Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 45 (7253) 30 ноября - 6 декабря 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Станция, с которой художник уже уехал

Картины Максима Светланова в Центре искусств на Неглинке

Андрей МАКСИМОВ


М.Светланов. "Большой театр"

Однажды я задал Максиму Светланову вопрос:

- Скажите, когда вы писали картину "Иисус, выносящий Адама из ада", вы что имели в виду? Тут же, наверное, символ глубокий: Адам - это человечество, и раз Иисус выносит человечество из ада, то это не просто пересказ библейского сюжета, это какой-то более глубокий и оптимистический символ?

Художник Максим Светланов ничего не ответил и только улыбался - чуть иронично и по-доброму. Так всегда улыбаются мудрые люди, когда не очень хорошо понимают, о чем и, главное, зачем их спрашивают.

Я решил еще позадавать разные вопросы:

- А почему в потрясающем портрете Темирканова великий дирижер так похож на Пушкина? А когда у вас два человека в танце сливаются в одно существо - это признак любви? А витающие лица на портрете Юрия Башмета - это видения музыканта? А когда вы рисуете сочные, яркие, полные необычных красок натюрморты - они отражают ваше состояние души? А когда вы писали Илзе Лиепу с ее мужем, вы специально изобразили мужа, столь похожим на Дон Кихота? А почему, изображая Тайную вечерю, вы представили это великое собрание как бы сверху, взглядом птицы, - и мы, зрители, видим не сидящих за столом людей, а только поднятые вверх лица Спасителя и апостолов?

Наконец Максим Светланов не выдержал и сказал:

- Видите ли, все эти вопросы вы должны задавать не мне, а самому себе. Художник ничего не объясняет: он исповедуется своими картинами, а исповедь не нуждается в объяснениях. Зритель в своих ассоциациях всегда прав. Видите ли, готовая картина - это станция, с которой художник уже уехал и на которую приехал зритель. Вам здесь жить и вам тут во всем разбираться. А я поехал следующую станцию осваивать.

Он, как всегда, прав, этот неуловимый Максим Светланов. Картины настоящего художника в слова не переводимы: описывать их - дело бесполезное. Но для меня самое главное, что Светланов хочет говорить своими картинами о самом главном. И это желание совершенно не зависит от тех политических ветров, которые в данный момент гуляют на дворе.

Раскрывать образ нашего современника - это не для него. Точнее, библейский Адам для Светланова такой же наш современник, как Илзе Лиепа, Юрий Башмет или, скажем, балерина Большого театра Светлана Лунькина или Геннадий Бурбулис.

Советские чиновники в свое время не давали Светланову работать именно потому, что он всегда писал про самое главное, про сущностное. Ну не могли они принять художника, который с помощью холста и красок размышляет над библейскими сюжетами! Ну не нравился чиновникам живописец, у которого даже натюрморты - вот уж, казалось бы, абсолютно внесоциальный жанр! - и те - протест против обыденности и серости жизни.

И его, по сути, изгнали. Восемь лет Максим Светланов жил в Австралии. Жил безбедно и работал, что называется, по профессии. Он писал и продавал портреты, издавал книги, его работы широко выставлялись. Он получил австралийское гражданство, построил дом в Сиднее, короче говоря, мог бы себе безбедно жить в сытой и теплой стране кенгуру.

Но не смог. Не потому не смог, что в Австралии плохо. А потому, что в Австралии нет России.

Тут уж, признаться, я не выдержал и посмотрел на Светланова скептически, тем самым взглядом - вы знаете, каким принято смотреть на людей, которые очень любят кричать о своем патриотизме.

- Я все понимаю, - вздохнул Светланов. - Но поверить в то, что без своей страны жить невозможно, может только тот, кто попробовал без нее пожить...

Он вернулся туда, где его не ждали. Он снимает обычную малогабаритную квартиру. У него нет мастерской. Чиновники его не ждали.

Ждали зрители. В его небольшую квартиру все время приходят люди: покупателей среди них гораздо меньше, нежели тех, кто хочет просто посмотреть.

И я не задаю Максиму Светланову глупый вопрос: "А что такое есть в ваших картинах, что так зрителей привлекает?" Потому что ответ я знаю сам: в них есть свет. Уникальная манера Светланова работать с маслом неописуема. Однако свет, идущий от его картин, очевиден.

Пишет ли Светланов библейские сюжеты или Васильевский спуск, натюрморт или портрет - это всегда взгляд доброго и мудрого человека. В картинах Светланова есть то, чего нам в жизни реальной так не хватает: свет, доброта и мудрость.

Светланов занимается тем, чем и должен сегодня заниматься художник в самом широком смысле этого слова. Он говорит нам: "Все в порядке, друзья, не волнуйтесь. У вас за спиной - огромная жизнь человечества, в которой всякое происходило. Успокойтесь, все вовсе не так плохо..."

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;