Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 40 (7151) 22 - 28 октября 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

ВЛАДИМИР ВИАРДО: "Справляться о здоровье вашей собачки? Это не для меня!"

Записала Анна ВЕТХОВА


Владимир Виардо вот уже десять лет живет и работает в США. Его исполнительская карьера в России была стремительной и блестящей. Получив Гран-при на Международном конкурсе М. Лонг и Ж.Тибо в Париже, а затем первую премию и специальные призы Международного конкурса пианистов Вэна Клайберна в Форт-Уорте, он более чем ярко заявил о себе. Затем были годы профессорства в Московской консерватории и исполнительская деятельность в качестве солиста Московской филармонии, а потом, с 1988 года, - Америка, где он и по сей день занимает должность постоянного приглашенного артиста на музыкальном факультете Университета Северного Техаса. Это - факты биографии. То, что скрывается за ними, я попыталась выяснить у самого пианиста. Разговор наш сложился довольно необычно: говорили мы не только и не столько об исполнительстве, сколько о разнице культур и об особенностях восприятия музыки современным слушателем - западным и российским. Предлагаю вам вылившийся из нашей беседы монолог Владимира Виардо, его рассуждения о том, какой он видит свою исполнительскую судьбу до и после отъезда за рубеж, каким он видит мир искусства здесь, в России, и там, в Америке и Европе.

Начало

Я родился на Кавказе, потом переехал на Украину к родственникам. Когда мне исполнилось 14 лет, мама, поверив в мои музыкальные способности, отправила меня в Москву. Там мне повезло попасть в семью Наумовых: у Ирины Ивановны я окончил Гнесинское училище, а затем поступил в консерваторию ко Льву Николаевичу. После победы на конкурсах все в плане карьеры шло хорошо, но с расширением круга знакомств на Западе я обратил на себя внимание наших "органов", и меня в течение 13 лет держали в невыездных. Я сейчас даже рад в какой-то мере этому обстоятельству. Помню, что давление в послеконкурсные годы было довольно сильным: я должен был всюду катать одну и ту же программу, в то время как требовалось совершенствовать свое мастерство. Я стал наращивать репертуар, и если до того, как стал "невыездным", играл семь фортепианных концертов, то сразу после - уже тридцать. Моя концертная жизнь не прекратилась, напротив, стала очень интенсивной. Я мог свободно выбирать города, естественно, в пределах СССР, в которых хотел выступать, работать с прекрасными коллективами и дирижерами. Около 13 лет я был профессором Московской консерватории и солистом филармонии. Конечно, все было не безоблачно, и я прекрасно помню ту горечь и ощущение бессилия, которые возникали при контактах с властями. Но, несмотря на то что мы жили по правилам театра абсурда, я сегодня не испытываю злобы к тому времени: как роженица забывает про боль и радуется ребенку, так и я радуюсь жизни и просто помню, что боль была.

Отъезд

Когда еще не было ясно, как сложится ситуация в России, в 1988 - 89 годах, благодаря содействию моих друзей, я получил несколько приглашений из американских университетов работать у них по контракту. Я понял, что это замечательный "крючок", и ухватился за него. Тогда уже чувствовались новые веяния в России и можно было, совершив определенное усилие, пробить "брешь". У меня не было мысли остаться в Америке и до сих пор ее нет, но тогда мне нужно было компенсировать годы "отсидки" здесь и глотнуть, как мне тогда казалось, кислорода (на самом деле я в то время на этот счет немного заблуждался). Отрыв, безусловно, был болезненный. Но в тайне я, конечно, надеялся, что все изменится, что в конце концов и произошло.

Поразмыслив, я принял приглашение Техасского университета. По условиям контракта мне предоставлялась полная свобода, впрочем, я и сейчас волен выбирать себе такой график работы, какой мне удобен. Кроме того, рядом был Клайберн, а я все-таки начинал на его конкурсе. В общем, решил, что это хорошая почва для того, чтобы посадить растения. Правда, теперь я понимаю, что там в почве преобладают удобрения. Слава Богу, что жена не дала мне осесть в Техасе - умер бы со скуки. Мы переехали в Нью-Йорк, и вот уже 10 лет я живу в этом городе, концертирую и провожу мастер-классы по всему миру.

Русские идут

У меня довольно удачно сложилась судьба: если бы я подождал с отъездом еще два-три года, оказался бы в положении многих моих друзей-артистов, которые уже не могут устроиться на Западе. Сейчас в Америке, да и в Европе, идет большая антирусская волна: американцы испуганы, они боятся потерять работу, прекрасно осознавая, что наше обучение - самое лучшее. А там уровень практически во всех консерваториях слаб. Конечно, личности встречаются везде, но в Америке нет настоящей школы, нет системы: после смерти Розины Левиной не осталось никаких традиций.

