Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 16 (7375) 24 апреля - 7 мая 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Юбилейная любовь

Русский музей в Москве

ВЫСТАВКА

Тамара КОРТОНОВА
Фото ИТАР-ТАСС


На выставке

Неминуемо приближающийся юбилей Санкт-Петербурга требует не только починки мостовых и очистки каналов, но и того, что в официальных документах принято называть "культурными мероприятиями". В Москву к 300-летию Северной столицы чего уже только не привозили - и фотографию, и современную живопись, и коллекцию Павловского музея-заповедника, теперь настал черед Русского музея. С невских берегов в Первопрестольную приехали произведения Бруни, Брюллова, Врубеля, Серова, Малевича, Кандинского. Выставка, вопреки обыкновению, даже захватила не только традиционную для подобных мероприятий в ГМИИ анфиладу, но и два соседних с ней зала, представив более 150 экспонатов - произведения графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Опорными точками экспозиции, как и предполагалось, стали инсталляция "Белого зала" Михайловского дворца (центрального зала Русского музея), устроенная в апсиде нашего Белого зала, огромное полотно Ф.Бруни "Медный змий" и шедевры из собрания живописи начала ХХ века.

Кроме того, что все экспонаты приехали из Санкт-Петербурга и находятся на хранении одного музея, выделить некую объединяющую их идею довольно сложно. Обещания организаторов показать не просто русское искусство нового времени, а некую петербургскую тему, как, впрочем, и отказ от живописи передвижников в связи с изобилием подобных картин в Москве, при осмотре экспозиции выглядели малоубедительно. Выставка так и напоминала дайджест для школьников - череда классических энциклопедических произведений, по одному на каждого художника и направление. В основном портреты людей, так или иначе связанных с Петербургом или косвенно с Русским музеем, например Великая княгиня Елена Павловна - первая хозяйка Михайловского дворца, основатель города Петр Первый, чья голова встречает посетителей еще на лестнице, или воспитанницы Смольного института. Тему Петербурга вроде бы поддерживают и разнообразные городские ведуты: работы Ф.Алексеева, К.Беггрова, И.Майера, К.Маковского, А.Волкова. Безлюдные или наполненные шумной городской суетой, эти пейзажи дополнены произведениями Императорского фарфорового завода: фигурками городских торговцев и разносчиков, вазами и тарелками с зарисовками Северной Пальмиры. Тривиальность - казалось бы, уязвимое место проекта, как раз и является залогом коммерческого успеха выставки. В любви к городу на Неве готовы признаться не только Петр Вяземский, чья строчка "Я Петербург люблю..." взята организаторами в качестве названия выставки, но и сотни москвичей, приход которых на выставку прогнозируем и неизбежен. И дело здесь даже не в том, что, по мысли устроителей, "московские зрители впервые увидят такие знаменитые картины" - думается, среди посетителей Пушкинского музея достаточно людей, бывавших и в самом Петербурге, и в его музеях. Просто лишний раз посмотреть на любимые произведения искусства, будь то портрет Иды Рубинштейн В.Серова или "Парад на Царицыном лугу" Г.Чернецова, не садясь при этом в скорый поезд, будет, без сомнения, приятно многим.

Выставки из коллекций музеев мира в ГМИИ не новость, но выставка собрания другого крупнейшего музея, да еще музея русского, а не мирового искусства, требует и размышления, и пояснения. С одной стороны, Пушкинский музей в очередной раз дал понять, что он активнее и прозорливее Третьяковской галереи, что он чтит памятные даты и готовится к ним не на словах, а на деле. С другой - возникает законный вопрос, почему ГТГ - музей не меньшего государственного значения, чем Русский и ГМИИ, не участвует в проекте, ведь, казалось бы, кому, как не Третьяковке, пристало принимать в своих стенах выставку из коллекции Русского музея, сопоставляя московскую и петербургскую художественные школы, императорско-государственную и купеческую системы коллекционирования. Извечное соперничество музеев придало бы выставке необходимую пикантность, а Третьяковка смогла бы добавить к привозным шедеврам произведения из собственного собрания, отдав, таким образом, дань русской классической школе, которая зародилась и развилась в Петербурге. Но тогда, при возможности столь редкого и ценного соположения "питерских" и "московских" работ, смыслом и средоточием проекта стало бы именно русское искусство, его тенденции и развитие, а отнюдь не юбилейная помпа.

Без сомнения, Русский музей не просчитался с выбором - в окружении памятников мирового искусства русские "изящные художества" выглядят эффектно и респектабельно. Но это же стало и искушением. Теперь уже самим организаторам в какой-то момент питерская одежка выставки стала тесновата - уж очень хотелось показать Москве, в общем-то избалованной собственными собраниями русского искусства, и своеобразие коллекции Русского музея, и преемственность неоклассической архитектуры клейновского Белого зала ГМИИ петербургскому ампиру Михайловского дворца великого Росси. Последнее, надо признать, с успехом удалось: колоннады Белых залов - реального и изображенного на огромном принте, - словно перетекают друг в друга, а вот подходить к выставке с позиций репрезентации питерской коллекции явно не стоило. Получилось, что уникальность Русского музея в том, что в его фондах оказались произведения ведущих отечественных художников, творивших на протяжении имперской истории Российского государства. Но это, простите, не уникальность, а предназначение, для того он и был учрежден государем императором в 1895 году.

Так что, пользуясь случаем, совершите вояж от привычных образов Лаврушинского переулка до Русского музея, благо разделяют их в ближайшие четыре месяца не 750 километров тряской и дорогой дороги, а всего лишь несколько остановок метро. И не тратьте время на древнерусскую допетербургскую иконописную часть Третьяковки - в ГМИИ параллелей ей вы не найдете, зато получите возможность по-новому увидеть привычные вещи. Например, "Иду Рубинштейн", кокетливо лежащую на контрастно черном фоне музейной выгородки, и Александра Пушкина, стоящего ниже уровня глаз в кругу литераторов среди толпы на Царицыном лугу. Поверьте, в Русском музее все совсем по-другому.

Также в рубрике:

ВЫСТАВКА

ДАТА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;