Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 29 (7388) 24 июля - 6 августа 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияМного шума - и ничего...Уникальный Успенский собор находится на грани гибели НАСЛЕДИЕАнна СЕЛИВАНОВА
Туристам, приезжающим в Тулу, едва хватает одного дня, чтобы осмотреть местные достопримечательности. О потерянном времени гости, стремящиеся не упустить случая побывать в уникальном Музее пряника и посетить Музей самоваров, как правило, не жалеют. Но, пожалуй, самой большой популярностью пользуется Тульский музей оружия, расположенный на территории древнего кремля, которая также неизменно осматривается туристами в сопровождении местных экскурсоводов. И как ни странно, в море ярких впечатлений от тульских изюминок именно кремль подчас становится той ложкой дегтя, что заставляет посетителей взгрустнуть и задуматься о нелегкой судьбе российской культуры. Особенно тяжкое впечатление оставляет посещение главной святыни кремля - Успенского собора, возведенного в XVIII веке. Удивительный по красоте храм безжалостно искалечен временем и безразличием людей. Сильно повреждены, а местами утрачены уникальные фрески работы ярославских мастеров. Уныло глядит пустыми, темными глазницами некогда сверкавший позолотой, а ныне грязный и обшарпанный резной иконостас. Там и здесь по углам окон как символ неухоженности и сиротства расползается серая паутина. И только одинокие возвышающиеся леса молчаливо свидетельствуют о том, что люди все же пытались воссоздать утраченную красоту, да, видно, помучавшись, бросили все как есть. Однако храм не всегда безлюден - каждый день в нем проходят богослужения, а потому все необходимые культовые атрибуты (жертвенник, алтарь, паникадило) здесь есть. Сегодня Успенский собор находится в совместном ведении Музея "Тульский кремль" и Тульской епархии. Можно было бы ехидно заметить, что у двух нянек дитя без глазу, но это будет несправедливо, ибо, судя по всему, воссоздать памятник им попросту не под силу. Да и взгляды на существующую ситуацию у духовных и светских его опекунов, как выяснилось, не вполне совпадают. Когда в товарищах согласья нетНе так давно состояние Тульского кремля и Успенского собора явилось поводом для болезненного конфликта, свидетелем которого стали все туляки. В сюжете ГТРК "Тула" из уст представителей Тульской епархии и председателя Фонда возрождения Тульского кремля Виктора Соколовского прозвучали резкие замечания в адрес музейщиков. Выступавшие сокрушались по поводу состояния памятников архитектуры, настаивали на возвращении в храм находившихся там ранее икон, обсуждали планы по реконструкции утраченной колокольни собора. По словам одного из участников передачи, проректора Тульской духовной семинарии протоиерея Игоря Агапова, цель данного сюжета была лишь в том, чтобы "призвать к жизни руководство музея и власти" и привлечь внимание общественности к судьбе Успенского храма. Однако обвинения, высказанные участниками прямого эфира, были расценены администрацией музея как клевета и подтасовка фактов. Наибольшее возмущение музейщиков вызвало прозвучавшее заявление о том, что иконы XVIII века чуть ли не гниют в сырых подвалах запасников художественного музея. Вскоре после выхода передачи в свет директор "Тульского кремля" Олег Каширин собрал пресс-конференцию, чтобы публично опровергнуть факты, представленные тележурналистами. К сожалению, рассказ о предмете разговора, представленный одним из информационных агентств, освещающих региональные события в Интернете, оказался не вполне внятным и, как выяснилось в ходе нашей беседы с Олегом Кашириным, не совсем правдивым. По словам директора музея, никаких конфликтов с епархией у него не было и не может быть, однако своей позиции он менять не намерен. "Я нисколько не сомневаюсь в том, что храм должен соответствовать своему предназначению. Иконы должны находиться в резном иконостасе. Вопрос только в том, когда мы сможем их туда перенести. Сегодня иконостас сильно загрязнен, состояние дерева неудовлетворительное, некоторые детали утеряны. Кроме того, и уникальные темперные настенные росписи XVIII века находятся в аварийном состоянии. Об этом свидетельствует и последний акт обследования храма. В передаче ГТРК "Тула" было сказано, что иконы не пользуются вниманием, хранятся в сырых подвалах. Это абсурд - на реставрацию икон, которую проводили Центральные реставрационные мастерские и ВНХРЦ им.Грабаря, было затрачено свыше 350 тысяч рублей. С прошлого года все они находятся в экспозиции художественного музея. Мы согласны с тем, что режим влажности в залах музея не вполне соответствует норме, но тем не менее за иконами следят. Специалисты из Эрмитажа отметили, что условия хранения вполне удовлетворительные". Сегодня музейщики в свою очередь выдвигают обвинения церкви. По их мнению, ежедневные богослужения приводят к превышению порога допустимой интенсивности эксплуатации собора и наносят ему вред. Однако у священнослужителей своя точка зрения. "Собору вредят не службы, а равнодушие. Храм не только не реставрируется, но и не поддерживается в чистоте, - считает Игорь Агапов. - Кругом грязь, запустение, стыдно перед людьми. Руководство музея говорит о реставрации, но как и когда она будет проводиться?" Начать - не кончитьПри том, что две стороны в этой дискуссии, несомненно, говорят на разных языках, вопрос, заданный Игорем Агаповым, сегодня волнует всех. Только ответа на него, к сожалению, никто не знает. Несмотря на то, что аварийное состояние уникального памятника ни у кого не вызывало сомнений, средства на его реставрацию долгое время не выделялись. Резного деревянного