Во всем мире у музыкантов сейчас идет война за места. В Германии, например, есть такие негласные правила: если на конкурсе играет кто-то из Восточной Европы, особенно из России, то при получении одинакового количества баллов с представителем той же Германии у него нет шансов выйти в финал. Совершенно чудовищную вещь сделали американцы с эквивалентами дипломов: по их закону получается, что российская докторская научная степень не соответствует их докторскому уровню, а ведь пять-шесть лет назад они еще так не считали. Специально занижая уровень получаемых в нашей стране профессорских званий, таким образом борются с "врагом", то есть с нами. Из-за этой дискриминации очень много постыдного творится. Ужасно, например, наблюдать, как после концерта какого-нибудь более-менее "престижного" дирижера к нему выстраиваются в очередь неплохие музыканты, чтобы посмотреть в лицо, пожать ручку, спросить, как дела; они знают имена собачек, поздравляют со всеми мелкими праздниками - на всякий случай, чтобы лишний раз напомнить о своем существовании. И приличные-то люди пасуют в таких обстоятельствах. Многие, попавшие туда, решили, что заниматься не надо, что достаточно иметь одну программу и катать ее спокойно, не рисковать, не нервничать.

Их нравы

Америка - очень странная страна. Она невероятно удобна для жизни, но у нас духовность - на поверхности, а там ее надо поискать.

Система обучения отвратительна: демократия наизнанку. Студент как бы равен педагогу и композитору. Приходит в класс - нога на ногу, резинка во рту и, когда я спрашиваю, что означает сей "язык тела", отвечает, что мы в демократической стране, что Бах делал деньги, сочиняя музыку, а он делает свои деньги, ее исполняя, - вот так их учат. Я, конечно, столкнувшись с этим, испытал настоящий шок. Проблема заключается в том, что в Америке, как у нас когда-то, уровень среднего образования специально занижен, чтобы олигофренам было легко сидеть рядом с гениями. Можно восполнить пробелы, если появится потом желание, в университете, но ведь золотое время уходит. А в странах третьего мира еще сохранилась старая система образования. В Южной Африке, например. Там журналисты, с которыми я общался, знают латынь, древнегреческий. То же в Португалии, в Италии, гораздо реже во Франции. Германия держится за счет драконовских мер, направленных против иностранцев. А в Америке интервьюер может спросить, как по буквам пишется слово Моцарт.

Во многих странах на Западе довольно скучно, но, с другой стороны, человеческая жизнь приобретает самоценный смысл - это то новое и хорошее, что я там открыл для себя. Могу пригласить к себе очень старых наших эмигрантов, и мы с упоением поговорим о рыбалке, готовке, вине: Здесь, в России, это кажется мелким, а там становится очень важным.

В Штатах студенческая и профессорская среда в большинстве своем ненавидит все, что выше их уровня. Люди живут бок о бок и ничего друг о друге не знают, потому что не высовываются, боятся показать, что знают больше других. Это самая настоящая война с интеллигенцией. Олег Крыса, например, лет пять не мог устроиться куда-нибудь преподавать, потому что предоставлял честное резюме о том, чем занимался, - писал все подробно, на таких длинных "простынях". А ответы ему приходили с резолюцией "переквалифицирован", в смысле - слишком хорош. У нас в стране позиция иная: если ты хорош, дай мне побыть около тебя, может, и я лучше стану. Для них же твои профессионализм и неординарность - вроде угрозы. Интересно, что, как только Олег сократил свое резюме до маленького абзаца, ему пришел положительный ответ.

Назад, в Россию

Вот 10 лет спустя я решил, что мое материальное положение позволяет мне оплачивать приезды в Россию. Я как бы выкупаю свою душу: эти консерваторские стены намолены, когда я вступаю сюда, сердце бьется иначе. Решил взять в консерватории маленький класс. К счастью, политика консерватории стала более разумной и позволяет совмещать преподавание здесь и за рубежом. Понятно, что многие наши профессора стремятся уехать, потому что здесь голодно. Но все- таки все мы скучаем по идеализму, который в мире исчезает, а в России - сконцентрирован. Я буду бывать здесь наездами (мне ведь полагается ассистент) - в Москве я чувствую себя опять дома, а это очень важно. Мне кажется, что даже мои требования к себе повышаются оттого, что я здесь.

