Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 17-18 (7376) 8 - 14 мая 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Культурная эволюцияПрозрачная вариация на сферическую темуОТ АВАНГАРДА К ПОСТМОДЕРНИЗМУТатьяна РИВКИНД В Брянске прошел XVIII Международный фестиваль современного искусства им. Н.Рославца и Н.Габо Татьяна РИВКИНД, Брянск 441425
Сегодня фестивалями никого не удивишь. Абсолютные рекордсмены - наши столицы. Но нередко на вопрос, почему тот или иной фестиваль проводится в Москве, ответ очевиден - потому что столица. Окажись столица в другом городе, и фестиваль был бы там, не претерпев существенных изменений. А вот Брянский фестиваль современного искусства мог появиться только в Брянске, как Костромской театральный фестиваль - в Костроме. И тот, и другой связаны с культурными традициями, которые родились в этих краях. И потому - каждый по-своему - уникальны. Понятно, что сегодня эти культурные традиции давно принадлежат истории и миру. Но невозможно понять Островского без старинных улочек Костромы, ее набережной над Волгой, как нельзя понять распахнутые космосу картины Наума Габо или музыку Николая Рославца без особого очарования брянской природы. Но ведь и Брянск, образ и судьбу этого древнего города, тоже трудно понять без картин Наума Габо, даже тех, что были созданы очень далеко от этих мест. Если кто-то прерывает "связь времен", кому-то предстоит ее восстанавливать. Так что у этих фестивалей особая культурная миссия. Хотя любой фестиваль - прежде всего праздник: искусства исполнять и искусства слушать... Праздник совершеннолетия
"Эволюция - не приспособление вида к незнакомой среде, но победа воспоминаний над действительностью". Эти парадоксальные строки Иосифа Бродского открыли программку нынешнего восемнадцатого фестиваля. Дожив до совершеннолетия, мы позволили себе оглянуться назад. И вдруг ясно ощутили: то, чем жили каждую весну, оказалось не просто моментами личной биографии, а фактами брянской - и российской - истории. Композитор и скрипач Марк Белодубровский понял это первым. Настойчиво и методично он вписывал в брянскую историю незаслуженно забытые имена. Вначале два - композитора-новатора Николая Рославца и одного из основоположников конструктивизма Наума Габо, наших земляков, давших имя фестивалю. Непростая это работа - возвращение имен, неугодных официозному искусству. А сейчас уже идут разговоры об улице имени Рославца в Брянске, о Центре современного искусства имени Н.Габо или хотя бы о таком зале в нынешнем Художественном музее. Ведь благодаря фестивалю фонды музея пополнились дизайнерскими работами "амазонок авангарда" Варвары Степановой и Любови Поповой. Елена Прейс (внучка В.Кандинского) и Александр Лаврентьев (внук А.Родченко), Натта Конышева и Мила Маркелова подарили Брянскому художественному музею свои работы. Обогатился музей и шелкографией Александра Константинова и графикой Олега Кудряшова. На нынешнем фестивале удалось все эти работы вытащить из запасников и показать публике на выставке "Семнадцать мгновений авангарда". В центре экспозиции - "Прозрачная вариация на сферическую тему" Наума Габо (реконструкция Вячеслава Колейчука), портрет самого Наума Габо кисти Владимира Хроменкова и полотно Владимира Златогорского "Новолуние", навеянное симфонической поэмой Н.Рославца "В часы новолуния". Воскрешение именФестиваль зарождался не в руководящих кабинетах, а в неформальной среде интеллектуалов-нонконформистов. В застойные годы клуб "Аподион" собирал полный зал музыкального училища. В канун перестройки его объявили рассадником диссидентства и "усилили" представителями комсомола, переименовали в безликое "Созвучие". Так бы он тихо и умер вместе с прочими "досуговыми объединениями по интересам", если бы не родился на его месте "Музыкальный февраль" памяти Н.Рославца, а затем и фестиваль его имени. Вначале фестиваль практически не имел никакой поддержки от властей - ни моральной, ни финансовой. И лишь спустя годы помощь пришла - от Минкультуры РФ и Государственного центра современного искусства, фондов Сороса и Форда. С каждым годом активнее участвует в подготовке и проведении фестиваля областное управление культуры, и прежде всего - заместитель начальника Наталья Сомова, стоявшая у истоков фестиваля еще будучи директором музучилища. Три года назад у фестиваля появился главный коллективный организатор - Культурный фонд РАГД во главе с художественным руководителем Марком Белодубровским и директором Любовью Пчелкиной. В названии - аббревиатура: Рославец, Андреев, Габо и Добычин. Открытия продолжаютсяДва ярких гостя фестиваля - Марк Пекарский и Евгений Гришковец - стали его камертоном. Один в день открытия задал темп и настрой фестивалю вместе со своим ансамблем ударных инструментов. Другой завершил фестивальную афишу на сцене ТЮЗа, дав мастер-класс авторского, актерского и просто человеческого общения. Спектакль "ОдноврЕмЕнно" - небольшой философский трактат, где одна из главных тем - время. Ускользающее, неуловимое... Вместе с залом автор импровизирует, ищет и находит парадоксы нашей жизни и на прощание просит зрителей загадать желание, роняя из рук бумажную звезду-самоделку. Такая метафора призрачного счастья, которое в руках у нас самих. ...