Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 51 (7358) 19 - 25 декабря 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Курсив мой

Российский сюжет: они ищут таланты

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Наталья ВАСИЛЬКОВА
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


Политику созданного чуть меньше года назад издательства "Пальмира" можно вкратце определить так: издание только российских, только сюжетных, только хорошо написанных и только социально значимых книг. А началось все с проведения вместе с журналами "Знамя" и "Новый мир" открытого конкурса "Российский сюжет", в котором мог участвовать кто угодно, откуда угодно и почти с чем угодно (лишь бы сюжетная проза). Немножко похоже на телеконкурс, который проводился когда-то: "Алло, мы ищем таланты!" - помните?

Шуму вокруг конкурса "Российский сюжет" было много - в том числе и на газетных страницах, особенно когда 30 сентября назвали имена четырех лауреатов, из которых только один был известен даже не столько читающей, сколько киносмотрящей публике: москвич Юрий Коротков, сценарист "Страны глухих". Остальные трое оказались из той самой глубинки, куда должны приходить к читателю книги и откуда по идее должны приходить, но нечасто приходят в столицу авторы: Светлана Борминская, Николай Шадрин, Виктор Строгальщиков.

Книг их тогда еще никто не читал и ответить никто не мог, что же они такое особенное могли написать, за какие такие достижения именно им почет, слава и деньги.

Но теперь все четыре книжки изданы, и буквально вчера я перевернула последнюю страницу романа Виктора Строгальщикова "Слой-3", о котором в аннотации написано: "Первый политический триллер в современной России", что меня, признаюсь, слегка испугало: ни политики не хотелось, ни триллеров не люблю. Но перевернула последнюю страницу именно с тем ожидаемым от меня, читателя, ощущением: жалко, что закончилось. И стану теперь ждать новых книг этого автора, так хорошо знающего нашу жизнь как с лица, так и с изнанки. Последнее неудивительно. Кем он только не работал: от пресс-секретаря губернатора Тюменской области в начале 90-х до советника мэра по связям с прессой. С 2000 года член Союза писателей, и его романы - о той реальности, которую он так хорошо знает, которую в общем-то неплохо знаем и мы, но в которой нам порой так трудно разобраться, если речь идет о политических интригах, весьма далеких от обычного человека.

"Охота на старушку" (премия за любовно-психологический сюжет) Светланы Борминской - роман, отвергнутый многими издательствами, так понравился "Пальмире", что его выпустили, не дожидаясь подведения итогов конкурса. Жительница Подмосковья Светлана, бухгалтер по профессии, первую свою книгу сочинившая в 38 лет, действительно написала ее о настоящей любви.

Главная героиня - старая (69 лет от роду!) дева Фаина, и рассказывается в двух повестях, составляющих книгу, история ее любви и... замужества, да не одной любви, а разных - потому что Фаина и рождена-то была на свет, видимо, для того, чтобы любить; о ее друзьях и врагах (потому что именно на нее идет охота, и еще какая!); о десятках людей (и не только людей - тут еще одна замечательная интрига), с которыми сталкивает или связывает ее жизнь - мягко, с юмором и даже не без назидательности, но настолько ненавязчивой, что, только анализируя книгу, догадываешься, что она тебя не только развлекает, но еще и многому учит. Не верите? Пример: "Жизнь - подарок в одном экземпляре, без дубликата, но ты владеешь ею так же иллюзорно, как тот комар, который сидит на большом медведе и обедает, и то ли будет сыт и пьян, то ли медведь очнется и прихлопнет лапой". Так вот мимоходом - о бренности существования...

Значит, разная такая любовь... И у веселой писательницы Борминской вдруг да проскользнет такая щемящая нотка, что дыхание перехватывает. И любовь тут, оказывается, не только та, про которую любят книжки писать и читать, но и та, про которую мы обычно говорить стыдимся. Неизвестно почему. А Борминская не стыдится. "Я люблю эту землю, - пишет она. - Я целую ее. Милую, терпеливую частичку России. У меня сердце разрывается за нее... Я люблю эту землю, землю белых колокольчиков, разве есть где такая земля. Я молюсь за нее".

Так что в маленькой книжке всего хватает: и поводов посмеяться, и поводов погрустить, и поводов задуматься. И лирики тут нисколько не меньше, чем юмора.

Юрий Коротков и Виктор Строгальщиков получили за детективно-приключенческий сюжет премию на двоих. Вот только из замечательного, как мне кажется, сборника повестей Короткова "Попса" отдала бы предпочтение не "Мертвому", увенчанному лаврами, а совсем другой истории - "Последний забой" - про угольщиков, не менее лихо закрученной, но удивительно нежной и человечной.

С четвертым лауреатом - Николаем Шадриным, сибиряком по рождению и сибиряком в душе, актером Курского драмтеатра, как-то странно у меня получилось. Мне очень симпатичен показался он сам - и на церемонии вручения премий, и особенно на пресс-конференции, которую он украсил рассказом о собственном детстве среди занесенных в сибирскую глухую деревню Пуговка наследников лучших российских фамилий, а главное - горловым пением (сроду не была на пресс-конференции, где аплодировали бы, да еще как, только что на бис не вызывали!). Но от романа "Без царя" (время действия: весна - осень 1917 года) осталось ощущение, будто это вырванные из какой-то эпопеи страницы (автор косвенно подтвердил это на пресс-конференции, рассказав об огромных сокращениях, при которых, очень возможно, с водою выплеснулся и ребенок). По оставшейся мне непонятной причине Георгиевский кавалер Сергей Скачков дезертировал из армии, по столь же непонятным соображениям поступил в народную милицию, а потом бежал и из нее, убивал направо-налево без малейших сомнений, причем порой самым зверским и гнусным способом, даже и продолжать не хочется... И опубликованное на задней обложке заверение любимого мной Виктора Астафьева, что читал он эту книгу с наслаждением, не убедило. И предсказание Евгения Носова: у Шадрина - талант Андрея Платонова, тоже. Своеобразный и действительно местами по-театральному выразительный язык Шадрина изобилует неточными словами и неточными понятиями, словно человек знает, что хочет сказать, да выразить не может, вот и берет выражение позабористее. Осталось ощущение, что... Вот о чем подумала: наверное, роман станут хорошо покупать за границей: там - та Россия, которую еще не разучились видеть. Россия, которую надо бояться и которую, как это ни грустно, до сих пор побаиваются за рубежом не только никогда здесь не бывавшие люди, но и давно уехавшие некоторые наши соотечественники. Нет, я не за квасной патриотизм, отнюдь, но - ТАКОЙ России и ТАКИХ ее "лучших людей" не приемлю. Впрочем, это дело принципов и вкуса, наверняка многие меня оспорят, но и читать предпочитаю субъективную критику, и писать стараюсь только то, что думаю. Но очень хочу прочесть (уже вышла) новую книгу Шадрина и следующие его книги, потому что, повторяю, автор талантлив и своеобычен.

Итак, конкурс закончился. Улов получился неплохим: выявлено примерно двадцать авторов, с которыми в "Пальмире" уже идет работа. А издатели и их сотоварищи из толстых журналов подумывают о следующем.

Также в рубрике:

ПОСЛЕСЛОВИЕ

ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ

КЛАССИКИ И СОВРЕМЕННИКИ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;