Лев Николаевич Наумов как-то, беседуя со мной, посетовал на то, что в России сейчас идет процесс материализации, что все смотрят на Запад. Конечно, появилась масса вещей, например те же компьютеры, с помощью которых люди имеют возможность "выпрыгнуть вверх". Но, с другой стороны, думаю, что духовные потребности в России не стали меньше. Люди стоят в очередь на выставки малоизвестных художников, как стояли когда-то, чтобы увидеть "Джоконду", в театрах идет масса спектаклей... Наверное, вырос уровень восприятия. А настоящей интеллигенции и духовных искателей всегда было мало. Должна же быть какая-то элитарность.

Находясь здесь, в России, я подметил одну, на мой взгляд, интересную деталь: вот, например, по телевизору показывают и полный абсурд, и еще Бог знает что, но каждый из тех, кто выступает, я имею в виду обычных людей - клерков и правителей, - каждый из них, говоря о чем-то, обязательно пытается сделать обобщение, пытается быть философом. Это и хорошо, и плохо. Интересно такое мышление: для русского человека не существует просто предмета, чистой конкретики, как у человека западного, он всегда говорит о чем-то большем - предмет в нашем сознании как бы обобщает сам себя.

Учителя и ученики

Русский тип обучения в основном семейственный. Я попал к Наумовым, и до сих пор их семья - это моя семья, и наоборот. Я не знаю, каким бы стал музыкантом, если бы не учился у них. Льва Николаевича я считаю одним из последних музыкантов- гениев. Я так же старался воспитывать и своих учеников, и даже, когда уехал, с моей мамой несколько лет жили мои студенты, но потом они тоже разъехались. Тем не менее мы поддерживаем связь, и я уверен, что так будет всегда.

Эту систему семейственности, кстати, я распространил и на Америку. У меня интернациональный класс, студенты живут в моем доме, многим из них я все оплачиваю при условии, что они занимаются. Я даже занялся организацией фондов - их у меня три. Эти фонды помогают студентам жить, участвовать в конкурсах. Очень много добрых людей в США, и они дают деньги тем учебным заведениям, которые сами окончили. Некоторые, конечно, делают это не по доброте душевной, а просто не желая платить большие налоги. И чтобы получить деньги у них, нужно очень постараться. Это целая индустрия. Я нанимаю специального человека, который пишет так называемые гранты, убеждаю людей в том, что они должны мне эти деньги дать. Распределяю полученные суммы далеко не демократическим путем, потому что каждая семья находится в разном финансовом положении: кто-то может платить за обучение, кто-то нет. Если человек очень талантлив, он получит больше. В России, конечно, мне не приходилось этим заниматься. Не было альтернативы - или самому обеспечивать существование студентов, или брать богатых и бездарных. Когда-то давно американские социологи сделали вывод, что только в экстремальных условиях человек может добиться наилучших результатов. Если бы Шуберт вел здоровый американский образ жизни, он написал бы хоть одно великое произведение? Конечно, нет! Он должен был быть бедным и больным. А сумасшедший, дурно пахнущий, гниющий заживо Бетховен, создающий какие-то глобальные вещи? Я не представляю, чтобы он ездил на "мерседесе".

Дети

У меня два сына. Старший, ему сейчас 21 год, начинал заниматься в Гнесинке, затем, когда мы приехали в Штаты, поступил в Джульярд. Он играл лучше, чем многие там, играл концерты с оркестром. Из Джульярда я его забрал тут же, потому что он попал к совершенно бездарному педагогу. Он продолжал заниматься, играл какие-то концерты, да и до сих пор может сыграть. Но поскольку я все время в разъездах, то упустил какой- то важный момент в воспитании: телевизор его отравил или среда, в которой он вращается, друзья, у которых другие ценности, - он как-то американизировался, хотя дома я говорю только по-русски и всячески пропагандирую русскую культуру. Мои сыновья - хорошие русские мальчики, но пока я что-то не вижу, чтобы у них были какие-то идеалы. Остается надежда на университет. В процессе обучения обычно происходит скачок. В университетах все-таки собираются довольно "лихие" люди, которые действительно хотят учиться и платить за свое обучение.

Младший сын, ему 14 лет, серьезнее, он тоже играет, знает музыку. Но я решил не навязывать ему своей воли. Не стоит моим детям так же драться за существование, как всем студентам-музыкантам. Концертов нет, исполнители кочуют с конкурса на конкурс, зарабатывая этим себе на жизнь. В итоге получается какой-то конвейер, а музыканты приобретают новую специальность - "конкурсант".

