Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 39 (7150) 15 - 21 октября 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесСегодня и ежедневноПрекрасное искусство цирка на рубеже веков Юрий ДМИТРИЕВ Принято считать, что цирк - это искусство сильных, ловких, смелых. По сути, верно, но, пожалуй, слишком общо и не отражает всего многообразия того, что происходит на арене. Ну, например, какой особенной силой и смелостью обладают клоуны, музыкальные эксцентрики, дрессировщики собак и голубей? А ведь все они - типичные представители циркового искусства! Но, не ответив на вопрос о специфике цирка, нельзя представить, как он будет развиваться, каким будет через пятьдесят или сто лет. Рискну предложить такое определение своеобразия этого прекрасного зрелища: цирк - искусство, построенное на алогизме обычного. Вот, скажем, человек входит в клетку с хищными зверями и, что еще более удивительно, выходит из нее живым и невредимым! В цирке стоят на руках и на голове, переворачиваются в воздухе. А если выступают музыкальные эксцентрики, то они держат скрипки на головах, исполняют мелодию, водя смычком по пиле, используют пуговицы как музыкальные инструменты. Ну а клоуны? Они вешают автомобильный номер возле хвоста осла, стреляют из пушки солеными огурцами, а убегая, в полном смысле слова, смазывают пятки салом. Посмотрите любой номер, и вы убедитесь, что он строится на алогизме обычного. Без этого нет, никогда не было и не будет цирка. В последние годы появились номера, имеющие принципиально новаторское значение, хотя и целиком остающиеся в сфере циркового искусства. Артисты Яровые сумели так выдрессировать медведей, что животные действуют самостоятельно: сами выносят реквизит, сами на нем исполняют трюки, притом довольно сложные, и сами реквизит уносят. Дрессировщики выходят на арену лишь в конце, чтобы поклониться публике, поблагодарить ее за аплодисменты. Американские артисты, недавно гастролировавшие в Москве, показали игру в баскетбол, сидя на одноколесных велосипедах ( на профессиональном языке - моноциклах). При этом они умудрялись обводить друг друга, забрасывать мяч в корзину и еще демонстрировать различные комические фортели. Артисты же Аверьяновы, играя в бадминтон, демонстрировали чудеса акробатики: так, например, один из исполнителей, отбив волан, успевал обежать вокруг сетки и сам этот волан принять. Новаторским следует признать выступление канатоходцев, поставленное В.Волжанским. Используя канаты различных конфигураций, артисты, кажется, буквально уносятся в стратосферу. В прошлом году в Ярославле проходил конкурс цирковых артистов. Присутствующие видели такие чудеса, что, право, бывало трудно поверить, что подобное может быть под силу человеку. В этой связи не могу не заметить: недавно в газете "Известия" некий японский антрепренер заявил, что он бы такого фестиваля не устраивал. Слишком это дорого стоит. Не хочу считать деньги в чужом кармане, вполне допускаю, что этот антрепренер, может быть, не богат. Но замечу: ежегодные цирковые конкурсы, где бы они ни проходили, служат развитию циркового искусства, появлению новых талантливых имен. Мне посчастливилось побывать на конкурсе в Монако. И там я видел мексиканских артистов, исполнителей воздушного полета. Один из них с силой отталкивался от трапеции и перевертывался четыре раза через голову (это четыре сальто-мортале), прежде чем приходил руки в руки к партнеру, раскачивающемуся на другой стороне купола. Зрители, находившиеся в цирке, вставали, у них захватывало дыхание. И не только потому, что они видели поразительный по трудности трюк - их потрясала та пластическая выразительность, с какой он был произведен, то, каким необыкновенно красивым может быть тренированное человеческое тело в свободном полете. Так вот, будущее цирка - в соединении высокого профессионализма с артистизмом, с вдохновением, без которого не может быть никакого искусства. Пока же, к сожалению, мы еще слишком часто видим лишь превосходных мастеров, а не подлинных художников. Сейчас особенно важно обратить внимание на режиссуру. Как мне кажется, такие режиссеры, как С.Морозов, С.Каштелян, всегда стремились из своих питомцев выпестовать прежде всего артистов. И это же характерно для современных режиссеров: В.Гнеушева, В.Левшина, В.Плинера и других. Как и у всякого художника, одно у них получается лучше, другое хуже. Но если взять, к примеру, Гнеушева, то в каждом поставленном им номере есть стремление через цирковые приемы рассказать о человеке, его судьбе, радостях и огорчениях. И когда это удается, то обязательно волнует. Но цирковое представление - это не только номера и даже не конгломерат номеров, не сумма разноцветных кубиков, а, по возможности, цельная картина. Но как часто сегодня мы видим на арене случайное сочетание различных выступлений, лишенное творческого единства. А между тем в идеале представление должно составлять единую цирковую симфонию, все части которой связаны воедино - и не только номера, но и музыка, танец, цветовая гамма костюмов, работа униформистов. Когда-то режиссеры А.Арнольд, Б.Шахет, М.Местечкин, Г.Венецианов умели добиваться такого единства. И режиссерам сегодняшнего, а тем более завтрашнего дня следовало бы продолжить эту традицию, разумеется, постоянно ее совершенствуя. В большинстве зарубежных стран распространены передвижные цирки, приезд которых в тот или иной город - уже сенсация, уже премьера. Там нет необходимости заботиться о новых программах. В России же по преимуществу действуют цирки стационарные, в Москве их даже два. И они обязаны программы менять, вести постоянную творческую работу, искать ранее не виденное. А если учесть, что номер делается годами, то ни один стационарный цирк не может обойтись существующей в нем труппой, он должен привлекать номера со стороны. С моей точки зрения, величайшим достижением в нашей стране явилось то, что большинство цирков оказались объединены в единую систему и благодаря этому могут обмениваться исполнителями. Не говоря уже о том, что артисты получают постоянную работу. Сейчас существует мнение, что цирки следует передать муниципалитетам, пусть каждый из них работает, что называется, на свой страх и риск. Но так уже было в двадцатые годы, и тогда цирки пришли к полному упадку. Уничтожить единую цирковую систему, складывающуюся годами, не трудно, сделать это можно в течение недели. Но выиграет ли от этого цирк? Добьется ли он новых успехов в двадцать первом веке? Это большой вопрос. Впрочем, для меня ответ на него ясен. Произойдет развал циркового дела в стране, а жаль!.. Известно, что цирк - искусство демократическое, и демократизм его прежде всего в том, что он доказывает победу человека над любыми трудностями и опасностями, утверждает веру в человека, его красоту - и духовную, и физическую. Вот почему, пережив тысячелетия, цирк продолжает волновать миллионы своих поклонников. Также в рубрике:
|