Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 29 (7388) 24 июля - 6 августа 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраПоследний просветительИстория цветной фотографии в лицах Елена ТИТАРЕНКО
Кажется, нет ничего более обыденного, чем цветная фотография. Она повсюду - в журналах, на уличной рекламе, в семейном альбоме. Цепочка "кассета с пленкой - фотоаппарат - ателье - конверт со снимками" так проста, что чаще всего мы и не вспомним, каким чудом казался цветной негатив недавно, каких-нибудь 90 лет назад. Задуматься над привычными вещами - символом неукротимого прогресса призывает выставка "Чудеса фотографии" в Музее архитектуры им. А.В.Щусева. В чуть наивном, по меркам искушенного современника, наименовании организаторы повторили формулу, которую для демонстрации своих, в самом деле недюжинных, достижений избрал русский химик и фотограф, истинный энтузиаст просвещения Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863 - 1944). Свою последнюю выставку на родине он, фотограф последнего императора, показал в марте 1918 года в Николаевском зале Зимнего дворца - еще не зная, что вскоре навеки покинет родные пенаты. В той давней экспозиции представала разноликая страна, запечатленная в путешествиях автора по России. Так и тянет машинально повторить звонкую, но набившую оскомину фразу: "Россия, которую мы потеряли". Но разве нельзя о выставке в МУАРе сказать иначе: вот Россия, которую мы обрели! Вместе с еще одним именем, возвращенным из небытия. Старинная Воздвиженка - второй адрес в России, где после почти века забвения демонстрируется наследие Прокудина. Вначале эту коллекцию ее нынешний владелец - Библиотека Конгресса США показала в Русском музее по случаю 300-летия Санкт-Петербурга. Выставка-сенсация входила в официальную программу президентов России и США на юбилейных торжествах, поясняют в музее. В США хранятся 1900 тройных цветоделенных негативов, принадлежавших Прокудину - первооткрывателю цветной фотографии. Впрочем, бережливые американцы привезли не сам архив русского кудесника - большие стеклянные пластины и фотоальбомы, купленные в 1948 году у его сыновей, а новенькие цветные отпечатки. Тоже чудо технологии, уже наших дней, они столь яркие и четкие, что выглядят не историческим раритетом, а, напротив, кажутся остановленными кадрами фильма, снятого вчера, от силы - позавчера. Цветное "кино" бодро заполонило вереницу классицистических залов, педантично поделенных по темам: "Архитектура", "Этническое разнообразие", "Транспорт", "Люди за работой". И даже трудно поверить, что на фоне искусно уложенных ярко-желтых дынь позирует не наш сосед по СНГ, украсивший себя белоснежной чалмой, а давно умерший старец. Сам же автор снимка, в пенсне и серой шляпе, с тростью в руках, сидящий на зеленом берегу горной речки, - будто двойник Антон Палыча Чехова из киноленты 80-х. Однако в многообразии красок вдруг понимаешь: это лишь отсвет той феерии, каковой являлось первым зрителям изобретение Прокудина. Не так важно, находились ли они во дворце или набивались в школьный класс, - всех погружал в сон наяву "волшебный фонарь" с тремя цветными линзами. Дело в том, что уроженец Петербурга, ученик Менделеева, выпускник знаменитого Технологического института, изучавший живопись в Императорской академии художеств и постигавший науки в Берлине и Париже, а в 1906 году удостоенный золотой медали на Международной выставке в Антверпене и награды в Ницце - за лучшую работу в сфере цветной фотографии, загорелся идеей создать объемный, всеохватный портрет Российской империи. С этой целью в 1908 году, прочитав цикл лекций с показом цветных диапозитивов в Императорском техническом обществе и съездив со своей необычной фотокамерой к Толстому в Ясную Поляну, Прокудин-Горский обращается к Николаю II. Он объясняет царю, тоже не чуждому светописи, принципы устройства фотоаппарата, который трижды последовательно и быстро экспонирует одну продолговатую пластинку через светофильтры разного цвета (красный, зеленый и синий - в соответствии с основными частями спектра). Проектор особой прокудинской конструкции сводит воедино три изображения - и вот на экране полноцветный кадр! Изобретатель рассказывает и о своем грандиозном плане: использовать потенциал цветной фотографии в систематическом "фотообзоре" жизни страны. А главная задача новатора-энтузиаста - посредством "оптических цветных проекций" познакомить школьников с историей и культурой России, приобщить их к достижениям прогресса. Император пошел навстречу, и дерзкий проект начал осуществляться. Прокудин получил доступ в секретные зоны и содействие со стороны чиновников, а от Министерства путей сообщения - специально оборудованный железнодорожный вагон с темной комнатой-лабораторией. Он без промедления отправился в путь, за четыре года исколесив дюжину регионов. Мосты и локомотивы, заводские цеха и храмы, среднерусские села и станы кочевников, правители и рядовые ремесленники, поля зерновых и чайные плантации. Вначале дорога пролегала по вновь построенному Мариинскому каналу и вдоль заводов Урала - и в марте 1910 года их виды были показаны августейшему заказчику. Вскоре Прокудин отправляется на Волгу, далее фотографирует Туркестан и Афганистан, к столетию победы в Отечественной войне - места, связанные с наполеоновской кампанией в России. Последними на его карте стали Камско-Тобольский водный путь и Ока. В 1912 году официальная поддержка фотолетописи приостанавливается, чтобы возобновиться через три года: уже в ходе Первой мировой войны Прокудин снимет Мурманскую железную дорогу. Вскоре история вторгнется в планы энергичного ученого и просветителя, успевшего издать целый ряд теоретических работ, например, о фотографировании "звездных дождей", и собрать бесценный материал для иллюстрированной книги о Русско-японской войне. Но и в эмиграции - сперва в Англии, потом во Франции - он будет выступать со своими идеями в печати, а в 1922 году даже получит от британцев патент на "фотоаппарат для цветной кинематографии". Вторая жизнь для снимков мастера, умершего в Париже, наступит только в 1980 году - и уже по ту сторону Атлантики: в Нью-Йорке издадут альбом его цветных фоторабот. Первая выставка избранного пройдет в 1986 году в Вашингтоне, в Библиотеке Конгресса США. А два года назад по городам Америки провезли серию цветных фотографий Прокудина-Горского - их получили, применив новейшую технологию цифровой хроматографии. Компьютерщик Вальтер Франкхаузер, сумевший "сложить" три монохромные "картинки" в одну цветную, помог воссоздать цветные фото начала XX века. С помощью сканирования при высоком разрешении подлинные авторские диапозитивы превратились в компьютерные файлы - красный, зеленый и синий, в точности по системе Прокудина-Горского. Бумеранг возвращается: в Москве выставку из США обогатил анонс нового проекта российских университетов - Ассоциации "Интернет-Социум". Прокудин-Горский был бы горд за соотечественников, которые на примере разработок Ярославского госуниверситета показали, как действует метод сложения трех черно-белых изображений в одно цветное. У россиян фотографии выходят великолепные и очень большие: метр на метр - на зависть Америке. Также в рубрике:
|