Публика

Они вскакивают, кричат "браво!" и аплодируют только потому, что заплатили деньги за свой визит на концерт. Конечно, не везде так: в странах третьего мира, например, внимательно слушают и долго помнят - они еще не отравлены американизацией. Японцы очень странные: воспитываются на одних и тех же примерах. Все время классика звучит по радио, по телевидению. Я как-то сделал очень интересный подсчет: минимум 6 раз, а максимум - до 40 раз в день они передают Первый концерт Чайковского и Второй концерт Рахманинова. Это, конечно, замечательная музыка, но: По моему, в этом есть какая-то детскость: ведь дети едят то, что они привыкли есть.

Один вьетнамский пианист, который учился в Москве, рассказывал мне, что японская публика не прощает ни одной фальшивой ноты. Я как-то был на его концерте: он играл пластично, аккуратно, но температура его выступления была где- то 32 градуса по Цельсию - настоящий труп. Я его тогда и спросил, как же так можно, без эмоций, а он объяснил, что в Японии, где он долго жил и работал, одна неверно взятая нота равна окончанию карьеры. Так о чем должен думать художник? О том, чтобы не сыграть фальшиво! Видимо, это результат усовершенствования техники. Люди привыкли слушать компакт- диски, и какой-нибудь идиот без образования платит деньги, чтобы в концерте получить точную копию того, что он слышит у себя дома на CD, но в живом виде, а заодно и показать свое платье. Все меньше и меньше людей, которые готовы заплатить деньги, да еще сопереживать! Интересный нюанс: сейчас при заполнении документов на выезд или въезд в страну в графе "специальность" пишут enterteiner, то есть по-нашему - "развлекатель"! В журналах в рубрике "музыка" будет непременно информация о рэпе. Иногда вы встретите графу под названием classical - это не музыка, это нечто застывшее, неживое. Я считаю, что задача тех людей, которые не сдались, - быть живыми, рисковать и сохранять вот этот наш русский идеализм.

Репертуар

Я играю только то, в чем для меня есть содержание. О пристрастиях мне сложно говорить. Как-то года два сидел на "бетховенской диете": мало его играл, и нужно было наверстывать. А есть такие вещи, которые всегда со мной: например французы, - очень люблю Дебюсси, всегда есть настроение играть Шуберта. Решил сделать русский репертуар, влез в совершенно непостижимого композитора Николая Метнера: чем ближе к нему подходишь, тем невозможнее от него отойти. Если в первый день тебе вроде бы все понятно, то на второй у тебя отвисает челюсть, а на третий ты начинаешь плакать. У меня все студенты играют его сочинения, и на Западе вообще значительно возрос интерес к его творчеству.

Что касается современных композиторов, то я пока не вижу нового языка: многие придумали свой способ изъясняться, но их язык не идет изнутри, поэтому музыка их пуста. Язык должен вытолкнуться от распирающего тебя сопереживания. Тем не менее есть и то, что мне нравится. Для меня главное, чтобы было видно, как, из чего развилась эта музыка, пусть даже она и отрицает то, откуда пошла. Я называю это прозрачностью. Играю Мессиана, Пендерецкого, из российских композиторов мне нравятся Владимир Рябов, Михаил Коллонтай. Три года назад я записал на компакт концерт Алемдара Караманова. Он владеет всеми возможными композиторскими техниками, но сквозь все техники просматриваются Рахманинов и Чайковский - страдающая душа.

Я пытаюсь хитро составлять программы - ведь обычно просят играть определенный набор сочинений. Если, предположим, исполняю Шуберта, беру его песни в переложении Листа, а если играю органные хоралы Франка, то в собственной транскрипции для рояля. Люди наслаждаются мелодичной, романтичной музыкой, но я обязательно что-нибудь подсуну в такую программу, например Вторую сонату Шостаковича. Просто мне всегда хочется поделиться тем, что леность не дает другим людям узнать.

Что касается концертов, мне хотелось бы иметь их больше, но главное - более равномерно их распределить. В принципе у меня ситуация намного более благополучная, чем у многих моих коллег: сейчас план у меня расписан на год вперед. За последние три месяца я играл два раза в Португалии, был в Бразилии, Франции, в Штатах, в России. До конца года у меня два выступления в Канаде, в Польше, еще где-то в США, потом опять приеду сюда. Но так бывает не всегда, потому что я не имею привычки стоять в очереди к дирижерам, чтобы справиться о здоровье их собачки. В России собираюсь играть в каждый свой приезд, но не всегда в Москве: не хочу надоедать столичной публике, буду выступать и в других городах.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;