Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 45 (7253) 30 ноября - 6 декабря 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеЗло - что вино. Бодрит"Отелло" Э.Някрошюса в театре "МENO FORTAS" ТЕАТРСветлана ХОХРЯКОВА
25 ноября в Вильнюсе играли премьеру. Эймунтас Някрошюс поставил "Отелло". Следующий спектакль - 19 декабря. Официальная же премьера состоится в марте в Венеции. "Отелло" - совместный проект театра Э.Някрошюса "МЕNО FORTAS" и Венецианского фестиваля (биеннале). Спектакль начинается в шесть, заканчивается в начале двенадцатого. Някрошюс словно бы вступил в новую пору внутренней гармонии, лада с самим собой и миром. Быть может, эти свойства никогда и не покидали его, но зрителям часто казалось, что живет этот человек посреди бушующего океана страстей, апокалипсически страдает от фатального зла и несовершенства мира. Новая пора пришла с предыдущим спектаклем "Макбет". Някрошюс в последние годы ставит исключительно Шекспира. Был еще "Гамлет" и мог бы быть "Король Лир", который затевался, но что-то там не сложилось. И вот возник "Отелло". Многие только и помнят, что жил на свете ревнивец-мавр, в душу которого посеяли сомнение в любимой, и он свою возлюбленную задушил. Но достаточно лишь заглянуть в шекспировский текст, чтобы понять следующее: вышеперечисленное - всего лишь антураж, внешняя канва, а за ней - такая бездна тоски, страдания и света, созвучия с тем, что происходит в душе современного человека, что страшно станет от подобных совпадений. Какая разница - мавр перед нами или нет. Не в этом суть. Отелло Владаса Багдонаса - никакой не мавр. Он появляется сам собой, в обычных современных брюках, а под его плащом - футболка. Обычный человек, мужчина, одержимый мукой предательства, обманутых надежд, а поначалу способный любить так безоглядно, так отчаянно, как редко теперь кто умеет. Ну какой, казалось бы, В.Багдонас - любовник? Внешность даже не вполне для того подходящая. Но естество его мужское чувствуешь кожей, даже видя на сцене одну лишь спину Отелло. Кто ныне у нас способен так сыграть любовь? Не знаю, что и ответить на это. Отелло Багдонаса - пещерный человек, природный, органичный в пространстве воды и огня. Среду эту создают горящие в корыте костры, звуки морского прибоя, моющиеся с кряхтеньем мужчины и женщины, со стонами промывающие свои длинные волосы, да и сам Отелло, который, закатав штаны, прыгает через корыто. Содеянное Някрошюсом на сцене соотносится с тем, что написано Шекспиром, но именно по сути, не композиционно. Тут все нарушено в первую очередь огромными зонами молчания. Персонажи не произносят ни слова, прыгают по стульям, делают еще что-то невообразимое, а действие меж тем течет вполне по шекспировским канонам. Тут уж не столь важно, украдут у Дездемоны платок или нет. Страсти сконцентрированы предельно, они испепеляют героев задолго до манипуляций с платком - и без него все как по маслу. Тут даже двери плачут, источая ручейки прозрачной воды - странно, что не крови. Как же, оказывается, легко быть обманутым и обмануться в этом неверном, зыбком мире. Как легко отдать свое сердце человеку, который его отвергнет как нечто ненужное, растопчет. А может, и не растопчет, но покажется, что это произошло. Жизнь источает предательство, а век - он, как ему и положено, вывихнут, нет никаких опор. Надежда, только-только данная тебе, кажется, способная спасти, - столь же призрачна, как и все остальное. Она дана на краткий миг и тут же изъята. Как с этим и после этого жить? Стоит ли? Роль Дездемоны отдана Някрошюсом Эгле Шпокайте - звезде литовской балетной сцены. Шпокайте - словно прокофьевская Джульетта-девочка: резвится, прыгает и, что такое печаль, пока не знает. Она легка, как ветерок, движения ее воздушны. И все же в женщинах Някрошюса, которых мы видим почти во всех его спектаклях, будь то Шекспир или Чехов, сокрыто бесовское начало. Они - ведьмы, пусть и невинны на вид, как овечки. Та же Эмилия - такая хорошенькая, нежная, чистенькая. Играючи свершает злодейство, помогая сердечному другу Яго, а потом, увидя содеянное, как заорет, словно раненный зверь. Не ведала того, что творила беду. Зло разлито в воздухе, оно в женской природе. Оно легко и веселит, как кровь или вино, и, видно, неискоренимо. Его, должно быть, можно измерить. Только вот какою мерою? Надежда Гультяева - постоянный сценограф и жена Някрошюса, чувствующая, как никто другой, малейшие движения его фантазии, установила, подобно памятнику, на постаменте-табурете гигантский сантиметр. В детстве при помощи такого нам замеряли рост. Возможно ли измерить любовь сантиметром, как и страдание, в котором перманентно пребывают Отелло и Дездемона, продолжая неистово любить друг друга, как звери лесные в момент течки. Яго Роландаса Казласа - злодей нестандартный. Парень как парень, на улице таких полно. Лицо открытое, светлое. Чего ему неймется, откуда только берется эта тяга напакостить? Никаких ведь благодеяний он не получит через свое предательство и вероломство. Нагадить просто так, до кучи, плюнуть и жить себе дальше в полном порядке - ныне это норма. Когда Дездемона окажется мертва, а обезумевший от горя Отелло обставит ее тело цветочными горшками и станет ухаживать за могилой возлюбленной, Яго улыбнется лучезарно, в полный рот, да так открыто и ясно, что содрогнешься от фатального несоответствия происходящего. Но недолгим будет этот миг. Улыбку сменит гримаса безграничного ужаса. Это конец. Гореть Яго на костре до конца дней своих. Жизнь перечеркнута навеки им самим. Отелло несколько раз предпримет попытки удавить Яго, но упадет в бессилье. Какое, оказывается, счастье - иметь хоть редкий шанс увидеть не только то, как некий человек на сцене пьет, ест, ходит, произносит слова, за которыми ничего не стоит, а одно сплошное тру-ля-ля. Посмотреть не одну только простенькую историю и не безумную шифровку (другая крайность), за которыми пустота. А увидеть то, что открывает новый смысл, поворачивающий особым ракурсом и твою собственную жизнь. И, несмотря на разыгрывающуюся на сцене трагедию, получить немалую дозу умиротворения, а мир ощутить в гармонии. Также в рубрике:
|