Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 51 (7358) 19 - 25 декабря 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Двойной удар

Московский дом фотографии отметил 95-летие Виктора Руйковича и Марка Маркова-Гринберга

Павел КИНИН


М.Марков-Гринберг. "Встреча челюскинцев на Красной площади". 1934 г.

Московский дом фотографии решил одним махом отметить юбилей Виктора Руйковича и Марка Маркова-Гринберга. Идея, прямо скажем, не новая и даже обкатанная пять лет назад в Фотоцентре на Гоголевском. Уже тогда все говорили, что принцип объединения чисто формальный: оба родились в ноябре, и тому, и другому исполнялось по 90, оба - мэтры и даже классики советской фотографии, наконец оба живы, в трезвом уме и здравой памяти. Сегодня - все то же самое, только вот Гринберг и Руйкович стали еще на пять лет старше. Те же, раз и навсегда отобранные авторами, лучшие, уже хрестоматийные снимки: челюскинцы, стахановцы, физкультурники, писатели, космонавты и Памир. Казалось бы, ничего не изменилось и сходства в судьбах и творчестве этих людей уже не найти никогда. Марков-Гринберг, несмотря на долгую профессиональную биографию, так и остался для нас классическим образцом стиля фотокорреспондентов 1920 - 30-х, с по-родченковски жестким, продуманным кадром, безупречной композицией, бьющим наотмашь ракурсом. Без всяких компромиссов и полутеней и в светописи, и в смыслах. Работая в иностранном отделе Фотохроники ТАСС, он был свидетелем строительства Днепрогэса, приезда в Советский Союз Ромена Роллана и Бернарда Шоу, организации первых колхозов и смены на башнях Кремля двуглавых орлов на пятиконечные звезды, шахтерских подвигов Никиты Изотова и летных - В.Чкалова, М.Громова и В.Гризодубовой. Объектив гринберговского "ФЭДа" или "Лейки" словно магическое стекло преображал суровые будни в большой стиль Великой Утопии. Неважно, что это было: парад физкультурниц на ВДНХ или рабочий у станка, советские классики Горький и Маяковский или Курская дуга в 43-м - романтика и героизм строителей великой Страны Советов навсегда определили внутренний строй соцреализма Гринберга - искусства, которое было призвано преобразовать мир.

В.Руйкович. "Три нимфы в озере". 1972 г.

В то время, когда Марк Марков-Гринберг, уже признанный фоторепортер экстра-класса, имевший допуск на трибуну Мавзолея во время парадов и демонстраций, снимал для "Огонька" и "Смены", его ровесник Виктор Руйкович еще не работал. Он тоже был знаком с Родченко, Шайхетом и Егоровым, учился у них, фотографировал, но в итоге выбрал кино - искусство Эйзенштейна и Дзиги Вертова. Устроился помощником оператора, снимал фильмы о жизни евреев в Крыму и на Украине, хроники в Новосибирске и Таджикистане. Удивительно, но живя в одно и то же время, Руйкович и Гринберг умудрились практически совсем не пересечься.

Расцвет Руйковича-фотографа пришелся на конец 50-х - 80-е. Теперь уже он работал на аппарат социалистической агитации, сотрудничал с "Советским Союзом" - представительским органом ЦК КПСС, а отставленный от большой политики Гринберг скромно трудился в журнале "Клуб и художественная самодеятельность". Времена изменились, и Руйкович уже мог позволить себе некоторые вольности: привезти из Вешенской станицы и опубликовать репортаж о жизни Михаила Шолохова, представив великого классика похмельным, в телогрейке, с удочкой, и... отделаться нагоняем; сделать знаменитый впоследствии ландшафтный кадр "Три нимфы в озере" - с обнаженными женскими фигурами на дальнем плане у баньки, напечатать его в гэдээровском "Freie Welt" и по обвинению в "несанкционированной съемке" всего лишь угодить на персональную пенсию. Разумеется, все это было непросто и в конечном счете стоило Руйковичу инфаркта, но мы привыкли мерить время до 1953 года и после разными категориями, считать, что люди их поколения были исключительно людьми принципа "или - или", неспособными к тонким нюансам постоттепельских лет. Нам кажется, что их преемники больше понимали и знали, что они лучше чувствовали, что эти контрастные "или - или" не включали всю ту амплитуду, которую потом стали артикулировать так детально и подробно. Допустим, это и так. Но за подобным выбором всегда стояла некая обобщающая действенность образов, утраченная впоследствии в дробности внимательного к нюансам взгляда. Осознание угрозы, таящейся в окружающем мире, преодолевалось уверенностью в значительности своего дела. За каждым кадром неизменно просматривался авторский масштаб, не всегда адекватный запечатленной жизни, но всегда узнаваемый и, в свою очередь, придающий весомость эпохе. В этой масштабности при всей их разности и заключалась общность стиля Руйковича и Гринберга, да и вообще всего этого поколения великих фотографов Советской страны. И чем дальше от них бежит паровоз истории, тем сильнее ощущается общность. Пять лет назад - совсем нет, сегодня - слегка, дальше - больше.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;