Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 17-18 (7376) 8 - 14 мая 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияКаменные гостиГород на Неве может не выдержать нашествия "юбилейных" памятников САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ – 300 ЛЕТАнна МАРТОВИЦКАЯ 300-летие Санкт-Петербурга обещает войти в историю города как самый урожайный год на новые монументы - их с помпой преподносят частные лица, коммерческие организации, госструктуры и страны-партнеры. Как тут не вспомнить музей подарков товарищу Сталину с портретами, вырезанными на рисовых зернах и вытканными на самых больших в мире коврах? Правда, памятники, в отличие от ковров, в музей не спрячешь - все они предназначены для установки на улицах и площадях Санкт-Петербурга, и дарителей, как правило, не очень волнует, готов ли к этому город. Не секрет, что любая круглая дата - раздолье для скульпторов. В принципе каждый из них всю жизнь только и делает, что творит да ищет заказчиков, готовых оплатить изготовление и установку памятника. Заказчики, в свою очередь, от скульпторов обычно прячутся, не желая тратиться на высокое искусство, и только такое крупное событие, как юбилей города, способно заставить их искать дружбы с ваятелями. Потому что без ваятелей дело - труба: и перед руководством города не отметишься, и в памяти народа не останешься.
Между тем вопрос, способен ли мегаполис единовременно принять около 50(!) новых произведений скульптуры, сегодня является едва ли не самым острым для его властей. Комитет по градостроительству и архитектуре настолько измучился, подыскивая тому или иному дару подходящее место, что от всяких официальных комментариев отказывается - не до того. "Это какой-то сумасшедший дом! - в отчаянии заявил мне один чиновник, естественно, пожелавший остаться неназванным. - Сообщения о том, что кто-то собирается подарить городу памятник, поступают буквально каждый день. Совершенно очевидно, что без закона, запрещающего или хотя бы жестко регулирующего процесс дарения монументов, нам не обойтись. Но власти города, похоже, не отдают себе отчета в том, что Петербург может быть просто погребен под массой гигантских и бездарных сооружений". Подарок - жанр очень вольный. И каждая страна, приглашенная участвовать в грядущих юбилейных торжествах, трактует его по-своему. Увы, при этом дарители реже всего руководствуются эстетическими соображениями - памятники преподносятся Северной Пальмире либо потому что "нашего человека у вас еще нет", либо потому что монумент давно изготовлен и пылится в закромах. Нашим гидом по скульптурным дарам, приготовленным Санкт-Петербургу, любезно согласился быть Михаил Золотоносов, известный искусствовед и журналист, сам себя в шутку называющий скульптуроведом. Ближайшие соседиРешительнее всего в юбилейно-монументальную гонку включились страны СНГ. Их "сувениры" не могут не поразить разнообразием замыслов и художественных воплощений. Грузинские скульпторы решили отдать дань своему знаменитому соотечественнику Георгию Товстоногову. Скульптор Теймураз Мурвалидзе изобразил режиссера в виде кентавра, напоминая тем самым о нашумевшей "Истории лошади". Монумент предполагается сделать полым и по ночам подсвечивать его изнутри - по словам ваятеля, именно так скульптура сможет "нести огонь добра, которого так много было у режиссера". Памятник Георгию Товстоногову планируется установить перед Большим драматическим театром, носящим его имя. Отлит он будет в Тбилиси, а потом отправлен в Санкт-Петербург. "Пока никакие работы по подготовке к приезду монумента не ведутся, - рассказывает Михаил Золотоносов. - Не слышно в последнее время и про сам монумент: приедет ли он и если да, то когда? Строго говоря, у здания БДТ для него и места-то нет: театр выстроен по красной линии, а тротуар для памятника место неподходящее". Украинская община, воодушевленная установкой пугающего своей пластикой монумента Тарасу Шевченко, предложила в качестве подарка к 300-летию памятник матросу Петру Марковичу Кошке, герою Севастопольской обороны 1854 - 1855 годов. Это, бесспорно, был бы сугубо политический дар, так как содержал бы в себе недвусмысленное утверждение права Украины на Севастополь. Возможно, именно поэтому проект памятника так и не был согласован - обошлись мемориальной доской. Президент Леонид Кучма также порывался преподнести Питеру бронзовую фигуру Александра Второго, но, как нам удалось выяснить, и эту идею временно заморозили. Казахское общество дружбы с Россией готовится к установке памятника Джамбулу, выполненного в соцреалистической манере, - в одноименном переулке. Место выбрано глухое и, увы, нетрудно догадаться, что станет с бедным Джамбулом, если его никто не будет охранять. В затылок Джамбулу дышит зачинатель новой татарской литературы Габдулла Тукай. Его, естественно, собирается подарить Казань, причем до самого недавнего времени она настаивала на установке памятника около Казанского собора. То, что здесь уже имеются не последние с точки зрения художественной ценности монументы Кутузову и Барклаю де Толли, очевидно, не казалось существенным. Скромнее всех выступило Общество молдавско-российской дружбы, подарившее Петербургу памятник Антиоху Кантемиру. Над этим камерным объектом трудился скульптор Юрий Канашин. Памятник будет установлен во дворе журфака ЛГУ, где уже имеются бюст Блока и некий объект под названием "Размышления о маленьком принце". По словам Михаила Золотоносова, на факультете учится много платных студентов, и лишние деньги декан решил вкладывать в создание сада скульптур. Как тут не поверить в невидимую нить, связывающую российские столицы? Петербург мечтает о саде скульптур, словно позавидовав бессмысленному монументальному сборищу у