Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 51 (7358) 19 - 25 декабря 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Курсив мойРоссийский сюжет: они ищут талантыПОСЛЕСЛОВИЕНаталья ВАСИЛЬКОВА Политику созданного чуть меньше года назад издательства "Пальмира" можно вкратце определить так: издание только российских, только сюжетных, только хорошо написанных и только социально значимых книг. А началось все с проведения вместе с журналами "Знамя" и "Новый мир" открытого конкурса "Российский сюжет", в котором мог участвовать кто угодно, откуда угодно и почти с чем угодно (лишь бы сюжетная проза). Немножко похоже на телеконкурс, который проводился когда-то: "Алло, мы ищем таланты!" - помните? Шуму вокруг конкурса "Российский сюжет" было много - в том числе и на газетных страницах, особенно когда 30 сентября назвали имена четырех лауреатов, из которых только один был известен даже не столько читающей, сколько киносмотрящей публике: москвич Юрий Коротков, сценарист "Страны глухих". Остальные трое оказались из той самой глубинки, куда должны приходить к читателю книги и откуда по идее должны приходить, но нечасто приходят в столицу авторы: Светлана Борминская, Николай Шадрин, Виктор Строгальщиков. Книг их тогда еще никто не читал и ответить никто не мог, что же они такое особенное могли написать, за какие такие достижения именно им почет, слава и деньги. Но теперь все четыре книжки изданы, и буквально вчера я перевернула последнюю страницу романа Виктора Строгальщикова "Слой-3", о котором в аннотации написано: "Первый политический триллер в современной России", что меня, признаюсь, слегка испугало: ни политики не хотелось, ни триллеров не люблю. Но перевернула последнюю страницу именно с тем ожидаемым от меня, читателя, ощущением: жалко, что закончилось. И стану теперь ждать новых книг этого автора, так хорошо знающего нашу жизнь как с лица, так и с изнанки. Последнее неудивительно. Кем он только не работал: от пресс-секретаря губернатора Тюменской области в начале 90-х до советника мэра по связям с прессой. С 2000 года член Союза писателей, и его романы - о той реальности, которую он так хорошо знает, которую в общем-то неплохо знаем и мы, но в которой нам порой так трудно разобраться, если речь идет о политических интригах, весьма далеких от обычного человека. "Охота на старушку" (премия за любовно-психологический сюжет) Светланы Борминской - роман, отвергнутый многими издательствами, так понравился "Пальмире", что его выпустили, не дожидаясь подведения итогов конкурса. Жительница Подмосковья Светлана, бухгалтер по профессии, первую свою книгу сочинившая в 38 лет, действительно написала ее о настоящей любви. Главная героиня - старая (69 лет от роду!) дева Фаина, и рассказывается в двух повестях, составляющих книгу, история ее любви и... замужества, да не одной любви, а разных - потому что Фаина и рождена-то была на свет, видимо, для того, чтобы любить; о ее друзьях и врагах (потому что именно на нее идет охота, и еще какая!); о десятках людей (и не только людей - тут еще одна замечательная интрига), с которыми сталкивает или связывает ее жизнь - мягко, с юмором и даже не без назидательности, но настолько ненавязчивой, что, только анализируя книгу, догадываешься, что она тебя не только развлекает, но еще и многому учит. Не верите? Пример: "Жизнь - подарок в одном экземпляре, без дубликата, но ты владеешь ею так же иллюзорно, как тот комар, который сидит на большом медведе и обедает, и то ли будет сыт и пьян, то ли медведь очнется и прихлопнет лапой". Так вот мимоходом - о бренности существования... Значит, разная такая любовь... И у веселой писательницы Борминской вдруг да проскользнет такая щемящая нотка, что дыхание перехватывает. И любовь тут, оказывается, не только та, про которую любят книжки писать и читать, но и та, про которую мы обычно говорить стыдимся. Неизвестно почему. А Борминская не стыдится. "Я люблю эту землю, - пишет она. - Я целую ее. Милую, терпеливую частичку России. У меня сердце разрывается за нее... Я люблю эту землю, землю белых колокольчиков, разве есть где такая земля. Я молюсь за нее". Так что в маленькой книжке всего хватает: и поводов посмеяться, и поводов погрустить, и поводов задуматься. И лирики тут нисколько не меньше, чем юмора. Юрий Коротков и Виктор Строгальщиков получили за детективно-приключенческий сюжет премию на двоих. Вот только из замечательного, как мне кажется, сборника повестей Короткова "Попса" отдала бы предпочтение не "Мертвому", увенчанному лаврами, а совсем другой истории - "Последний забой" - про угольщиков, не менее лихо закрученной, но удивительно нежной и человечной. С четвертым лауреатом - Николаем Шадриным, сибиряком по рождению и сибиряком в душе, актером Курского драмтеатра, как-то странно у меня получилось. Мне очень симпатичен показался он сам - и на церемонии вручения премий, и особенно на пресс-конференции, которую он украсил рассказом о собственном детстве среди занесенных в сибирскую глухую деревню Пуговка наследников лучших российских фамилий, а главное - горловым пением (сроду не была на пресс-конференции, где аплодировали бы, да еще как, только что на бис не вызывали!). Но от романа "Без царя" (время действия: весна - осень 1917 года) осталось ощущение, будто это вырванные из какой-то эпопеи страницы (автор косвенно подтвердил это на пресс-конференции, рассказав об огромных сокращениях, при которых, очень возможно, с водою выплеснулся и ребенок). По оставшейся мне непонятной причине Георгиевский кавалер Сергей Скачков дезертировал из армии, по столь же непонятным соображениям поступил в народную милицию, а потом бежал и из нее, убивал направо-налево без малейших сомнений, причем порой самым зверским и гнусным способом, даже и продолжать не хочется... И опубликованное на задней обложке заверение любимого мной Виктора Астафьева, что читал он эту книгу с наслаждением, не убедило. И предсказание Евгения Носова: у Шадрина - талант Андрея Платонова, тоже. Своеобразный и действительно местами по-театральному выразительный язык Шадрина изобилует неточными словами и неточными понятиями, словно человек знает, что хочет сказать, да выразить не может, вот и берет выражение позабористее. Осталось ощущение, что... Вот о чем подумала: наверное, роман станут хорошо покупать за границей: там - та Россия, которую еще не разучились видеть. Россия, которую надо бояться и которую, как это ни грустно, до сих пор побаиваются за рубежом не только никогда здесь не бывавшие люди, но и давно уехавшие некоторые наши соотечественники. Нет, я не за квасной патриотизм, отнюдь, но - ТАКОЙ России и ТАКИХ ее "лучших людей" не приемлю. Впрочем, это дело принципов и вкуса, наверняка многие меня оспорят, но и читать предпочитаю субъективную критику, и писать стараюсь только то, что думаю. Но очень хочу прочесть (уже вышла) новую книгу Шадрина и следующие его книги, потому что, повторяю, автор талантлив и своеобычен. Итак, конкурс закончился. Улов получился неплохим: выявлено примерно двадцать авторов, с которыми в "Пальмире" уже идет работа. А издатели и их сотоварищи из толстых журналов подумывают о следующем. Также в рубрике:
|