Рецепт его молодости
Юбилейный фестиваль музыки Щедрина
Олег АНДРЕЕВ
Фото Натальи ЛОГИНОВОЙ
 |
Д.Ситковецкий и М.Гаврилова |
Юбилей у Родиона Щедрина получился беспокойным, но радостным. Не успел он пересечь зону прилета в "Шереметьево-2", как тут же попал в объектив телекамеры. И телевидение "преследовало" композитора и его блистательную супругу Майю Плисецкую на протяжении всего московско-питерского фестиваля "Родион Щедрин. Автопортрет", который завершился в Москве 12 декабря. Свое 70-летие (16 декабря) маэстро отметил, будучи уже в Нью-Йорке. 19 декабря в Линкольн-центре прошла премьера его новой оперы для концертного зала "Очарованный странник" по Лескову.
Премьер хватило и на Россию. Фестиваль вобрал в себя многоликую - разновременную и разножанровую - палитру творчества Щедрина. "Лолита-серенада" для симфонического оркестра, "Parabola concertanta" для виолончели с оркестром, Пятый фортепианный концерт, романс для голоса с оркестром "Таня-Катя", "Дневник" для фортепиано и "Озорные частушки" в фортепианной версии - только небольшой список европейских, российских и мировых премьер. А сколько было сыграно сочинений, которые исполнялись в России один-два раза! Одним словом, для публики было много нового, и она неизменно выражала восторг композитору и исполнителям.
 |
Р.Щедрин, М.Плисецкая и М.Ростропович |
Много нового в новой России обнаружил и юбиляр. Неоднократно - и на пресс-конференциях в Москве и Питере, и в интервью - он говорил о качественном европейском уровне организации фестиваля, осуществленном артистическим агентством "Краутерконцерт", и приводил в пример любопытные детали. Так, впервые в России агентство заказало все необходимые для концертных программ партитуры в издательстве "Schott", которому принадлежат права на сочинения Щедрина. Это важно для композитора не только потому, что он, согласно контракту с издательством, получает от каждого такого заказа определенный денежный процент, но и потому, что "Schott", старейшая немецкая фирма, печатает партитуры на высочайшем уровне, без опечаток и неточностей, что, по словам Щедрина, позволяет сэкономить огромное количество времени и сил на репетициях.
 |
Д.Мацуев |
О качественном европейском уровне исполнения своих сочинений композитор говорил после каждого концерта. И если такие известные музыканты, как Олли Мустонен, Дмитрий Ситковецкий и Давид Герингас, уже давно входят в число любимых исполнителей Щедрина, которым он доверяет свою музыку с легким сердцем, как и потрясающему Камерному хору Московской консерватории под руководством маэстро Бориса Тевлина, и БСО им. П.И.Чайковского во главе с блистательным Владимиром Федосеевым, то со многими другими солистами и коллективами Щедрину предстояло встретиться впервые. И он не уставал восторгаться. Например, фортепианным классом профессора Сергея Доренского и звездой этого класса Екатериной Мечетиной, которой пришлось заменить не приехавшую в Россию Анну Гурари и выучить в кратчайший срок целое сольное отделение; Щедрин был рад знакомству с Денисом Мацуевым, исполнившим его Пятый фортепианный концерт, и Марией Гавриловой, которой удалось передать все очарование "Тани-Кати" - своеобычного и по жанру, и по стилю щедринского опуса, прозвучавшего на закрытии фестиваля. Альтист Даниил Гришин - тоже новое имя для Щедрина - поразил, а точнее, просто сразил маэстро интерпретацией "Concerto dolce", как и питерский дирижер Александр Сладковский, представивший сложнейшую партитуру третьего концерта для оркестра "Старинная музыка российских провинциальных цирков": им обоим Щедрин прочит в ближайшие несколько лет блестящую мировую карьеру.
Кажется, маэстро уехал из России обновленным. Его музыку здесь любят, слушают и играют, играют молодые музыканты, открывая в ней для самого автора новые грани и нюансы. А это значит, что музыка Щедрина не состарится, а автопортрет, написанный композитором за многие годы творчества, будет жить уже новой, молодой жизнью.