Самые юные зрители спешили к Гришковцу за автографом. А для некоторых это вообще был первый визит в театр. С Марком Пекарским и его ансамблем впервые солировал брянский скрипач Марк Белодубровский. По традиции на фестивале звучат мировые и российские премьеры. На этот раз впервые в России был исполнен концерт для скрипки и ударных Л.Харрисона и секстет для скрипки и ударных А.Хованесса. Марк Пекарский впервые побывал в Брянске с ансамблем 10 лет назад, удивив публику тем, что играл на самых неожиданных ударных. В этот приезд он окончательно убедил, что музыку можно извлечь из чего угодно - составляющей частью концерта может стать электрический звонок и обычная радиопередача в прямом эфире. Диалоги о современном искусстве сопровождали вернисажи Сергея Демьянкова в "Дружбе" и Сергея Клещикова в Выставочном зале. Многие открыли графику Михаила Шемякина, чья персональная выставка начала череду фестивальных вернисажей. С Шемякиным была возможность пообщаться по телефону во время аудиомоста с Нью-Йорком, благодаря генеральному спонсору фестиваля компании "РеКом". Марк Белодубровский беседовал с друзьями свой юности Михаилом Шемякиным, Соломоном Волковым, Валерием Арзумановым, и все желающие могли задавать вопросы. Так проект "Из истории второй нонконформистской культуры" становился открытым и сопровождался музыкой друзей и выступлениями единомышленников - А.Кнайфеля, С.Сигитова, Г.Банщикова. В.Гаврилина и самого М.Белодубровского в исполнении С.Осколкова, А.Славного, С.Савенко, Е.Козловской и других музыкантов. Перекличкой с музыкальными и изобразительными образами фестиваля стали "Провинциальные танцы" из Екатеринбурга, лауреат международных фестивалей, неоднократный призер "Золотой Маски". Одноактные балеты "Тихая жизнь с селедками" и "Кленовый сад" поразили неизбалованную балетом брянскую публику новизной тем и пластики. "Тихая жизнь с селедками" - постмодернистским черным юмором, неожиданным сочетанием прозы жизни с поэзией любви. Много чего происходит на сцене, прежде чем юноши-рыбы, пойманые в сети (любви?), окажутся в лучшем виде - "селедкой под шубой". Гастрономический пассаж "Ода сельди" прозвучал в финале как тонкий иронический гарнир к этому причудливому балетному блюду. В этом году гостями фестиваля стали журналисты, пишущие о культуре, из Хабаровска, Челябинска, Нижнего Новгорода, Самары, Уфы, Томска, Орла, Смоленска, Саратова, Ростова-на-Дону, Петрозаводска, Ярославля. Всероссийский журналистский семинар "Культурная эволюция", который прошел при поддержке Фонда Форда, дал новый, свежий взгляд на то, к чему в Брянске, возможно, привыкли. Торжественный прием в Хрустальном конференц-зале обладминистрации, оборудованном на европейском уровне, - первое яркое впечатление коллег, приехавших из пятнадцати городов. Знакомство с Брянском, его храмами и монастырями, поездка в древний Вщиж и на родину Ф.И.Тютчева, к 200-летию со дня рождения которого готовится Брянск, главные события Года культуры, объявленного на Брянщине, стали дополнением к фестивалю и семинару. Наши коллеги признались, что не ожидали от Брянска столь насыщенной программы и такого уровня фестиваля, программа которого могла бы украсить афишу любой европейской столицы. В рамках семинара прошло шесть лекций о современной музыке и искусстве. Перед его участниками выступили музыковед и пианистка Ирина Северина, профессор Московской консерватории Светлана Савенко, критик Федор Софронов, руководитель Ассоциации современной музыки композитор Виктор Екимовский. А встреча с заместителем главного редактора дизайн-журнала "Табурет" Алисой Ривкинд и ее мультимедиа-лекция "На чем сидели..." наглядно показала, что в мебельном дизайне тоже есть своя поэзия.
Виктор Екимовский (Москва): - Раньше музыкальными столицами признавались Москва и отчасти Петербург. Сегодня на равных с ними выступают другие города, которые и провинциальными не хочется называть.
Светлана Савенко (Москва): - У фестиваля есть продуманная концепция. Но он преподнес и сюрпризы, что тоже очень важно. Любопытны музыкальные, живописные и литературные аналогии и контрасты. Мне самой было интересно во всем этом участвовать.
Наталья Крылова, музыковед (Петрозаводск): - Самым интересным оказался сам феномен фестиваля - его существование и его возможность. Органичный и живой, он совсем не похож на смотры и парады, которые часто прикрываются этим названием. Он строится по законам поэтического произведения, имеет внутреннюю рифму, единую стилистику, ритм и образную систему. Международный фестиваль современного искусства им. Н.Рославца и Н.Габо не похож на элитный "междусобойчик", это территория, на которой встречаются творцы и их творения со слушателями и зрителями. Марку Белодубровскому удалось свести воедино: с одной стороны - "творческий дух", с другой - "непредубежденные уши и глаза". Также в рубрике:
|