Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 17-18 (7376) 8 - 14 мая 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Культурная эволюция

Прозрачная вариация на сферическую тему

ОТ АВАНГАРДА К ПОСТМОДЕРНИЗМУ

Татьяна РИВКИНД
Брянск


В Брянске прошел XVIII Международный фестиваль современного искусства им. Н.Рославца и Н.Габо

Татьяна РИВКИНД, Брянск

441425

Солирует М.Белодубровский

Сегодня фестивалями никого не удивишь. Абсолютные рекордсмены - наши столицы. Но нередко на вопрос, почему тот или иной фестиваль проводится в Москве, ответ очевиден - потому что столица. Окажись столица в другом городе, и фестиваль был бы там, не претерпев существенных изменений. А вот Брянский фестиваль современного искусства мог появиться только в Брянске, как Костромской театральный фестиваль - в Костроме. И тот, и другой связаны с культурными традициями, которые родились в этих краях. И потому - каждый по-своему - уникальны. Понятно, что сегодня эти культурные традиции давно принадлежат истории и миру. Но невозможно понять Островского без старинных улочек Костромы, ее набережной над Волгой, как нельзя понять распахнутые космосу картины Наума Габо или музыку Николая Рославца без особого очарования брянской природы. Но ведь и Брянск, образ и судьбу этого древнего города, тоже трудно понять без картин Наума Габо, даже тех, что были созданы очень далеко от этих мест. Если кто-то прерывает "связь времен", кому-то предстоит ее восстанавливать. Так что у этих фестивалей особая культурная миссия. Хотя любой фестиваль - прежде всего праздник: искусства исполнять и искусства слушать...

Праздник совершеннолетия

Концерт "Семнадцать мгновений фестиваля"

"Эволюция - не приспособление вида к незнакомой среде, но победа воспоминаний над действительностью". Эти парадоксальные строки Иосифа Бродского открыли программку нынешнего восемнадцатого фестиваля. Дожив до совершеннолетия, мы позволили себе оглянуться назад. И вдруг ясно ощутили: то, чем жили каждую весну, оказалось не просто моментами личной биографии, а фактами брянской - и российской - истории. Композитор и скрипач Марк Белодубровский понял это первым. Настойчиво и методично он вписывал в брянскую историю незаслуженно забытые имена. Вначале два - композитора-новатора Николая Рославца и одного из основоположников конструктивизма Наума Габо, наших земляков, давших имя фестивалю. Непростая это работа - возвращение имен, неугодных официозному искусству. А сейчас уже идут разговоры об улице имени Рославца в Брянске, о Центре современного искусства имени Н.Габо или хотя бы о таком зале в нынешнем Художественном музее. Ведь благодаря фестивалю фонды музея пополнились дизайнерскими работами "амазонок авангарда" Варвары Степановой и Любови Поповой. Елена Прейс (внучка В.Кандинского) и Александр Лаврентьев (внук А.Родченко), Натта Конышева и Мила Маркелова подарили Брянскому художественному музею свои работы. Обогатился музей и шелкографией Александра Константинова и графикой Олега Кудряшова. На нынешнем фестивале удалось все эти работы вытащить из запасников и показать публике на выставке "Семнадцать мгновений авангарда". В центре экспозиции - "Прозрачная вариация на сферическую тему" Наума Габо (реконструкция Вячеслава Колейчука), портрет самого Наума Габо кисти Владимира Хроменкова и полотно Владимира Златогорского "Новолуние", навеянное симфонической поэмой Н.Рославца "В часы новолуния".

Воскрешение имен

Фестиваль зарождался не в руководящих кабинетах, а в неформальной среде интеллектуалов-нонконформистов. В застойные годы клуб "Аподион" собирал полный зал музыкального училища. В канун перестройки его объявили рассадником диссидентства и "усилили" представителями комсомола, переименовали в безликое "Созвучие". Так бы он тихо и умер вместе с прочими "досуговыми объединениями по интересам", если бы не родился на его месте "Музыкальный февраль" памяти Н.Рославца, а затем и фестиваль его имени. Вначале фестиваль практически не имел никакой поддержки от властей - ни моральной, ни финансовой. И лишь спустя годы помощь пришла - от Минкультуры РФ и Государственного центра современного искусства, фондов Сороса и Форда. С каждым годом активнее участвует в подготовке и проведении фестиваля областное управление культуры, и прежде всего - заместитель начальника Наталья Сомова, стоявшая у истоков фестиваля еще будучи директором музучилища.

Три года назад у фестиваля появился главный коллективный организатор - Культурный фонд РАГД во главе с художественным руководителем Марком Белодубровским и директором Любовью Пчелкиной. В названии - аббревиатура: Рославец, Андреев, Габо и Добычин.

Открытия продолжаются

Два ярких гостя фестиваля - Марк Пекарский и Евгений Гришковец - стали его камертоном. Один в день открытия задал темп и настрой фестивалю вместе со своим ансамблем ударных инструментов. Другой завершил фестивальную афишу на сцене ТЮЗа, дав мастер-класс авторского, актерского и просто человеческого общения.

Спектакль "ОдноврЕмЕнно" - небольшой философский трактат, где одна из главных тем - время. Ускользающее, неуловимое... Вместе с залом автор импровизирует, ищет и находит парадоксы нашей жизни и на прощание просит зрителей загадать желание, роняя из рук бумажную звезду-самоделку. Такая метафора призрачного счастья, которое в руках у нас самих.

