Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 32 (7391) 21 - 27 августа 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияСкрипка и немного смехаФестиваль экспериментов МУЗЫКАНаталья ПЕШКОВА В Костомукше прошел XVI Международный фестиваль камерного искусства. Одновременно с ним проводились занятия в Летней музыкальной академии. - Вы должны постоянно экспериментировать, - говорила на своем открытом уроке молодым музыкантам Дора Шварцберг. - Если это ярко и убежденно - вам поверят. Сам фестиваль стал своего рода иллюстрацией к этим словам выдающейся скрипачки из Вены. Его художественный руководитель Виктор Горин и неизменный директор Александр Коктомовый предложили публике настолько необычную и сложную программу, что некоторые коллеги назвали их сумасшедшими. Ведь известно, что слушатели предпочитают хитовую классику, ко всему же новому относятся настороженно. Да и организаторы подобных фестивалей предпочитают делать ставку на проверенные программы и произведения. У Виктора Горина другая позиция: "Мы никому не даем поблажки". То есть планка устанавливается чуть выше, чем, может быть, готов воспринять обычный слушатель. Теперь уже очевидно, что в Костомукше публика, которая традиционно состоит из местных меломанов и слушателей Летней музыкальной академии, оказалась на высоте: как раз экспериментальные программы прошли с наибольшим успехом. Особенно волновались устроители фестиваля за программу, в которой, говорят, впервые в одном концерте прозвучали два сложнейших произведения Шостаковича: вокальный цикл для баса и фортепиано на стихи Микеланджело Буонарроти и вокально-инструментальная сюита "Семь стихотворений А.Блока". Исполнители первого - бас из Воронежского оперного театра Александр Назаров, пианист Виктор Горин. Сюиту исполнили сопрано Юлия Замятина, Дора Шварцберг, аргентинский виолончелист Хорхе Боссо и Виктор Горин. Стихи Микеланджело и Блока читала народная артистка России и Карелии, лауреат премии "Золотая Маска" Людмила Живых. Зрители слушали затаив дыхание, ни один человек не покинул зал. Это была безусловная победа над стереотипными представлениями о том, что же нужно публике. По сути, эксперименты начались в первый же день фестиваля. Молодой московский режиссер и актер Андрей Денников из Театра кукол имени Образцова, покоривший Костомукшу в прошлом году спектаклем "Моцарт и Сальери", выступил как исполнитель... русских народных песен и романсов. Программа "Земля моя, я сын твоих берез..." была подготовлена с оркестром "Онего" Карельской филармонии под управлением Геннадия Миронова специально к фестивалю в Костомукше. Драматический накал и незаурядные вокальные данные Андрея Денникова привели публику в состояние экстаза. На следующий день, когда Андрей Денников представил музыкально-поэтический спектакль "Исповедь хулигана" о Сергее Есенине, в зале был аншлаг. Андрей Денников становится знаковой фигурой фестиваля наряду с Дорой Шварцберг, в третий раз посетившей Костомукшу и которую многочисленные поклонники называют просто Дорой, и аргентинским композитором и виолончелистом Хорхе Боссо. В прошлом году он впервые приехал в Костомукшу и к этому фестивалю написал специально несколько произведений. Еще до концерта разнесся слух, что "Боже, спаси виолончель" - очень красивое, но необычайно сложное для исполнителей произведение. Восемь виолончелистов, среди которых был и сам автор, а также знаменитый Сергей Антонов из Москвы и слушатели Летней музыкальной академии, исполнили его вдохновенно. "Посвящение Сафо" Хорхе Боссо написал специально для тех музыкантов, которых он услышал на прошлом фестивале, - Доры Шварцберг, Юлии Замятиной и Людмилы Живых. Музыка Боссо заставляет вспомнить канувшие в Лету времена, когда люди были не суетливы, а чувства глубоки. Заключительный гала-концерт фестиваля открывало еще одно сочинение Хорхе Боссо, написанное для класса Доры Шварцберг в Венской академии музыки, - "Боже, спаси скрипку". Репетиции начались прямо в дни фестиваля. Слушателям Летней музыкальной академии было доверено играть сложнейшие партии рядом с признанными профессионалами - японской скрипачкой Маки Итон и пианистом Олегом Синкиным. В программе фестиваля вообще не было ничего случайного, говорит Виктор Горин. В течение года он много раз связывался с исполнителями, обсуждая программу. В результате знаменитое Trio con Brio из Дании решилось сыграть не только Моцарта и Шумана, но и Шостаковича, - успех был безусловным. Маки Итон вынесла на суд публики авангардную "Секвенцию" Берио, Дора Шварцберг и Людмила Пищик сыграли Сонату Дебюсси. Дора Шварцберг и Маки Итон познакомили с редко исполняемой сюитой М.Мошковского. Благодарная публика хорошо приняла молодых виртуозов России - тенора Максима Миронова, пианистов Тамерлана Курбанова и Евгения Михайлова, ансамбль флейтистов "Сиринко" из Минска. Конечно, не только элитарным искусством потчевали на фестивале. Были программы и спектакли, обреченные на успех по определению. Это концерт популярной у молодежи фолк-группы "Мюллярит", спектакль Московского театра имени Маяковского "Смех лангусты" с любимыми зрителями Светланой Немоляевой и Александром Лазаревым, концерт Елены Камбуровой. Завел публику инструментальный октет из Минска "Новый город", исполнивший аранжировки народных песен, западных хитов, в том числе и на тему оперы "Иисус Христос - суперзвезда". Аншлаг царил на капустнике "Музыканты улыбаются". В этот вечер Дора Шварцберг дебютировала в роли драматической актрисы Доры Бернар (!) на пару с Андреем Денниковым, назвав представление "Слезы мангусты". В финале звезды фестиваля сошлись в комическом детском оркестре, которым с упоением дирижировал кларнетист Игорь Федоров, а больше всех хулиганила Дора Шварцберг. Невероятно, но уже на следующее утро после трех дней концертов и накануне гала-концерта именитая скрипачка давала открытый урок! Впрочем, само ее существование на фестивале, полнейшая самоотдача стали главным уроком для слушателей Летней музыкальной академии. А их в этом году приехало почти в два раза больше, чем в прошлом, - около 150 человек. Это не только дети, но и их педагоги, посещавшие уроки профессоров академии. География солидная - не только Карелия, но и Москва, Санкт-Петербург, Казань, Челябинск, Мурманск, Великий Новгород, Воронеж. Художественный руководитель академии - Олег Малов, преподаватель Петербургской консерватории. Дети занимались в классах скрипки, фортепиано, виолончели, композиции, кларнета. Трудно представить себе, что такого фестиваля не станет, - насколько обеднеет тогда культурная жизнь Северо-Запада России! А слухи такие ходят, поскольку у главного спонсора - ОАО "Карельский окатыш" - серьезные трудности. Однако на комбинате заверили, что слухи эти беспочвенны. И если это так, тогда через год Костомукша будет встречать звезд XVII фестиваля. Также в рубрике:
|