Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 45 (7253) 30 ноября - 6 декабря 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраСтанция, с которой художник уже уехалКартины Максима Светланова в Центре искусств на Неглинке Андрей МАКСИМОВ
Однажды я задал Максиму Светланову вопрос: - Скажите, когда вы писали картину "Иисус, выносящий Адама из ада", вы что имели в виду? Тут же, наверное, символ глубокий: Адам - это человечество, и раз Иисус выносит человечество из ада, то это не просто пересказ библейского сюжета, это какой-то более глубокий и оптимистический символ? Художник Максим Светланов ничего не ответил и только улыбался - чуть иронично и по-доброму. Так всегда улыбаются мудрые люди, когда не очень хорошо понимают, о чем и, главное, зачем их спрашивают. Я решил еще позадавать разные вопросы: - А почему в потрясающем портрете Темирканова великий дирижер так похож на Пушкина? А когда у вас два человека в танце сливаются в одно существо - это признак любви? А витающие лица на портрете Юрия Башмета - это видения музыканта? А когда вы рисуете сочные, яркие, полные необычных красок натюрморты - они отражают ваше состояние души? А когда вы писали Илзе Лиепу с ее мужем, вы специально изобразили мужа, столь похожим на Дон Кихота? А почему, изображая Тайную вечерю, вы представили это великое собрание как бы сверху, взглядом птицы, - и мы, зрители, видим не сидящих за столом людей, а только поднятые вверх лица Спасителя и апостолов? Наконец Максим Светланов не выдержал и сказал: - Видите ли, все эти вопросы вы должны задавать не мне, а самому себе. Художник ничего не объясняет: он исповедуется своими картинами, а исповедь не нуждается в объяснениях. Зритель в своих ассоциациях всегда прав. Видите ли, готовая картина - это станция, с которой художник уже уехал и на которую приехал зритель. Вам здесь жить и вам тут во всем разбираться. А я поехал следующую станцию осваивать. Он, как всегда, прав, этот неуловимый Максим Светланов. Картины настоящего художника в слова не переводимы: описывать их - дело бесполезное. Но для меня самое главное, что Светланов хочет говорить своими картинами о самом главном. И это желание совершенно не зависит от тех политических ветров, которые в данный момент гуляют на дворе. Раскрывать образ нашего современника - это не для него. Точнее, библейский Адам для Светланова такой же наш современник, как Илзе Лиепа, Юрий Башмет или, скажем, балерина Большого театра Светлана Лунькина или Геннадий Бурбулис. Советские чиновники в свое время не давали Светланову работать именно потому, что он всегда писал про самое главное, про сущностное. Ну не могли они принять художника, который с помощью холста и красок размышляет над библейскими сюжетами! Ну не нравился чиновникам живописец, у которого даже натюрморты - вот уж, казалось бы, абсолютно внесоциальный жанр! - и те - протест против обыденности и серости жизни. И его, по сути, изгнали. Восемь лет Максим Светланов жил в Австралии. Жил безбедно и работал, что называется, по профессии. Он писал и продавал портреты, издавал книги, его работы широко выставлялись. Он получил австралийское гражданство, построил дом в Сиднее, короче говоря, мог бы себе безбедно жить в сытой и теплой стране кенгуру. Но не смог. Не потому не смог, что в Австралии плохо. А потому, что в Австралии нет России. Тут уж, признаться, я не выдержал и посмотрел на Светланова скептически, тем самым взглядом - вы знаете, каким принято смотреть на людей, которые очень любят кричать о своем патриотизме. - Я все понимаю, - вздохнул Светланов. - Но поверить в то, что без своей страны жить невозможно, может только тот, кто попробовал без нее пожить... Он вернулся туда, где его не ждали. Он снимает обычную малогабаритную квартиру. У него нет мастерской. Чиновники его не ждали. Ждали зрители. В его небольшую квартиру все время приходят люди: покупателей среди них гораздо меньше, нежели тех, кто хочет просто посмотреть. И я не задаю Максиму Светланову глупый вопрос: "А что такое есть в ваших картинах, что так зрителей привлекает?" Потому что ответ я знаю сам: в них есть свет. Уникальная манера Светланова работать с маслом неописуема. Однако свет, идущий от его картин, очевиден. Пишет ли Светланов библейские сюжеты или Васильевский спуск, натюрморт или портрет - это всегда взгляд доброго и мудрого человека. В картинах Светланова есть то, чего нам в жизни реальной так не хватает: свет, доброта и мудрость. Светланов занимается тем, чем и должен сегодня заниматься художник в самом широком смысле этого слова. Он говорит нам: "Все в порядке, друзья, не волнуйтесь. У вас за спиной - огромная жизнь человечества, в которой всякое происходило. Успокойтесь, все вовсе не так плохо..." Также в рубрике:
|