...Самые юные зрители спешили к Гришковцу за автографом. А для некоторых это вообще был первый визит в театр.

С Марком Пекарским и его ансамблем впервые солировал брянский скрипач Марк Белодубровский. По традиции на фестивале звучат мировые и российские премьеры. На этот раз впервые в России был исполнен концерт для скрипки и ударных Л.Харрисона и секстет для скрипки и ударных А.Хованесса.

Марк Пекарский впервые побывал в Брянске с ансамблем 10 лет назад, удивив публику тем, что играл на самых неожиданных ударных. В этот приезд он окончательно убедил, что музыку можно извлечь из чего угодно - составляющей частью концерта может стать электрический звонок и обычная радиопередача в прямом эфире.

Диалоги о современном искусстве сопровождали вернисажи Сергея Демьянкова в "Дружбе" и Сергея Клещикова в Выставочном зале.

Многие открыли графику Михаила Шемякина, чья персональная выставка начала череду фестивальных вернисажей. С Шемякиным была возможность пообщаться по телефону во время аудиомоста с Нью-Йорком, благодаря генеральному спонсору фестиваля компании "РеКом". Марк Белодубровский беседовал с друзьями свой юности Михаилом Шемякиным, Соломоном Волковым, Валерием Арзумановым, и все желающие могли задавать вопросы. Так проект "Из истории второй нонконформистской культуры" становился открытым и сопровождался музыкой друзей и выступлениями единомышленников - А.Кнайфеля, С.Сигитова, Г.Банщикова. В.Гаврилина и самого М.Белодубровского в исполнении С.Осколкова, А.Славного, С.Савенко, Е.Козловской и других музыкантов.

Перекличкой с музыкальными и изобразительными образами фестиваля стали "Провинциальные танцы" из Екатеринбурга, лауреат международных фестивалей, неоднократный призер "Золотой Маски". Одноактные балеты "Тихая жизнь с селедками" и "Кленовый сад" поразили неизбалованную балетом брянскую публику новизной тем и пластики. "Тихая жизнь с селедками" - постмодернистским черным юмором, неожиданным сочетанием прозы жизни с поэзией любви. Много чего происходит на сцене, прежде чем юноши-рыбы, пойманые в сети (любви?), окажутся в лучшем виде - "селедкой под шубой". Гастрономический пассаж "Ода сельди" прозвучал в финале как тонкий иронический гарнир к этому причудливому балетному блюду.

В этом году гостями фестиваля стали журналисты, пишущие о культуре, из Хабаровска, Челябинска, Нижнего Новгорода, Самары, Уфы, Томска, Орла, Смоленска, Саратова, Ростова-на-Дону, Петрозаводска, Ярославля. Всероссийский журналистский семинар "Культурная эволюция", который прошел при поддержке Фонда Форда, дал новый, свежий взгляд на то, к чему в Брянске, возможно, привыкли.

Торжественный прием в Хрустальном конференц-зале обладминистрации, оборудованном на европейском уровне, - первое яркое впечатление коллег, приехавших из пятнадцати городов. Знакомство с Брянском, его храмами и монастырями, поездка в древний Вщиж и на родину Ф.И.Тютчева, к 200-летию со дня рождения которого готовится Брянск, главные события Года культуры, объявленного на Брянщине, стали дополнением к фестивалю и семинару.

Наши коллеги признались, что не ожидали от Брянска столь насыщенной программы и такого уровня фестиваля, программа которого могла бы украсить афишу любой европейской столицы.

В рамках семинара прошло шесть лекций о современной музыке и искусстве. Перед его участниками выступили музыковед и пианистка Ирина Северина, профессор Московской консерватории Светлана Савенко, критик Федор Софронов, руководитель Ассоциации современной музыки композитор Виктор Екимовский. А встреча с заместителем главного редактора дизайн-журнала "Табурет" Алисой Ривкинд и ее мультимедиа-лекция "На чем сидели..." наглядно показала, что в мебельном дизайне тоже есть своя поэзия.

    

Виктор Екимовский (Москва):

- Раньше музыкальными столицами признавались Москва и отчасти Петербург. Сегодня на равных с ними выступают другие города, которые и провинциальными не хочется называть.

    

Светлана Савенко (Москва):

- У фестиваля есть продуманная концепция. Но он преподнес и сюрпризы, что тоже очень важно. Любопытны музыкальные, живописные и литературные аналогии и контрасты. Мне самой было интересно во всем этом участвовать.

    

Наталья Крылова, музыковед (Петрозаводск):

- Самым интересным оказался сам феномен фестиваля - его существование и его возможность. Органичный и живой, он совсем не похож на смотры и парады, которые часто прикрываются этим названием. Он строится по законам поэтического произведения, имеет внутреннюю рифму, единую стилистику, ритм и образную систему.

Международный фестиваль современного искусства им. Н.Рославца и Н.Габо не похож на элитный "междусобойчик", это территория, на которой встречаются творцы и их творения со слушателями и зрителями. Марку Белодубровскому удалось свести воедино: с одной стороны - "творческий дух", с другой - "непредубежденные уши и глаза".

Также в рубрике:

ОТ АВАНГАРДА К ПОСТМОДЕРНИЗМУ

КЛАССИКИ И СОВРЕМЕННИКИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;