иконостаса в течение 137(!) лет не касалась рука человека. Лед тронулся только в 2001 году, когда в музей поступили первые деньги и за два года на реставрацию настенной живописи и иконостаса было затрачено 2 миллиона рублей. Однако в ходе работ выяснилось, что малой кровью обойтись уже не удастся. Специалисты обнаружили катастрофические последствия столь долгого бездействия - в соборе местами началось отслоение штукатурки. "По заключению комиссии Министерства культуры было принято решение - на данном этапе предпринимать только консервацию и закрепление штукатурного слоя, - рассказывает Олег Каширин. - Эти работы требуют гигантских средств. Специалисты полагают, что для завершения реставрации потребуется приблизительно 10 миллионов рублей, которые можно было бы освоить за пять лет. Но эти миллионы нам, конечно, никто не даст. Есть и еще одна проблема - к сожалению, в прошлом году деньги пришли очень поздно, нам пришлось проводить реставрацию живописи в срочном порядке в октябре. А каждый специалист вам скажет, что такие работы следует вести только в теплое время года - с мая по сентябрь". Как ни торопились музейщики, израсходовать все средства до конца года не удалось. Быть может, отчасти поэтому заявку на 2003 год Минкультуры музею срезало. "В этом году мы ожидаем только 500 тысяч на реставрацию живописи и 350 тысяч - на башню Одоевских ворот, которая также находится в аварийном состоянии, - говорит Олег Каширин. - Но я сомневаюсь, что и эти деньги придут. Трудно ждать помощи и от областного департамента культуры. В области разработана программа "Культура Тульской области", куда входит и реставрация кремля. Однако экономическое состояние области не вполне благополучное, и лишних денег в казне нет". К сожалению, опасения директора музея сегодня полностью оправдываются. Как нам сообщили в Департаменте культуры администрации Тульской области, Министерство культуры отказало в выделении средств на реставрацию Успенского собора. "О том, что финансирование снято, мы узнали только в конце июня, - говорит начальник отдела историко-культурного наследия Тамара Карташева. - Это касается не только Тульского кремля, но и других памятников. По нашим данным, в связи с колоссальными затратами на юбилейные мероприятия в Санкт-Петербурге в 2003 году не получат обещанные средства 47 областей. Мы направили протест в Министерство культуры и надеемся, что правительственное решение будет пересмотрено. Если же этого не произойдет, то, кроме поддержки со стороны губернатора области, помощи ждать неоткуда". Все страннее и страннееКто-то, возможно, скажет, что сидеть и ждать милости от государства сегодня уже нельзя. И будет прав - многие традиционно обделенные бюджетом учреждения культуры ищут, и часто весьма успешно, способы привлечь средства со стороны или зарабатывают их самостоятельно. Но и тут у Тульского кремля как назло имеется загвоздка. Сдается в аренду Спасская башня кремля, проводятся экскурсии, продаются сувениры, только вот распоряжаться вырученными, пусть и небольшими, деньгами музей не имеет права. "Это смешно, но мы не можем купить ножи для косилки, - говорит Олег Каширин. - Деньги идут на наш счет, но в бюджет. Взять их и потратить мы просто так не можем. За нас решают, что нам нужно, финансовые органы, которым еще нужно доказать, что на 6 гектарах земли траву трудно косить вручную". Есть, впрочем, и еще одна соломинка, за которую мог бы ухватиться музей. Это уже упоминавшийся выше Фонд возрождения Тульского кремля, возглавляемый депутатом областной Думы, генеральным директором ОАО "Центрогаз" Виктором Соколовским. Общественная организация, куда вошли семь крупнейших предприятий Тулы, была создана в 2000 году с целью оказания содействия в восстановлении исторического облика кремля. По словам г-на Сокольского, фонд уже потратил на благое дело 4 миллиона рублей, однако на состоянии Успенского собора эта помощь, увы, никак не сказалась. "На средства фонда в 2000 году на территории кремля были проведены археологические раскопки и начато строительство ливневой канализации, - рассказывает Олег Каширин. - Последнее для нас очень важно - кремль расположен в низине и подтопляется, поэтому без системы слива не обойтись. Без нее нельзя и думать о реконструкции колокольни, за которую так ратует сегодня г-н Сокольский. Однако дальше постройки ливневого коллектора дело не пошло. С 2001 года фонд не затратил на кремль ни копейки, и только теперь, перед выборами, он почему-то активизирует свою деятельность. Причем пока только рассуждая о том, что нужно делать в первую очередь". Вердикты на эту тему в Туле сегодня, похоже, выносить модно. Впрочем, и наверху о музее тоже не забывают. К примеру, по распоряжению Минкультуры местный департамент ежегодно проводит конкурс на реставрацию живописи Успенского собора. И это несмотря на то, что с 1972 года памятник исследуют, а с 2001 года реставрируют специалисты Центральных реставрационных мастерских, и сама мысль о том, чтобы перепоручить работы какой бы то ни было другой организации, выглядит, по меньшей мере, странно. Впрочем, таких странностей во всей этой истории слишком уж много. Все вместе они создают впечатление какого-то активного, но абсурдного театрального действия, где занято множество актеров, одновременно произносящих тексты из разных пьес. Безмолвной декорацией этого спектакля остается прекрасный, но разрушающийся собор, где течет крыша, подтопляется фундамент, гниет иконостас и отслаивается штукатурка. И страшно подумать, что к тому моменту, когда актеры на сцене сольются в экстазе единения, спасать Успенский собор будет уже поздно. Также в рубрике:
|