Джаз-коллаж под дождем
В Москве прошел VI летний фестиваль
МУЗЫКА
Елена ЧИШКОВСКАЯ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ
 |
Дождь джазу не помеха |
Фестиваль "Джаз в саду "Эрмитаж", как любое добропорядочное мероприятие, за шесть лет своего существования обзавелся традициями. Например, стало совершенно обычным делом приходить на концерты с зонтами и дождевиками и быть готовым к тому, что на выступлении звезды придется мокнуть, скукожившись в неуютном пластмассовом кресле. Организаторы акции - Московский джаз-ангажемент Юрия Саульского и дирекция сада "Эрмитаж" - пообещали к следующему году натянуть над зрительскими местами тент, однако на этот раз и открытие, и закрытие, сопровождавшиеся нешуточным ливнем, выявили среди поклонников самых стойких.
Впрочем, истинных любителей джаза прогнозы синоптиков не пугали - "Джаз в саду "Эрмитаж" давно заслужил репутацию высококлассного, и в то же время доступного по ценам на билеты, культурного действа. Состав участников VI фестиваля был звездно-интернациональным: концерт-открытие отыграли звезды мирового джаза - американский трубач Рэнди Брекер, саксофонист Билл Эванс и ансамбль "Soulbop Band" (выступление музыкантов стало возможно благодаря помощи Игоря Бутмана), в последующие дни публику радовали коллективы и солисты из России, Чехии, Великобритании, Мексики, Италии. Хедлайнером двух заключительных дней выступал саксофонист и флейтист Лью Табакин (США). Стоит отметить, что гораздо более качественный, чем в прошлые годы, звук и присутствие на сцене роскошного рояля Yamaha придавали происходящему некий вес и добавляли респектабельности весьма разношерстному в музыкальном отношении шоу.
 |
Р.Брекер и Б.Эванс |
Коллаж, "склеенный" из разных направлений, ансамблевых составов, модерновых новаций и джазовых стандартов, стал основой фестивальной концепции. Потому слушатели имели возможность оценить как джазовую классику, бережно перенесенную с пластинок 30-х годов на современную сцену (композиции гитариста Джанго Рейнхарта и скрипача Стефано Граппели в исполнении квартета гитариста Алексея Бадьярова, интерпретации песен Нэта "Кинга" Коула в новой программе певицы Анны Бутурлиной), так и необычные сплавы вроде контрапункта азербайджанского мугама и новгородской протяжной песни, объединенных джазовой гармонией (архангельский секстет "Восток-Север"), или микса из итальянских мелодий, аргентинского танго и джаза (итальянский дуэт саксофониста Хавьера Джиротто и аккордеониста Лучано Бьондини).
 |
Х.Джиротто и Л.Бьондини |
Этническое направление, балансирующее на грани с академической традицией, показал "Джаз-бас-театр" Алекса Ростоцкого - лейтмотив колокольного звона из оперы Мусоргского "Борис Годунов", положенный в основу одной из композиций, лишний раз доказал, что в джазе нет запретных тем. Вполне академичным благодаря сдержанной манере и блестящей технике было выступление итальянского флейтиста Андреа Бартелуччи, некогда окончившего Флорентийскую консерваторию. На стыке жанров, но уже джаза и эстрады, выстроил свою программу и популярный певец из Чехии Дан Барта. Неоднократный обладатель национальной чешской премии "Певец года", исполнитель, казалось, был рожден для участия в мюзиклах и исполнения популярных песенок (это стало очевидно, когда Дан Барта спел "Сон Пилата" из оперы Уэббера "Иисус Христос - суперзвезда"). Однако в Москве музыкант впервые решил попробовать спеть джаз, окружив себя обществом профессиональных джазменов (и напрасно - в качестве импровизации певец явно уступал своим сопровождающим).
Соблюдая законы форм проведения массовых мероприятий, организаторы оставляли наиболее маститых и знаменитых гостей "на десерт". 16 и 17 августа программу завершало выступление Лью Табакина: в первый раз музыкант был солистом московского оркестра "JVL Big Band", во второй - играл совместно с "МосГор Трио" пианиста Якова Окуня. Безукоризненное чувство вкуса, мелодичная импровизация и бархатный тембр его саксофона создали Лью Табакину (выходцу из Белоруссии) репутацию элитного члена мирового "джазового клуба". Высокое звание артист подтвердил и в России - из сада "Эрмитаж" слушателей не смог выгнать даже сильнейший дождь.