Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7375) 24 апреля - 7 мая 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеЮбилейная любовьРусский музей в Москве ВЫСТАВКАТамара КОРТОНОВА
Неминуемо приближающийся юбилей Санкт-Петербурга требует не только починки мостовых и очистки каналов, но и того, что в официальных документах принято называть "культурными мероприятиями". В Москву к 300-летию Северной столицы чего уже только не привозили - и фотографию, и современную живопись, и коллекцию Павловского музея-заповедника, теперь настал черед Русского музея. С невских берегов в Первопрестольную приехали произведения Бруни, Брюллова, Врубеля, Серова, Малевича, Кандинского. Выставка, вопреки обыкновению, даже захватила не только традиционную для подобных мероприятий в ГМИИ анфиладу, но и два соседних с ней зала, представив более 150 экспонатов - произведения графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Опорными точками экспозиции, как и предполагалось, стали инсталляция "Белого зала" Михайловского дворца (центрального зала Русского музея), устроенная в апсиде нашего Белого зала, огромное полотно Ф.Бруни "Медный змий" и шедевры из собрания живописи начала ХХ века. Кроме того, что все экспонаты приехали из Санкт-Петербурга и находятся на хранении одного музея, выделить некую объединяющую их идею довольно сложно. Обещания организаторов показать не просто русское искусство нового времени, а некую петербургскую тему, как, впрочем, и отказ от живописи передвижников в связи с изобилием подобных картин в Москве, при осмотре экспозиции выглядели малоубедительно. Выставка так и напоминала дайджест для школьников - череда классических энциклопедических произведений, по одному на каждого художника и направление. В основном портреты людей, так или иначе связанных с Петербургом или косвенно с Русским музеем, например Великая княгиня Елена Павловна - первая хозяйка Михайловского дворца, основатель города Петр Первый, чья голова встречает посетителей еще на лестнице, или воспитанницы Смольного института. Тему Петербурга вроде бы поддерживают и разнообразные городские ведуты: работы Ф.Алексеева, К.Беггрова, И.Майера, К.Маковского, А.Волкова. Безлюдные или наполненные шумной городской суетой, эти пейзажи дополнены произведениями Императорского фарфорового завода: фигурками городских торговцев и разносчиков, вазами и тарелками с зарисовками Северной Пальмиры. Тривиальность - казалось бы, уязвимое место проекта, как раз и является залогом коммерческого успеха выставки. В любви к городу на Неве готовы признаться не только Петр Вяземский, чья строчка "Я Петербург люблю..." взята организаторами в качестве названия выставки, но и сотни москвичей, приход которых на выставку прогнозируем и неизбежен. И дело здесь даже не в том, что, по мысли устроителей, "московские зрители впервые увидят такие знаменитые картины" - думается, среди посетителей Пушкинского музея достаточно людей, бывавших и в самом Петербурге, и в его музеях. Просто лишний раз посмотреть на любимые произведения искусства, будь то портрет Иды Рубинштейн В.Серова или "Парад на Царицыном лугу" Г.Чернецова, не садясь при этом в скорый поезд, будет, без сомнения, приятно многим. Выставки из коллекций музеев мира в ГМИИ не новость, но выставка собрания другого крупнейшего музея, да еще музея русского, а не мирового искусства, требует и размышления, и пояснения. С одной стороны, Пушкинский музей в очередной раз дал понять, что он активнее и прозорливее Третьяковской галереи, что он чтит памятные даты и готовится к ним не на словах, а на деле. С другой - возникает законный вопрос, почему ГТГ - музей не меньшего государственного значения, чем Русский и ГМИИ, не участвует в проекте, ведь, казалось бы, кому, как не Третьяковке, пристало принимать в своих стенах выставку из коллекции Русского музея, сопоставляя московскую и петербургскую художественные школы, императорско-государственную и купеческую системы коллекционирования. Извечное соперничество музеев придало бы выставке необходимую пикантность, а Третьяковка смогла бы добавить к привозным шедеврам произведения из собственного собрания, отдав, таким образом, дань русской классической школе, которая зародилась и развилась в Петербурге. Но тогда, при возможности столь редкого и ценного соположения "питерских" и "московских" работ, смыслом и средоточием проекта стало бы именно русское искусство, его тенденции и развитие, а отнюдь не юбилейная помпа. Без сомнения, Русский музей не просчитался с выбором - в окружении памятников мирового искусства русские "изящные художества" выглядят эффектно и респектабельно. Но это же стало и искушением. Теперь уже самим организаторам в какой-то момент питерская одежка выставки стала тесновата - уж очень хотелось показать Москве, в общем-то избалованной собственными собраниями русского искусства, и своеобразие коллекции Русского музея, и преемственность неоклассической архитектуры клейновского Белого зала ГМИИ петербургскому ампиру Михайловского дворца великого Росси. Последнее, надо признать, с успехом удалось: колоннады Белых залов - реального и изображенного на огромном принте, - словно перетекают друг в друга, а вот подходить к выставке с позиций репрезентации питерской коллекции явно не стоило. Получилось, что уникальность Русского музея в том, что в его фондах оказались произведения ведущих отечественных художников, творивших на протяжении имперской истории Российского государства. Но это, простите, не уникальность, а предназначение, для того он и был учрежден государем императором в 1895 году. Так что, пользуясь случаем, совершите вояж от привычных образов Лаврушинского переулка до Русского музея, благо разделяют их в ближайшие четыре месяца не 750 километров тряской и дорогой дороги, а всего лишь несколько остановок метро. И не тратьте время на древнерусскую допетербургскую иконописную часть Третьяковки - в ГМИИ параллелей ей вы не найдете, зато получите возможность по-новому увидеть привычные вещи. Например, "Иду Рубинштейн", кокетливо лежащую на контрастно черном фоне музейной выгородки, и Александра Пушкина, стоящего ниже уровня глаз в кругу литераторов среди толпы на Царицыном лугу. Поверьте, в Русском музее все совсем по-другому. Также в рубрике:
|