московского ЦДХ, а Первопрестольная, в свою очередь, намерена обзавестись точной копией Летнего сада - и не где-нибудь, а около ЦДХ! Наибольшей тайной окутан дар Латвии. Как известно, в Риге есть конный памятник Петру Первому, который был установлен еще в 1910 году, но демонтирован во время Первой мировой войны. С тех пор монумент томился в запасниках, и несколько лет назад латыши придумали преподнести его Петербургу к 300-летию. Однако до этой даты случилось 800-летие Риги, на время празднования которого памятник был установлен в столице Латвии и так понравился местным жителям, что те решили: Россия достойна лишь копии Петра. Петербуржцы подумали-подумали и на копию согласились. Первоначально ее планировали установить в Красногвардейском районе, но тамошняя администрация яростно этому воспротивилась: оно и понятно, необходимое благоустройство "съело" бы весь местный бюджет. Теперь Петра якобы "прописали" на сакральную территорию Константиновского дворца, который в эти дни заканчивает свое небывалое по срокам и затратам перевоплощение в президентскую резиденцию. Эта стройка века настолько засекречена, что узнать что-либо о судьбе рижского дара нам не удалось. Например, готовится ли фундамент, необходимый для установки внушительной конной скульптуры? Прибыл ли сам монумент в Петербург или еще скучает на границе? Остается надеяться, что в дни празднования 300-летия Константиновский дворец будет показан народу хотя бы по телевизору, и мы одним глазком успеем взглянуть на рижского Петра. Далекие друзья"Отметиться" на юбилее Санкт-Петербурга с помощью памятника сочли для себя незазорным и страны дальнего зарубежья. Так, Финляндия придумала подарить двухметровое бронзовое яйцо. И, пожалуйста, не надо спрашивать, о чем этот дар, - скорее всего, финны действовали по принципу "чем богаты, тем и делимся". Михаил Золотоносов ядовито замечает: "Зачем долго думать, куда положить яйцо? Есть 36-метровый обелиск, посвященный 40-летию Победы, который размещен на площади Восстания и в народе прозванный "Мечта импотента". Но Золотоносову, вольному критику-зоилу, все бы шутки шутить, а властям действительно надо куда-то пристраивать бронзовое яичко, снесенное финскими друзьями. Правительство США якобы готово подарить три памятника: Джорджу Вашингтону, Джону Полю Джонсу (американскому адмиралу, который служил в Российском флоте при Екатерине и ею же из России был выдворен), а также адмиралу Крюйсу (сподвижнику Петра). Италия выделила средства на изготовление и установку четырех бюстов итальянских архитекторов, участвовавших в создании Петербурга. Бюсты поставят на Манежной площади. Французы собирались воздвигнуть на Сенной площади стеклянную "Башню Мира" высотой 18 метров, но постепенно выяснилось, что это не официальный подарок, а частная инициатива художницы Клары Хальтер и ее мужа, возглавляющего французский Комитет по подготовке празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Частные же подношения нужно растаможивать за свой счет, чего чета Хальтеров не потянет при всем желании увековечиться. Самая досадная заминка вышла с греками. Они подарили городу изваяние своего национального героя Иоанниса Каподистрия (в начале XIX века он состоял на российской дипломатической службе, потом стал президентом Греции) - правда, не бюст, как предполагалось изначально, а уже отлитую бронзовую фигуру, высота которой с постаментом и так называемым гранитным "конвертом" составит 5,5 метра. Градостроительный совет Петербурга был просто обескуражен этим сюрпризом. Всеобщую неловкость усугубило и то обстоятельство, что в городе не сохранилась Греческая площадь, на которой Каподистрия простодушно собирались установить его изготовители. В итоге монумент предварительно решили поместить между БКЗ "Октябрьский" и зданием билетных касс. Аргумент в пользу этого варианта нашли довольно быстро: концертный зал построен на месте снесенной Греческой церкви, и Иосиф Бродский именно об этом месте написал свое знаменитое "Теперь так мало греков в Ленинграде..." Бесценный хламМонументальной благотворительностью активно занимаются и частные лица. За последние пару месяцев в администрацию Санкт-Петербурга поступали предложения об увековечении памяти Рериха (на Васильевском острове), Николая Гоголя и его героев, генерала Брусилова, воинов, павших в советско-финляндской войне, моряков-тральщиков в Балтийском море. Иллюстрируя спонтанность и откровенную надуманность этих предложений, Михаил Золотоносов любит рассказывать историю о том, как ООО МНПК "Технолог" предложило подарить городу памятник Циолковскому: небольшое расследование показало, что это оптовая продуктовая база, расположенная на улице Циолковского. Конечно, от самых нелепых идей город старается отказываться, однако от памятника, который преподносит правительство дружественной державы, откреститься не так уж просто. Строго говоря, это вообще не принято. Кроме того, установка монумента - это всегда благоустройство территории, благодаря которому, как говорят, можно прикарманить немного (или много) бюджетных денег и получить "откаты", поэтому на уровне чиновников бронзовые "безделушки" всячески приветствуются. ...17 мая у Иоанновского моста Петропавловской крепости откроется памятник зайцу. Бронзовая фигурка ростом всего 60 сантиметров официально называется "Зайчик, спасшийся от наводнения". По всему выходит, что именно этому изваянию суждено стать первым в череде "юбилейных" памятников, которые в течение лета и осени будут занимать свои места под небом Санкт-Петербурга. Что ж, дареному коню в зубы не смотрят. А в сказки про то, что памятники могут сниматься с пьедестала и преследовать горожан "на звонко-скачущем коне", современные власти не верят. Также в рубрике:
|