перевертывался четыре раза через голову (это четыре сальто-мортале), прежде чем приходил руки в руки к партнеру, раскачивающемуся на другой стороне купола. Зрители, находившиеся в цирке, вставали, у них захватывало дыхание. И не только потому, что они видели поразительный по трудности трюк - их потрясала та пластическая выразительность, с какой он был произведен, то, каким необыкновенно красивым может быть тренированное человеческое тело в свободном полете.

Так вот, будущее цирка - в соединении высокого профессионализма с артистизмом, с вдохновением, без которого не может быть никакого искусства. Пока же, к сожалению, мы еще слишком часто видим лишь превосходных мастеров, а не подлинных художников.

Сейчас особенно важно обратить внимание на режиссуру. Как мне кажется, такие режиссеры, как С.Морозов, С.Каштелян, всегда стремились из своих питомцев выпестовать прежде всего артистов. И это же характерно для современных режиссеров: В.Гнеушева, В.Левшина, В.Плинера и других. Как и у всякого художника, одно у них получается лучше, другое хуже. Но если взять, к примеру, Гнеушева, то в каждом поставленном им номере есть стремление через цирковые приемы рассказать о человеке, его судьбе, радостях и огорчениях. И когда это удается, то обязательно волнует.

Но цирковое представление - это не только номера и даже не конгломерат номеров, не сумма разноцветных кубиков, а, по возможности, цельная картина. Но как часто сегодня мы видим на арене случайное сочетание различных выступлений, лишенное творческого единства. А между тем в идеале представление должно составлять единую цирковую симфонию, все части которой связаны воедино - и не только номера, но и музыка, танец, цветовая гамма костюмов, работа униформистов.

Когда-то режиссеры А.Арнольд, Б.Шахет, М.Местечкин, Г.Венецианов умели добиваться такого единства. И режиссерам сегодняшнего, а тем более завтрашнего дня следовало бы продолжить эту традицию, разумеется, постоянно ее совершенствуя.

В большинстве зарубежных стран распространены передвижные цирки, приезд которых в тот или иной город - уже сенсация, уже премьера. Там нет необходимости заботиться о новых программах. В России же по преимуществу действуют цирки стационарные, в Москве их даже два. И они обязаны программы менять, вести постоянную творческую работу, искать ранее не виденное. А если учесть, что номер делается годами, то ни один стационарный цирк не может обойтись существующей в нем труппой, он должен привлекать номера со стороны.

С моей точки зрения, величайшим достижением в нашей стране явилось то, что большинство цирков оказались объединены в единую систему и благодаря этому могут обмениваться исполнителями. Не говоря уже о том, что артисты получают постоянную работу.

Сейчас существует мнение, что цирки следует передать муниципалитетам, пусть каждый из них работает, что называется, на свой страх и риск. Но так уже было в двадцатые годы, и тогда цирки пришли к полному упадку.

Уничтожить единую цирковую систему, складывающуюся годами, не трудно, сделать это можно в течение недели. Но выиграет ли от этого цирк? Добьется ли он новых успехов в двадцать первом веке? Это большой вопрос. Впрочем, для меня ответ на него ясен. Произойдет развал циркового дела в стране, а жаль!..

Известно, что цирк - искусство демократическое, и демократизм его прежде всего в том, что он доказывает победу человека над любыми трудностями и опасностями, утверждает веру в человека, его красоту - и духовную, и физическую. Вот почему, пережив тысячелетия, цирк продолжает волновать миллионы своих поклонников.

Также в рубрике:

ПОД ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;